С художниками, которые идеологии не соответствовали. Не то, чтобы их "выжигали калёным железом", но любой, отличный от одобренеого, формат искусства и стиль самовыражения не одобрялись, и пробиться к зрителю со своими работами таким творцам прекрасного было сложно.
Что поощрялось? Соцреализм.
Идеологически верный и безупречный. Искусство должно было служить народу, помогать партии и вдохновлять советских граждан на трудовые подвиги.
Согласитесь, это неплохо. Можно сказать, правильно - но без перегибов. А их хватало...
Например, Хрущев весьма грубо и прямо высказал свое мнение о творчестве авангардистов, чью выставку посетил в декабре 1962 года.
А ведь она была приурочена к 30-летию московского отделения Союза художников СССР.
Очевидно, что больше такие выставки не проводились, а те, которые открывались без согласования, разгоняли и довольно агрессивно.
Но, как известно
Запрет подогревает интерес
Особенно, к новому, особенно у молодых и экспрессивных. Ужесточение цензуры и норм привело к развитию искусства, но в совершенно другом направлении, чем творчество участников Союза художников.
Новые имена, новые стили были похожи на джаз - яркие, необычные, смелые.
Как же появилась идея выставлять картины прямо на улице?
«Распространились маленькие квартирные выставки, но сколько человек могло прийти на такую выставку? От силы десяток-другой. На одном из таких квартирных вечеров весной 1974 года мы с моим другом и партнером Аликом Меламидом устроили перформанс: он изображал Сталина, я — Ленина. Это была соцартовская пародия на соцреализм», — делился художник Виталий Комар.
И 15 сентября 1974 года группа молодых художников провела «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе». Можно представить, какую реакцию подобное действо вызвало. И какие последствия...
Зрителей и художников, картины и подрамники буквально сгребли бульдозерами.
Ломались картины, носы и взгляды. Тех, кто сопротивлялся, били. Досталось даже зарубежным журналистам. Может быть, именно это и помогло: поднялся скандал, внимание на "бульдозерную выставку" обратили многие. Властям пришлось пойти на уступки - предложить провести выставку работ на легальных основаниях.
Своё признание они в итоге получили:
- картина Евгения Рухина «Пассатижи» была продана на аукционе «Sotheby’s»,
- работы Владимира Немухина попали в музей «Metropolitan» в Нью-Йорке,
- Виталий Комар и Александр Меламид стали самыми известными в мире представителями соц-арта – направления, пародирующего советский официоз.
Но, как говорится, ложечки нашлись, а осадочек остался - у народа бульдозеры надолго стали символом подавления и разрушения, а сами участники дозволенной выставки в СССР тоже не задержались. Большинство из них эмигрировало.
Давайте посмотрим работы, из-за которых поднялось столько шума
Это вам не мошонку к брусчатке на Красной площади прибить, как Павленский, а резонанса всяко больше. Великая сила искусства)
Спасибо за дочитывания и внимание! Есть в истории нашей страны абзацы, за которые стыдно... Но каждый смотрит взглядом своего поколения.