Северная Корея, как известно, страна очень закрытая. Большинство из нас, ничего не знает о том, как там живут люди, об их быте, образе и уровне жизни, мыслях и помыслах. Ну это конечно же если не считать знаниями всевозможные слухи, которые, между прочим, очень разные. Одни вас напугают ужасами северокорейского диктата, другие же, наоборот расскажут о "рае на земле", который построил корейцам великий Ким. Да, у нас в стране таких рассказчиков можно встретить.
Ясно одно, из-за не вполне адекватного управления и многолетних международных санкций, окончательно отрезающих и без того закрытую страну от внешнего мира, назвать Северную Корею богатой, нельзя. Однако хоть и живут последователи Чучхе бедновато, у них даже есть свое метро. И, как и вся страна в целом, метрополитен у них также удивителен и необычен. Второго такого в Мире вы точно не встретите.
Надо сказать, что своим метрополитеном жители Пхеньяна очень гордятся. Собственно гордятся как его наличием, так и красиво оформленными станциями. Говорят они всецело верят, что их метрополитен самый лучший и красивый в мире. Но мы то знаем, что они просто в Москве да Петербурге не были.
Открылась подземка 6 сентября 1973 года. Кстати это был первый метрополитен на территории обеих Корей. Южные соседи построили метро аж на целый год позже. Ну чем не еще один повод для гордости? Идеи Чучхе прогрессивнее южного капитализма. Ну правда то что с 1973 года, так и не осилили больше двух линий, на которых расположилось 16 действующих станций, плюс одна закрытая, в то время как у южных соседей метро построили уже в шести городах, из которых в одном только Сеульском 9 линий и целых 316 станций — нюансы о которых вам не скажут.
Кстати проходку на другую сторону реки Тэдонган, на берегах которой стоит Пхеньян, северокорейцы тоже не осилили. Попытки проходки были, еще в те времена, когда метро переживало активное строительство, но закончились они крупной аварией. С тех пор, новых попыток не предпринималось. Так метрополитен и расположен лишь по одну сторону Тэдогана.
Это вовсе не означает, что власти Северной Кореи не хотят развивать свое метро. Хотят и даже предпринимали попытки как построить третью линию, так и продлить уже существующие. Однако все эти попытки потерпели фиаско по весьма банальной причине, а именно ввиду отсутствия финансов.
Если до 2016 года, вы приехали бы в эту удивительную страну как турист, то о том, чтобы посмотреть все, или хотя бы половину станций местного метро, вы не могли бы даже мечтать. Туристов пускали лишь на две из 16 действующих станций, и то в сопровождении, и только с гидом, который восторженно рассказал бы вам о том, что местно метро — лучшее в мире. Хотя в КНДР, везде пускают в сопровождении, в принципе.
Это странное желание корейцев спрятать свое метро от иностранных глаз, породило множество слухов. В числе которых, самым безобидным был слух о том, что туристов не пускают на другие станции, потому что ввиду нехватки денег, они очень примитивно отделаны, и то что на тех станциях, ради экономии денег, действует только дежурное освещение, и потому туристам туда вход закрыт, чтобы не видели эту подноготную.
Честно говоря, может так оно и было, в плане экономии. Правда мне не совсем понятно зачем это делать. Метрополитен, итак, очень энергозатрантное сооружение, и несколько зажженных ламп, погоды не сделают.
Самые смелые предположения, кстати, были таковы, что никакого метро в Пхеньяне, за исключением этих двух станций вообще нет. Все картонные декорации, призванные пустить пыль в глаза туристам. Однако в 2016 году, власти страны неожиданно открыли для посещения иностранцами все станции метро. И теперь мы точно знаем, что оно существует, и не менее богато украшено. Наподобие дохрущевских московских станций. Сказывается советская школа метростроя.
Но этот вовсе не значит, что гулять по метро вы теперь можете свободно. Корейцы не допустят, чтобы иностранный турист отклонился от туристического маршрута, увидев реальную Корею, а не ту, какой её показывает пропаганда. Потому с вами всегда будут сопровождающие, которые не дадут вам сбежать в город.
Но что представляет собой местный метрополитен в целом?
Первое что бросается в глаза, это то что метро, все же военный объект. У работников подземки даже униформа военного покроя. Кстати, просто так прийти и устроиться на работу сюда нельзя, на службу в метро отправляют только идеологически продвинутую молодежь, после специального отбора. Так что устроиться сюда нельзя, а попасть по распределению — можно.
Живут работники в условиях, так же близких к военным. Говорят что даже селят их в неких полуказарменных общежитиях.
Вероятно, метрополитен имеет связь с некими подземными военными объектами, а каждая станция, изначально проектировалась как бомбоубежище и оборудована гермозатворами.
Вы скажете что в Москве то же самое. Но отчасти это не так. Московское метро придумали использовать как бомбоубежище, когда эту необходимость продиктовала война. А гермодвери установили и того позже. Изначально проект метрополитена такой нагрузки не нес. А вот в Пхеньяне, все наоборот.
И что сейчас, что во времена СССР, в нашем метро работали обычные люди, а не строевые казарменные жители.
Однако несмотря на эту воинственность, как уже упоминалось выше, северокорейское метро имеет богатую отделку. Разумеется, ведь это дело престижа и идеологии. Кстати об идеологии. Она тут везде. Стены украшены мозаиками и барельефами с изображением "дорогих вождей" и эпизодов из их жизни.
На станциях даже есть стенды с газетами, чтобы заходя в метро, трудящийся получал идеологически правильную информацию. Между прочим, портреты вождей висят даже в вагонах.
К слову о них. Изначально, в метро катались китайские поезда 1972-1973 годов выпуска. Однако в 1999 году, их сняли с эксплуатации, вернув обратно в Китай, где те продолжили работать в метро Пекина, поскольку ввиду открытия новых линий, оно остро нуждалось в подвижном составе.
Вместо китайских вагонов, корейцы закупили у германии поезда Gl, выпущенные в 1978 - 1982 годах.
Казалось бы, вроде как получилась обновка. Но проездили они недолго. Уже в 2001 году, Gl сняли с линии, поскольку они оказались недостаточной вместимости, и заменили на ГДРовские вагоны серии D 1957 - 1965 годов постройки, то есть еще более старые, чем были изначально.
Так и катаются эти раритеты по пхеньянскому метро. Вагончики, кстати, с виду вполне приличные, и даже уютные. Только вот освещают их почему-то слабо. В смысле светится только часть ламп. Объяснение этому найти трудно. Вариант с экономией электричества, слишком нелеп. Может лампочки экономят? Или это чтобы портреты вождей в сумраке больше выделялись? Ведь над ними всегда светит лампочка.
В общем, как бы то ни было, прокатиться на северокорейском метрополитене — классный опыт для любого любителя метро