Практика показывает, что взыскание долгов с контрагентов не считается сильной стороной российских компаний. Бизнес часто допускает грубые недочеты в работе с дебиторской задолженностью. Расскажу о некоторых таких ошибках.
1. Пренебрежение проверкой платежеспособности контрагента
Одной из самых частых ошибок бизнеса – считается заключение договора с ненадежной компанией. Именно она приводит к появлению просроченной задолженности в связи с неисполнением оплаты недобросовестного контрагента. Поэтому элементарной «профилактикой долгов» может стать обычная проверка организации на предмет ее платежеспособности и добросовестности на рынке работ или услуг. Осуществить проверку не сложно. Достаточно в интернете проанализировать данные компании: на сайте ИФНС, в картотеке арбитражных дел, на сайте службы судебных приставов, на web-ресурсе «За честный бизнес», в Федресурсе, и так далее.
2. Юридическая безграмотность при составлении документов
Большая часть предпринимательского сообщества, в основном мелкого и среднего, грешит неквалифицированной проработкой договоров, по которым осуществляется работа.
Довольствуются представители бизнеса шаблонными соглашениями и актами, скаченными из интернета.
Однако, такой непрофессиональной подход к делу приводит к возникновению сложностей по взысканию дебиторской задолженности. Например, в договоре стороны по ошибке могут предусмотреть судебный порядок разрешения спора в ином регионе, куда очень долго и затратно добираться. Или не указать сроки осуществления оплаты и штрафные санкции. Наконец, начинать работу вообще без контракта, надеясь на его последующее заключение или устные договоренности.
Все это приводит либо к значительным сложностям по взысканию средств, либо невозможностью взыскания вовсе.
3. Бездействие при возникновении задолженности
Значительная часть представителей предпринимательского сообщества грешит долгим раскачиванием перед обращением в суд в случае не исполнения обязательств контрагентом. Претензии, письма и переговоры, порой, занимают долгие месяцы, иногда и годы.
Такое поведение подчас приводит к банкротству должника или выводу им активов, необходимых для погашения долга. Не говоря уже о пропуске срока исковой давности для обращения взыскания.
Помните, чем дольше кредитор собирается в суд, тем меньше у него шансов на получение дебиторской задолженности.
4. Несоблюдение претензионного порядка
В связи с юридической неграмотностью, иногда по халатности, а иногда в спешке, кредиторы не отправляют претензию должнику, или отправляют ненадлежащим образом, не в соответствии с порядком, предписанным в договоре (например, по электронной почте какого-нибудь сотрудника).
Подобный промах становится основанием для возврата судом искового заявления обратно истцу. И даже, если документы не потеряются, несколько месяцев будет упущено зря. А это опять же снизит шансы на взыскание долга.
5. Неиспользование банкротства в качестве механизма давления
Если ваш должник не компания – однодневка, у нее есть активы или денежные контракты с другими контрагентами, но при этом платить по судебному акту она напрочь отказывается, постоянно меняя счета или ведя финансовую деятельность через подотчетные ей организации, быстрым и продуктивным способом заставить ее платить, будет обращение в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом.
Как показывает судебная практика, уже через полтора – два месяца после возбуждения судебного процесса о несостоятельности, должники рассчитываются с кредиторами.