Найти в Дзене
Точка ART

Как изменялась женская мода на картинах русских и советских художников 20 века - рассказ экспертов. Часть 1

Оглавление

Платья - один из самых прекрасных атрибутов не только моды, но и лета. И так было всегда, независимо от времени. Журнал про искусство "Точка ART" и московский Музей Моды подготовили совместную серию статей с картинами, героини которых одеты в знаковые модели платьев для своего времени - к каждой из из них эксперты Музея Моды дали комментарии и подобрали экспонаты из коллекции.

Аристарх Лентулов "Молочница", 1918 г.

Первые послереволюционные годы в России были очень непростым временем, в том числе, в плане одежды, но бесконечно-продуктивным в художественном смысле. Картина Лентулова "Молочница" – не столько портрет реальной женщины в реальной одежде, соответствующей времени создания произведения, сколько образ простой работящей женщины, который воспевался первыми революционерами и художниками-авангардистами, к которым относился и Аристарх Лентулов.

"Молочница" Лентулова одета в некую блузу и юбку, которые нельзя рассматривать буквально, пытаясь найти характерные приметы моды того времени, однако в собрании Музея Моды хранятся вещи 1910-х – 1920-х годов, по которым мы можем составить примерное представление о том, во что на самом деле могла быть одета молочница.

Блуза молочного цвета с ручной вышивкой относится к первой трети ХХ века. Такие блузы носили поверх нижних рубашек, вместе с юбками длиной до щиколоток или чуть выше. В собрании Музея Моды хранится и несколько светлых нижних юбок, которые поддевали под верхнее платье, но несмотря на то, что художник изобразил молочницу в светлой юбке, реальная женщина в деревне в светлых одеждах в обычной жизни не ходила, только по воскресеньям в церковь и по праздникам.

Волосы женщины собраны под косынку, что можно считать вполне достоверной приметой времени, так как ни во время работы, ни в свободное время деревенские женщины не имели привычки носить волосы распущенными и без прикрытой головы. Косынки или платки в это время носили практически все женщины в российских деревнях и сёлах.

Давид Штеренберг "Женщина на диване". 1920-е гг.

На картине Штеренберга "Женщина" на диване мы видим женщину в простом просторном платье с контрастной отделкой рукавов и горловины.

В 1920-х годах в моду вошёл стиль, получивший впоследствии название "ар-деко" по наименованию Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, характерными особенностями которого стали платья с заниженной талией и круглые вырезы, а также короткие женские стрижки и прямые силуэты, не подчёркивающие гендерные отличия. В советской России ар-деко не было, но был авангард, конструктивизм и НЭП, так что прямые силуэты и ориентир на удобство и функциональность наряда приветствовался и поощрялся.

В 1920-х известные художницы-авангардистки Любовь Попова и Варвара Степанова занялись разработкой оригинальных принтов на Первой московской ситценабивной фабрике, которая должна была начать производить ткани с авангардными рисунками, соответствующими настроениям времени.

В МВЦ "Музей Моды" хранится несколько платьев 1920-х годов, однако ближе всего по стилю к образу на картине Штеренберга простой хлопковый сарафан без рукавов более позднего периода. В отличие от платья на картине светлой расцветки – с мелкими точками или цветочками, сарафан из коллекции Музея выполнен из очень яркой ткани с разноцветным принтом.

Увы, в 1920-е годы фабрики молодой страны Советов не смогли наладить потоковый выпуск тканей с принтами Поповой и Степановой, так как оборудование предприятий времён императорской России к тому времени устарело, а новое покупать было пока не на что, так что большинство уникальных, разработанных художницами принтов так и не было реализовано – и только после Великой Отечественной войны предприятия СССР начали выпускать хлопковые и шёлковые ткани с яркими принтами, которые хорошо стирались, не линяли и не выцветали, но, к сожалению, принты этих тканей было совершенно несовременны и поэтому использовались, чаще всего, для простых летних сарафанов или домашних халатов.

Борис Кустодиев "Матрос и милая". 1924 г.

На картине Бориса Кустодиева мы видим очаровательную девушку эпохи НЭПа в соответствующем этому времени образе. На девушке – светлое платье, подчёркивающее талию, меховая горжетка, чёрные лаковые туфли, белые гольфики, перчатки и модная шляпка-клош. На матросе – классическая форма с широкими расклешёнными брюками (в стиле голландских моряков), белой кофтой и бескозыркой.

В собрании Музея Моды хранится платье с заниженной талией в стиле ар-деко, белые гольфы с контрастной отделкой резинки сверху и кружевные перчатки. Также в музейной коллекции есть сумочка-мешочек с вышивкой бисером, практически такая же, как изображена на картине, только более позднего времени – 60-70-х годов ХХ века.

Расшитые бисером или украшенные вышивкой сумочки-мешочки использовались и в 19, и в 20 столетии, декорировали их, как правило, сами девушки, хотя первая половина 20-х были последним временем до начала Великой Отечественной войны, когда носить такие рукотворные аксессуары в старинном стиле было допустимо.

Горжетка из натурального меха из собрания Музея Моды, как и часы СЛАВА – послевоенные. Благодаря трофейной моде, в 1950-х женщины активно носили мех, а часы СЛАВА, как можно догадаться, появились в честь Победы в Великой Отечественной войне, часы под маркой СЛАВА были созданы во второй половине 1950-х годов, хотя Второй московский часовой завод, на котором их производили, был создан в 1924-м.

В конце 1920-х женщины тоже носили мех, вспомните харизматичную Эллочку Людоедку из произведения Ильфа и Петрова "12 стульев", которая выдавала мех сомнительного качества за мексиканского тушкана. Меховая горжетка была обязательной частью образа настоящей модницы эпохи НЭПа.

Александр Тышлер "Портрет Анастасии Степановны Тышлер". 1926 г.

Портрет Анастасии Степановны Тышлер, написанный с элементами кубизма в 1926-м году, представляет собой не иллюстрацию моды того времени, а, скорее, авангардный портрет родственницы художника. Тышлер любил изображать вокруг голов портретируемых оригинальные архитектурные конструкции, хотя и имел отношение к моде через свою первую супругу – модистку Настасью Дроздову.

Данный портрет Тышлера нельзя считать иллюстрацией моды второй половины 1920-х, но на его основе можно рассказать о шляпке с вуалью, которая хранится в собрании Музейно-выставочного центра "Музей Моды".

Эта миниатюрная шляпка – один из самых очаровательных экспонатов Музея. Размер шляпки небольшой, она имеет отношение к декоративным головным уборам, которые принято надевать в Европе на скачки. Традиция надевать на скачки эффектные шляпки появилась благодаря Британским королевским скачкам в Аскоте, которые традиционно проводятся летом с 1725-го года.

Николай Загреков "Девушка с рейсшиной". 1929 г.

Период между двумя мировыми войнами условно считается временем стиля ар-деко, которого в СССР в полном масштабе не было, хотя отдельные элементы, силуэты и детали присутствовали в образах во время НЭПа.

На картине Загрекова 1929-го года мы видим достаточно характерный силуэт платья второй половины 20-х – с заниженной линией талии, закрывающего колени. В это время новым идеалом стала женщина-мальчик, с короткой стрижкой и стройной, без явных гендерных признаков фигурой. В отличие от Европы и США, где платья такого силуэта принято было дополнять множеством украшений – бижутерией днём и драгоценностями вечером, в советской стране носить украшения было непринято, а иногда и небезопасно – слишком активное внимание к своей внешности могло стать поводом для разборок морального облика девушки на партийном собрании.

В собрании Музея Моды представлено несколько платьев этого периода, в том числе шёлковое оливкового цвета длиной чуть ниже колена с косой линией спереди и складками. Как и у платья на картине, фондовое платье с длинным рукавом, а вот воротниковая зона отличается. Кроме того, платье с картины Загрекова, вероятно, сшито из трикотажа, который в 1920-х вошёл в моду – чулочно-носочные изделия (а именно к таким в то время относился трикотаж) носили девушки, ведущие активный образ жизни.

Грубые ботиночки, которые мы видим на картине, похожи на резиновые ботики из фондовой коллекции 1950-х. Молодая страна Советов во второй половине 20-х годов не была ориентирована на ношение изящной одежды и элегантной обуви (до появления классических лодочек оставалось ещё пара десятилетий), грубоватые ботинки и резиновые боты гораздо в больше степени соответствовали целям и задачам молодых гражданок СССР.

Часть 2: https://zen.yandex.ru/media/id/5e2320205d6c4b00b0d9a912/plate-kak-istoriia-moda-na-kartinah-russkih-i-sovetskih-hudojnikov-20-veka-s-kommentariiami-ekspertov-muzeia-mody-chast-2-5efb316a3bfba11ef2601e63