Найти тему

Свою первую главную роль в полнометражном кино Евгений Миронов сыграл в отличном фильме о начале Великой Отечественной войны

Оглавление

Период Перестройки подарил нам несколько хороших фильмов о Великой Отечественной войне, после которых наступил длительный провал в этой тематике. Многие из этих фильмов если не забыты, то попадают на экраны крайне редко. Вместо них нас просят смотреть ширпотреб, который снят неприлично плохо.

Фильм "Перед рассветом", который вышел в 1989 году, стал уже пятой работой Евгения Миронова в кино на тот момент. До него актёр снялся в эпизодических ролях в трёх полнометражных лентах и в главной роли в короткометражке "Зверь ликующий".

Сюжет

Начало Великой отечественной войны. Молодому лейтенанту НКВД поручено доставить в тыл группу заключённых, среди которых есть и уголовные, и политические. С первых кадров мы убеждаемся в твёрдости характера офицера, который считает своё задание не менее важным, чем борьба с гитлеровцами.

Их поезд попадает под обстрел, в живых остаются лишь трое – лейтенант, уголовник в исполнении Александра Панкратова-Чёрного и политический заключённый, которого сыграл прекрасный советский актёр Валерий Рыжаков. Осуждённые не пытаются бежать и оказывают сопротивление врагу, после чего вся троица отправляется в дальнейший путь пешком.

Образ сотрудника НКВД

Это просто "больная тема" нашего кинематографа. Ещё с конца 80-х годов сложился стереотип, что все они были негодяями. И современные киноделы с радостью подхватили этот образ и продолжают использовать его в своих работах по сей день. Миронов тоже играет идеологически устойчивого персонажа, но как же он отличается от всех этих шаблонных образов!

Да, его герой убеждённый коммунист и свято верит в справедливость советского суда.Но он не пытается ставить никому "палки в колёса" и мешать жить. Когда того требует ситуация, он принимает помощь заключённых. С другой стороны, в паре сцен он пытается наказать своих спутников, но его действия оправданы сложившейся ситуацией.

Он не делает ничего просто так и "включает голову". Его идеологическая прокачка никак не мешает принимать здравые решения и совершать единственно правильные действия. А теперь сравните этого персонажа со многими другими. Чувствуете разницу?

Герои фильма

В этой картине сразу три главных героя с совершенно разной судьбой. Молодой офицер, который служит только пятый месяц, вор-рецидивист и репрессированный большевик. Казалось бы, что может объединять этих людей? А объединил их общий враг. Все они в результате совершают героические поступки, оставаясь верными своим принципам. Лишь герой Панкратова-Чёрного слегка колеблется в начале, но политический убеждает его передумать.

Фильм, по сути, о том, что на подвиг способен любой человек. Не стоит судить о нем по внешней оболочке. Уголовник прямо говорит, что он хоть и вор, но русский человек и к немцам у него много вопросов. Сотрудник НКВД до конца остается верен своим идеалам и отказывается снять форму, что бы не выделяться от остальных.

- Может тебе форму то снять? Так спокойней будет.
- Мне эту форму доверила Родина, и снимут её только с моего тела.

Политический в основном молчит весь фильм, а в концовке выдает такое, чего от него не ждёт даже зритель.

Фильм смотрится на одном дыхании, 70 минут экранного времени пролетают очень быстро. Есть некоторые минусы, которые я для себя подметил. Например, характерная тема для периода перестройки репрессий и раскулачивания. Жертва и палач неожиданно встречаются, хотя шансы такой встречи примерно 1 к 100000. Эта сцена выглядит немного притянутой к сюжету. Ну, и в конце, когда герои выдают себя за подпольщиков, их даже не допрашивают, хотя это было бы логично сделать.

Но все эти минусы являются лишь издержками эпохи, как мне кажется. В остальном фильм хорош, он очень сильный и поучительный. Повторюсь, что именно такие картины нужно показывать нашим детям.

Спасибо за прочтение и да пребудет с нами хорошее кино!

Фото создано с помощью сервиса https://yandex.ru/images