Продуктовые гипотезы
Что же такое продуктовая гипотеза?
Всегда нужно помнить, что любая ваша идея, не подтвержденная экспериментальным путем - гипотеза.
И что бы не тратить зря ваши деньги и время нужно понимать как и для чего нужна продуктовая гипотеза.
Любой продукт до старта - это всего лишь идея предпринимателя, твоего босса, коллеги или твоя.
Конечно, работать по системе “создадим 10 продуктов и 1 из них 100% выстрелит" - нельзя. Всегда лучше прибегать к тестированию этих десяти продуктов (идей) и поиска, таким образом, рабочих и прибыльных. Правда не всегда второй метод является эффективным. Порой чрезмерная зависимость от данных и over-analytical mindset мешают принимать хорошие решения. Поэтому всегда важно понимать как правильно сформулировать гипотезу и быстро, с минимальными затратами, ее тестировать.
Правила формулировки гипотез
На самом деле все гениальное просто и не нужно выдумывать Лабиринт Фавна, чтобы сформулировать гипотезу для дальнейшего тестирования
Ясность
Формулировать гипотезу необходимо так, чтобы ее суть была понятна не только вам самим, но и окружающим. Если мнение о правильности гипотезы у вас и вашей команды не совпадают, тут могут помочь совместные документы, где каждый от себя напишет “правильную” версию и после вы сможете прийти к чему-то общему.
Структура
Гипотеза, как правило, выглядит так:
Гипотеза / Я верю, что <описание изменения>. Чтобы проверить мы <описание эксперимента> и измерим <описание метрики>. Эксперимент удачен, если <значение метрики>.
Опровержимость (как ни странно)
Предположения не должны быть слишком простыми и очевидными. Опровержимость означает, что ваше допущение с высокой вероятностью может оказаться неверным. Возможность аннулировать некоторые из ваших бизнес-гипотез очень хороша, так как это приведет к более быстрому темпу обучения.
Предположение, которое записано ясно, структурировано и с возможностью опровержения, может считаться бизнес-гипотезой, которую необходимо проверять.
Проверить гипотезы можно несколькими способами:
- Аналоги - в мире вряд ли есть что-то не изобретенное или уникальное: либо продукт уже где-то работает, либо кто-то об этом думает. Нужно использовать и копировать опыт других. Наверняка, кто до вас уже пытался решать эту или похожую проблему
- Антиподы - вытекающий шаг из аналогов. Глядя на аналоги продукта, вы понимаете как хотели бы сделать иначе. Учится на чужих ошибках, чтобы понять чего делать не стоит или найти подтверждение своих гипотез в их действиях.
- Внутреннее убеждение и тестирование - стоит помнить, что конкуренты - это хорошо, а много конкурентов еще лучше. Все это значит, что продукт в той или иной степени кому-то нужен. Если вы не нашли ответов на свои вопросы в аналогах и антиподах, то нужно проверять гипотезы основываясь на ваших предположениях и внутренних убеждениях. Используйте информацию полученную в ходе анализа аналогов и антиподов.
Алгоритмом для формулирования бизнес-гипотез и предположений:
- Предположение: сформулируйте свое предположение.
- Аналоги: примеры каких компаний могут подтвердить ваши гипотезы? Какой положительный опыт можно использовать для своего проекта?
- Антиподы: что можно сделать иначе? что может привести к неудаче?
- Тестирование: как можно быстро проверить/опровергнуть эту гипотезу?
- Сроки тестирования: насколько быстро можно протестировать гипотезу?
- Показатели, которые будем отслеживать в процессе тестирования: Какие количественные и качественные результаты мы будем измерять? Какой результат будет считаться подтверждением гипотезы?
- Доступный бюджет на тестирование
- Выводы и идеи, после тестирования
Что такое HADI
Методология HADI представляет собой простейший алгоритм — от гипотезы через действие к данным и выводам.
Но все идеи, пришедшие в голову, тестировать не нужно. На гипотезы тянут только обоснованные предположения с измеримым результатом, которые можно проверить опытным путем (например с помощью СustDev, UX-теста, A/B-теста, создания MVP).
Самый быстрый способ найти потребность и проверить гипотезу
СustDev
Кастдев (от англ. Customer development, сокращенно custdev) - это «процесс получения инсайтов от пользователей для создания, проверки и оптимизации идей развития продукта с помощью интервью и структурированных экспериментов». По своей сути - это клиентоориентированный подход к бизнесу, когда продукт решает проблему клиента. Сначала выявляется проблема, потом разрабатывается продукт, а не наоборот.
Зачем и как говорить с потребителем
Любой маркетолог знает, что перед запуском MVP (Minimum Viable Product - минимально жизнеспособный продукт), нужно протестировать идею бизнеса на целевой аудитории. Это кажется логичным и очевидным. Есть позитивный фидбек – пилим продукт, нет – ищем инсайт рынка или другую идею стартапа.
На CustDev выделяют три типа интервью: управленческое, проблемное и UX.(Спроси маму - полезная книга для CustDev) Управленческое призвано выявить сильные и слабые стороны продукта/ услуги. Проблемное интервью направлено на выявление потребностей целевой аудитории и способов решения. UX направлено на тестирование customer journey, фичей (нужных и не очень), подробной обратной связи по вашему MVP.