Найти тему
Artfragment

«Я мертв»: таксидермия в работах современных художников

Оглавление

В парижской галерее Perrotin открылась выставка мексиканского художника Габриэля Рико. В своих работах он совмещает объекты, созданные человеком, и те, что встречаются в природе — в том числе и тела животных. Дизайнер Александр Маккуин использовал чучела птиц вместо головных уборов на одном из показов, а Леди Гага носила туфли с настоящими птичьими крыльями. Ну а художники работали и продолжают работать с чучелами животных. Рассказываем — кто, как и зачем.

— Несколько лет назад издание artnet подсчитало, сколько мертвых животных, насекомых и морских обитателей понадобилось Дэмьену Херсту для его работ.

Статистика вышла такой: 13 овец, 7 коров голштинской породы, 5 телят, 4 быка, 3 жеребят, 2 свиньи, 1 бурый медведь и 1 зебра. Всего 36 тел. Еще 17 акул и 668 рыб 38 видов. Но больше всего — убитых насекомых. Херст использовал 850 тыс. мертвых мух, 17 тыс. бабочек и еще 45 тыс. насекомых разных видов. После такого не удивительно, что выставка британского художника 2017 года в венецианском Палаццо Грасси началась с акции протеста зоозащитников. На пороге культурной институции они выложили навозом фразу: «Дэмьен Херст, иди домой! Вот мое произведение искусства».

Дэмьен Херст, «Золотой телец», 2008.
Дэмьен Херст, «Золотой телец», 2008.

С 1991 по 2014 год Херст работал над серией «Естественная история». В нее вошли работы с мертвыми бабочками, которые воплощали размышления художника о красоте и ее недолговечности. А «Золотой телец» — бык с копытами из золота и золотым диском между рогов в заполненном формальдегидом аквариуме — был продан на торгах Sotheby’s в 2008 году за $18,6 млн.

Дэмьен Херст, «Заблудшая овца», 1994.
Дэмьен Херст, «Заблудшая овца», 1994.

— Не раз подвергался критике со стороны зоозащитников и фламандский художник Ян Фабр.

Внук энтомолога Жана-Анри Фабра, автора знаменитой книги «Жизнь насекомых», Фабр-младший широко использует эстетику животного мира.  И чучела животных и насекомых. При этом в интервью художник множество раз отмечал, что он никого не убивает. Что касается панцирей жуков, которыми фламандец выложил потолок и одну из люстр Зеркальной комнаты королевского дворца в Брюсселе, а также ряд арт-объектов, то их ему доставляли из Конго, Малайзии и Таиланда.

Ян Фабр, «Небо восхищения», 2002.
Ян Фабр, «Небо восхищения», 2002.

Там их едят, а в ресторанах остаются надкрылья жуков. На выставке в Эрмитаже в 2016 году, вокруг которой разгорелся скандал, художник представил работы с чучелами зайца, лебедя, павлина и головой совы. Но особое возмущение российской публики вызвала парная инсталляция «Карнавал мертвых дворняг» и «Протест мертвых бездомных котов».

Ян Фабр, «Карнавал мертвых дворняг», 2006.
Ян Фабр, «Карнавал мертвых дворняг», 2006.

— Не обошлось без таксидермии и в знаковом перформансе Йозефа Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу».

Для него один из главных теоретиков постмодернизма запер двери галереи изнутри, оставив посетителей снаружи. Они могли наблюдать за происходящим только через окна. Внутри художник объяснял картины мертвому зайцу, которого носил на руках. Иногда Бойс возвращался в центр галереи, где перешагивал через мертвую ель, лежавшую на полу. Спустя три часа публику впустили в галерею. Художник сидел на табурете у входа с зайцем на руках и спиной к зрителям.

Йозеф Бойс, «Как объяснить картины мертвому зайцу», 1965.
Йозеф Бойс, «Как объяснить картины мертвому зайцу», 1965.

— Еще одна знаковая работа середины XX века — инсталляция «Monogram» Роберта Раушенберга.

Для нее американский концептуалист приобрел в комиссионном магазине чучело козы — всего за $15. Его Раушенберг поставил на деревянную платформу, а сверху надел на животное автомобильную покрышку.

Роберт Раушенберг, «Monogram», 1955-1959.
Роберт Раушенберг, «Monogram», 1955-1959.

— «Безумным таксидермистом» называют и Маурицио Каттелана.

В своих работах итальянец не раз использовал лошадей и голубей. Первых Каттелан любит подвешивать и демонстрировать как трофеи.

Маурицио Каттелан, «Бидибидобидибу», 1996.
Маурицио Каттелан, «Бидибидобидибу», 1996.

Что касается голубей, то на Венецианской биеннале 1997 и 2011 года художник заполнил стропила и воздуховодные трубы Центрального павильона этими главными в городе птицами. В первый раз свою инсталляцию он назвал «Туристы», во второй — «Другие». Куратор Франческо Бонами отмечал, что Каттелан «использует стратегию Уолта Диснея, то есть наделяет животных эмоциями и недостатками людей, но в чуть более мрачной, депрессивной тональности».

Маурицио Каттелан, «Без названия», 2007.
Маурицио Каттелан, «Без названия», 2007.

— «Животные» объекты номинанта на премию Тернера 2013 года Дэвида Шригли — чучела без головы, например, страус, кот, белка.

Так художник хотел обратить внимание на то, что они — не «безмозглые» создания, а те, кто мыслит и чувствует.

Дэвид Шригли, «Белка без ореха», 2001.
Дэвид Шригли, «Белка без ореха», 2001.

Правда, не все работы Шригли оставлял без головы. К теме смерти художник обратился в инсталляции «Я мертв». Чучело собаки породы джек-рассел-терьер держало в лапах табличку с такой надписью.

Дэвид Шригли, «Я мертв», 2007.
Дэвид Шригли, «Я мертв», 2007.

— В 2009 году художник Дмитрий Цветков представил инсталляцию «Ледниковый период».

Чучела «российских» зверей — медведя, рыси, лисы, волка, зайца и бобра — были выстроены в ряд. А одеты, будто на модном показе, в шубы. Своей работой художник демонстрировал стремление к роскоши и жизни напоказ.

Дмитрий Цветков, «Ледниковый период», 2009.
Дмитрий Цветков, «Ледниковый период», 2009.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.