Найти в Дзене
Творческий Краснодар

Как в СССР боролись с художниками

Оглавление

С художниками, которые идеологии не соответствовали. Не то, чтобы их "выжигали калёным железом", но любой, отличный от одобренеого, формат искусства и стиль самовыражения не одобрялись, и пробиться к зрителю со своими работами таким творцам прекрасного было сложно.

Что поощрялось? Соцреализм.

Идеологически верный и безупречный. Искусство должно было служить народу, помогать партии и вдохновлять советских граждан на трудовые подвиги.

Согласитесь, это неплохо. Можно сказать, правильно - но без перегибов. А их хватало...

Например, Хрущев весьма грубо и прямо высказал свое мнение о творчестве авангардистов, чью выставку посетил в декабре 1962 года.

А ведь она была приурочена к 30-летию московского отделения Союза художников СССР.

Очевидно, что больше такие выставки не проводились, а те, которые открывались без согласования, разгоняли и довольно агрессивно.

Но, как известно

Запрет подогревает интерес

Особенно, к новому, особенно у молодых и экспрессивных. Ужесточение цензуры и норм привело к развитию искусства, но в совершенно другом направлении, чем творчество участников Союза художников.

Новые имена, новые стили были похожи на джаз - яркие, необычные, смелые.

Как же появилась идея выставлять картины прямо на улице?

Участники «бульдозерной выставки» 1974 года. Фото из открытых источников
Участники «бульдозерной выставки» 1974 года. Фото из открытых источников
«Распространились маленькие квартирные выставки, но сколько человек могло прийти на такую выставку? От силы десяток-другой. На одном из таких квартирных вечеров весной 1974 года мы с моим другом и партнером Аликом Меламидом устроили перформанс: он изображал Сталина, я — Ленина. Это была соцартовская пародия на соцреализм», — делился художник Виталий Комар.

И 15 сентября 1974 года группа молодых художников провела «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе». Можно представить, какую реакцию подобное действо вызвало. И какие последствия...

Зрителей и художников, картины и подрамники буквально сгребли бульдозерами.

Ломались картины, носы и взгляды. Тех, кто сопротивлялся, били. Досталось даже зарубежным журналистам. Может быть, именно это и помогло: поднялся скандал, внимание на "бульдозерную выставку" обратили многие. Властям пришлось пойти на уступки - предложить провести выставку работ на легальных основаниях.

Картина участницы «бульдозерной выставки» Лидии Мастерковой на официально разрешённом показе в Измайловском парке. Фото Владимира Сычёва
Картина участницы «бульдозерной выставки» Лидии Мастерковой на официально разрешённом показе в Измайловском парке. Фото Владимира Сычёва

Своё признание они в итоге получили:

  • картина Евгения Рухина «Пассатижи» была продана на аукционе «Sotheby’s»,
  • работы Владимира Немухина попали в музей «Metropolitan» в Нью-Йорке,
  • Виталий Комар и Александр Меламид стали самыми известными в мире представителями соц-арта – направления, пародирующего советский официоз.

Но, как говорится, ложечки нашлись, а осадочек остался - у народа бульдозеры надолго стали символом подавления и разрушения, а сами участники дозволенной выставки в СССР тоже не задержались. Большинство из них эмигрировало.

Давайте посмотрим работы, из-за которых поднялось столько шума

Оскар Рабин «Христос в Лианозово» (1966), Яндекс.Картинки
Оскар Рабин «Христос в Лианозово» (1966), Яндекс.Картинки
Евгений Рухин «Хлеб, мясо, вино, кино» (1967), Яндекс.Картинки
Евгений Рухин «Хлеб, мясо, вино, кино» (1967), Яндекс.Картинки
Владимир Немухин «Карты. Россия» (1964), Яндекс.Картинки
Владимир Немухин «Карты. Россия» (1964), Яндекс.Картинки
Валентин Воробьёв «Окно» (1963), Яндекс.Картинки
Валентин Воробьёв «Окно» (1963), Яндекс.Картинки
Виталий Комар и Александр Меламид «Лайка» (1972), Яндекс.Картинки
Виталий Комар и Александр Меламид «Лайка» (1972), Яндекс.Картинки

Это вам не мошонку к брусчатке на Красной площади прибить, как Павленский, а резонанса всяко больше. Великая сила искусства)

Спасибо за дочитывания и внимание! Есть в истории нашей страны абзацы, за которые стыдно... Но каждый смотрит взглядом своего поколения.