Найти тему
FSTOP

Беатрис Шуба: эффект бабочки

Когда она выходила на лед, большинство зрителей, смотревших тогда только произвольную программу - “школу” не транслировало телевидение - совершенно не понимало, кто она такая и почему оказывается на пьедестале и частенько с золотыми медалями, ведь её катание было далеко от идеального, да и прыжки получались редко. 

Но брала свое она именно “школой”, опережая по её итогам соперниц иногда более, чем на сто баллов. Именно после после её олимпийской победы в ИСУ начались реформы, которые в итоге навсегда оставили “школу” в прошлом. 

Наша героиня - Беатрис Шуба. 

#ФКСудьбы

Беатрис Шуба родилась 15 апреля 1951 года в Вене. Большинство детей попадают в фигурное катание тремя путями - через группу здоровья, через амбиции родителей или, как это и было в случае с Беатрис - через телевизор, точнее, через случайно увиденные соревнования. Первым же тренером девочки стал Хельмут Зейбт серебряный призер ОИ-52 и двукратный чемпион Европы. Помимо титулов, у него была еще и довольно нестандартная судьба - из парников он ушел в одиночники. Такая “звезда” в тренерах, естественно, не могла не сказаться на дальнейшей судьбе. Именно он показал Трикси красоту обязательных фигур, или “школы”. В дальнейшем она не раз получит титул чемпионки именно из-за своих фигур - точных, ровных, как будто высеченных в камне.

До 62 года Беатрис тренировалась у Зейбта, но в 62 году он переехал тренировать в Дюссельдорф, а затем и в Милан, и Трикси, чья семья не могла себе возволить таких переездов, вынуждена была искать нового тренера. Несколько лет она переходила от одного специалиста к другому, пока, наконец, в 1970 году не нашла “своего” - Леопольда Линхарта. Линхарт никогда не был выдающимся фигуристом, но, безусловно, стал выдающимся тренером - Беатрис провела с ним всю свою оставшуюся карьеру, завоевав все медали, о которых фигуристка может только мечтать.

«Удивительно, что с ним я смогла прийти к своим золотым медалям за столь короткое время», - потом скажет она.

Вскоре финансовое состояние семьи Шуба покачнулось еще больше - в 1964 году у девочки умирает отец. После него остался семейный бизнес - торговля лесом - и мать не управлялась в одиночку. Беатрис поступила учиться в торговую школу, и практически полностью взяла всю бухгалтерию дела на себя. Рано утром, еще затемно, она шла на тренировки, а после обеда бежала в контору - работать. В том же тяжелом 64 году в Инсбруке проходили зимние олимпийские игры, и Трикси с матерью, конечно, не могли пропустить такое событие. Олимпийской чемпионкой по фигурному катанию тогда стала Сьоке Дийкстра - “летающая голландка”: атлетичная, мощная, быстрая как торпеда. Она взлетала в воздух на такую головокружительную высоту, что, казалось, сейчас пробьёт потолок, а после программы даже не выглядела уставшей - хоть сейчас снова на лед. Беатрикс Шуба смотрела на неё, и в душе мечтала когда-нибудь тоже стоять на пьедестале почета олимпийских игр.

Уж в 1968 году она завоевывает первую медаль ЧЕ - бронзовую, но ЧМ и последующие Игры в Гренобле не удаются - она стала 4 и 5. Тяжелая работа продолжилась, и уже через два года - в 1970 - она становится серебряным призером чемпионатов Европы и Мира, в 1971 - уже чемпионкой. 1972 год - олимпийский - стал для неё самым успешным в карьере - она выиграла все: чемпионат страны, Европы, мира и, самое главное, олимпийские игры.

Беатрикс Шуба не была стандартной фигуристкой - она практически не прыгала, не очень любила вращаться… Преимущество перед соперницами у неё было только в одном виде программы – “школе”, но оно было огромно - иногда более ста баллов! Никакие прыжки, никакие вращения, никакая техника не помогали соперницам угнаться за такой разницей. Чтобы “помочь” организму выполнять фигуры перед выходом на лёд она принимала… коньяк. Это позволяло держать частоту сердцебиений на одном уровне.

Шуба сама говорила о прыжках «Я так много и неудачно падала на тренировках, что побаивалась исполнять его (двойной аксль) во время соревнований. К тому же я так далеко отрывалась от соперниц после обязательной программы, что особой необходимость в нем у меня не было».

В 1973 году, ИСУ произвело реформу, добавив короткую программу - вес школы существенно снизился, и заоблачные сто баллов разницы были уже невозможно. Через 17 лет обязательные фигуры были отменены полностью и родилось то фигурное катание, которое мы наблюдаем сейчас.

После такого головокружительного успеха Беатрикс ушла из спорта, несколько лет каталась в шоу, а потом.. Начала карьеру в страховой компании, простым агентом. Так продолжалось до 2002 года, когда ей единогласно выбрали на пост президента федерации фигурного катания Австрии.

Беатрис Шуба всегда любила “школу”, и очень расстраивается, когда её просят прокомментировать отмену обязательных фигур. Тем не менее, она признает, что каждому времени - свои герои.

“Поразительно хороши были программы Ю-На Ким на Играх в Ванкувере. Фантастичная техника у японки Сидзуки Аракавы, выигравшей предыдущую Олимпиаду. У нее и отличная техника, и блестящая хореография. Вообще теперь хореография лучше, чем была у нас. В ней больше свободы, открытости, раскрепощенности. Мы же слишком следили за чистотой. Но всему - свое время. Мне не нравится современная система судейства, а вот фигуристы нравятся и даже очень. Могу об этом говорить открыто, и не всегда мое мнение совпадает с чьим-то. Впрочем, я всегда была откровенна.”

Автор статьи-Зоя Андреева.

Источник: https://vk.com/@fstop2020-beatris-shuba-effekt-babochki