.
Как интересно замечает Дьердь Лукач , создание просто приятного,(в том числе и высокохудожественной подделки) подчас требует большего мастерства, умения и техники – чем создание подлинного гениального произведения искусства. Конечно, Дьердь Лукач имеет в виду более менее классические эпохи , (в том числе и Шекспира, который наряду с бессмертными шедеврами создавал и высокохудожественные подделки , а возможно, с них и начинал, прежде чем приблизиться к Гамлету.) Область подобной безделушки в литературе есть область приятного, в отличие от области подлинно эстетического, и основывается она на том, что партикулярность художественного явления в подобном искусстве - не достигает всеобщего, а личное не достигает родового . По таким же точно критериям отличаются и беллетристика и литература, поп музыка от музыки серьезной, или фильм чисто развлекательный от фильма глубокого - не смотря на то, что в прошлые эпохи , область развлекательного - никогда не была так связана со сферой коммерцией - как связана она, например, сейчас.
.
ПОЧЕМУ, ПРИЯТНОЕ ТРУДНО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
.
Область приятного - область знакомая каждому человеку. Меж тем, как тонко замечает Дьердь Лукач – область приятного, менее поддается философско-категориальной дифференциации, чем область прекрасного, менее подается делению на эстетическое и псевдоэстетическое, связано это отчасти с тем, что приятное - область непосредственная, даже если ее непосредственность обманчива... Наконец, без области приятного не родилась бы ни эстетика, ни , даже, искусство как таковое. Почему же наряду с искусством существуют и поделки? Как интересно и неожиданно отвечает Дьердь Лукач, потому, что не только в искусстве, но и в самой обыденной жизни существуют обобщения, в том числе и эстетические, (что и позволяет даже и в литературных безделушках достигать определенной, часто высокой ступени мастерства.) В этой онтологической области, по словам Лукача - и заключено противоречие, размывающее границы меж приятным и эстетическим.
НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СЛОВ В ЗАЩИТУ ДИЛЕТАНТИЗМА
.
Дьердь Лукач интересно замечает, отличая область приятного, от подлинно эстетического, (подразумевая область "поп искусства") , что со временем и поп-искусство, претендует на суверенность эстетического, а с другой стороны, и подлинное искусство, выходящее за рамки приятного, стремясь отгородиться от первого , впадает либо в эзотеризм, либо в авангард. Если не прямо, то косвенно, с областью приятного, связан и дилетантизм. Область приятного связана с тем, что и дилетантизм обладает рядом своих преимуществ. Скажем, дилетант в музыке , имея в виду человека, лишь любительски играющего на пианино, или на скрипке - может понимать в музыке намного больше и глубже профессора- теоретика , никогда в руки не бравшего музыкальный инструмент, и не садящегося за пианино. С другой стороны Дьердь Лукач точно подмечает, что если даже и дилетантизм в музыке порой дарит человеку глубокое понимание музыки, то это уже меньше отнесешь к живописи, (говоря о дилетантах в области живописи) еще меньше это отнесешь к литературе, и еще меньше это отнесешь к поэзии.