Броненосцы береговой обороны. Неуязвимый "Вяйнямёйнен".
Минные крейсера. От черных гор до финских шхер. "Воевода".
Броненосцы береговой обороны. Старожилы норвежских фьордов. «Харальд Хаарфагре».
Броненосцы береговой обороны. Первый и последний бой. "Норге".
Две скандинавские страны объединяет не только соседство, но и полученная лишь в начале 20 века независимость. И Норвегии и Финляндии суверенитет достался как подарок. Только в Финляндии все началось с очень кровавой гражданской войны.
Норвегия
Норвегия с 1814 года входила в унию со Швецией, но обладала значительной автономией-свой парламент, армия и флот. Королевские военно-морские силы Норвегии (букмол Sjøforsvaret, англ. сокр. RNoN - The Royal Norwegian Navy) образованы согласно королевского указа от 12 апреля 1814 года. Согласно Брокгаузу Во флоте в 1896 г. числилось 55 военных судов, 97 офицеров, 420 унтер-офицеров и матросов в запасе, 150 офицеров и унтер-офицеров.
Несмотря на внешнеполитическую несамостоятельность, норвежские моряки бдительно отслеживали новинки морской моды. Именно Норвегия обзавелась первой в мире миноноской, заказав Торникрофту в 1872 году знаменитую "Рап". Норвежцы стали одними из первых заказчиков Уайтхеда, купив 25 торпед в 1875 году. Миноноска, кстати, сохранилась до сих пор!
В 1900 году в норвежском флоте числились два броненосца береговой обороны британской постройки по 3 500 тонн, четыре бронированных монитора, три небронированных корабля, двенадцать канонерских лодок, шестнадцать маленьких (шестидесятитонных) канонерских лодок и флотилия двадцати семи миноносок. Они управлялись 116 офицерами (плюс шестьдесят в запасе) и 700 старшинами и матросами.
Когда в 1905 году опостылевшие друг другу страны "развелись", Норвегия обладала небольшим флотом из 4 броненосцев береговой обороны, 5 старых мониторов, 2 малых бронепалубных крейсеров, 11 канонерских лодок, некоторые из которых готовились отметить полувековой юбилей, 1 эсминца, 37 миноносцев и миноносок и 2000 человек личного состава.
До первой мировой войны норвежский флот пополнили три эсминца типа «Дрёуг» и три миноносца типа «Тейст» отечественного производства, а также четыре подводные лодки -«Коббен» и три типа «A», немецкой постройки.
Могло быть и больше, но четвертую лодку типа «A» (А-5) в связи с началом войны немцы реквизировали, в кайзеровском флоте она была переименована в UA. Почти достроенные два броненосца береговой обороны «Нидарос» и «Бьоргвин» (4900 т, 4500 л.с. ,15 уз., 2 - 240 мм, 4 - 152 мм, 6 - 100 мм, 2 ТА) достались таким же образом британцам как «Горгон» и «Глэттон».
Флот накануне первой мировой войны насчитывал четыре броненосца береговой обороны, два крейсера, три эсминца, 35 миноносцев и несколько устаревших канонерских лодок, а также одну подводную лодку.
В войне Норвегия сохранила нейтралитет, хотя традиционно ориентировалась на Англию.
За войну флот пополнился на две канонерские лодки типа «Оркла», три миноносца типа «Трюгг» и три минных заградителя - «Фрёя» и два типа «Гломмен». Несмотря на скромные размеры норвежский флот считался боеспособным за счет хорошей подготовки личного состава и хорошего технического состояния кораблей. Кроме того норвежцы обладали четвертым в мире по тоннажу торговым флотом (на каждого норвежца приходилось более 1000 регистровых тонн).
Помимо преимуществ нейтралитета во время мировой войны, Норвегия понесла и потери-было потоплено 889 торговых кораблей под норвежским флагом, потеряно около 1,3 млн брутто-регистровых тонн.
В межвоенный период, не ощущая никакой угрозы суверенитету, норвежцы развитием флота практически не занимались. Он пополнился лишь несколькими современными эсминцами, тральщиками и минзагами.
В итоге к началу Второй мировой войны на сентябрь 1939 года в составе Королевского флота Норвегии было около 100 кораблей: 2 броненосца береговой обороны, 7 эсминцев типа "Слейпнер" и "Драуг", 17 миноносцев, 9 подводных лодок, 8 тральщиков, 3 патрульных и 55 сторожевых кораблей.
К апрелю 1940 года в составе флота числилось 111 боевых кораблей: два броненосца береговой обороны, четыре новейших эсминца типа Sleipner и три старых типа Draug, 17 миноносцев, десять минных заградителей, девять подводных лодок, восемь тральщиков, три патрульных корабля (старые миноносцы), шесть судов охраны рыболовства и 49 сторожевиков, оборудованных из рыболовных и китобойных судов.
Немецкому вторжению норвежский флот ничего противопоставить не мог, большей частью это были корабли начала века, да и боевая готовность оказалась не на высоте. Часть кораблей немцы потопили, большинство было затоплено экипажами и захвачено немцами. Лишь нескольким кораблям удалось уйти в Англию.
Самым славным событием в обороне стали действия форта Oscarsborg у Осло, вооруженного тремя старыми 280 мм пушками и 150 мм орудиями. Огонь береговой батареи повредил немецкий тяжелый крейсер "Блюхер", добитый потом торпедными аппаратами с береговой батареи острова Северный Кахольм. Благодаря полученной паузе король и правительство были вовремя эвакуированы .
7 июня 1940 года 13 кораблей, пять самолетов и 500 моряков Королевского норвежского военно-морского флота последовали за королем в Великобританию и продолжили борьбу. Большое количество квалифицированных норвежских моряков военного и торгового флота, позволило британцам создать заново норвежский флот под британским командованием. Всего за годы войны британцы передали Норвегии более 60 кораблей и катеров: 7 эсминцев, 2 эскортных миноносца, 3 подводные лодки, 7 корветов, 5 траулеров, 6 тральщиков, 4 охотника за подводными лодками и 30 различных катеров. Под норвежским флагом и британским командованием норвежские моряки внесли свой вклад в победу над фашизмом.
Десять кораблей и 1 000 моряков Королевского норвежского военно-морского флота участвовали во вторжении в Нормандию в 1944.
Для норвежским кораблей англичане использовали префикс «HNoMS», Судно «Его/Ее норвежского Величества». Норвежцы с 1946 года использовали префикс «KNM»( Kongelig Norske ,Королевский норвежский военно-морской флот).
Финляндия
Великое княжество Финляндское было отнято победоносными русскими войсками у той же Швеции после войны 1808-1809 годов. Русский император, по совместительству Великий князь Финляндский, был весьма добр к свои новым подданным. Княжество получило автономию, парламент, конституцию, свою полицию, денежную систему, освобождение от воинской повинности и другие льготы и привилегии. На российских заказам, в том числе военных, развивалась местная промышленность, в т.ч. и судостроение. Русские обустроили морские базы-крепости, установили береговые батареи.
6 декабря 1917 года большевики признали независимость Финляндии и начали вывод русских войск. Однако в стране началась кровавая гражданская война, решающую роль в которой сыграла германская Балтийская дивизия фон дер Гольца. Уже в мае 1918 года победили белофинны, страна прошла через чудовищный "белый террор".
Независимой Финляндии достались русские корабли в финских портах, которые не смогли уйти во время Ледового похода Балтфлота из-за неисправностей или нехватки экипажей, а также строившиеся на финских верфях по заказу русского флота. В итоге в состав финского флота (Военно-морские силы Финляндии , Suomen merivoimat, швед. Finländska marinen)вошли 6 канонерских лодок, 10 миноносцев и 18 тральщиков. По Дерптскому миру 1920 года финны вернули РСФСР 7 миноносцев, а остальные корабли "выкупили" по цене лома. Финнам достались огромные запасы флотского имущества, заготовленные для Балтфлота в Або и Гельсингфорсе. В состав новорожденного флота входили лишь бывшие русские корабли, личный состав на 57% состоял из шведов, а сами ВМС входили в состав береговой обороны.
Захваченные немцами и белофиннами корабли Балтфлота-
В Гельсингфорсе :
- Пять миноносцев (посыльных судов) типа "Сокол", в т.ч. - "Резвый" и "Рьяный". 250/305 т, 26 уз, 61 чел. 2-75мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм, 10 мин.
- Восемь миноносцев (тральщиков) типа "Циклон". 178 т, 25 уз, 29 чел. 2-47мм, 1 пул., 2 ТА 450 мм, тралы
- Шесть миноносцев (тральщиков) типа "Пернов". 190 т, 21 уз, 24 чел. 2-37мм, 2 ТА 380 мм.
- Два пограничных крейсера типа "Кондор". 322 т, 13,5 уз. 4-47мм, 2-37мм.
- Тральщик "Минреп". 150 т, 11 уз, 30 чел. 1-57мм, 1 пул, тралы.
В портах Ботнического залива и Або-Аландских шхер :
- Два минных крейсера (посыльных судна) типа "Казарский" - "Воевода" и "Посадник". 415 т, 21 уз, 57 чел. 1-102мм, 1-75мм, 2 пул. "Воевода" как сторожевой корабль, канонерская лодка и минный заградитель "Klas-Horn" числился в строю до 1957 года. "Посадник" - ака "Matti-Kurki"
-до 1940 г. - Два миноносца (тральщика) типа "Уссури" - No 212 и 213. 259 т, 24 уз, 33 чел. 2-47мм, 2-37мм, 2 пул, 2 ТА 380 мм, тралы.
- Один миноносец (посыльное судно) типа "Анакрия" - "Чека". 100 т, 20уз, 1-75мм, 1-47мм, 2-37мм, 2 пул.
- Канонерские лодки "Бобр" и "Гиляк". 1200 т, 12 уз, 148 чел. 2-120 мм, 4-75 мм, 3 пул., 40 мин. "Бобр" - переоборудован в плавучую мастерскую "Бибер". В октябре 1918 года передан Эстонии. Сдан на слом в 1927 г. "Гиляк" в строй не вводился.
- Подлодки AG-11, AG-12, AG-15, AG-16. Находились на базе Ханко в небоеспособном состоянии. Захвачены немцами 3 апреля сразу после высадки. Переданы финнам. Те пытались их восстановить, но из-за плохого состояния корпусов и двигателей не смогли закончить ремонт. Позже все 4 сданы на металл.
Одновременно были также захвачены на верфях недавно построенные или недостроенные корабли:
- Три тральщика типа "Капсюль" 1915-16 гг. 250-271 т, 9 уз. 38 чел. 1-75мм, 2 пул., тралы. В 1922 г. возвращены СССР.
- Тральщик "Пламя" типа "Искра". Возвращен СССР в 1922 г.
- Два только достроенных тральщика типа "Ударник". 220 т, 11 уз. 40 чел. 1-75мм, 1-47мм, 2 пул., тралы. Переименованы в "Т-1" и "Т-2" и включены в состав флота Финляндии. 25 апреля 1944 "Т-2" потоплен в Финском заливе советской авиацией. "Т-1" воевал до конца, и участвовал в послевоенном тралении.
- Минный заградитель "Воин", 1916 г. 776 т, 10 уз. 47 чел. 2-75 мм, 150 мин. Переименован в "Louhi". Погиб 12 января 1945 года.
- Шесть сторожевиков типа 'Водорез' - строились в Або. 350т, 15 уз. 2-75мм. Два вошли в состав финского флота как "Turunmaa" и "Karjala" и служили до 1953 г. Два проданы Польше как 'Komendant Pilsudski' и 'General Haller'. Остальные два недостроенных разобраны.
- Шесть сторожевиков типа "Пингвин", строившихся в Гельсингфорсе. 530 т, 15 уз. 54 чел. 2-102мм, 1-40мм зен., 3 пул. Два вошли в состав финского флота как 'Homeenmaa' и 'Uusimaa' и служили до 1953 г. Остальные четыре , еще недостроенные, были проданы Чили.
- Пять минных катеров 1915-17 гг "Теплоход-1, 4, 5, 6, 7". 80 т, 7-8 уз, 30-45 мин. Служили минзагами в финском флоте. Один затонул в шторм в 1941, остальные сданы на слом в 1945.
Всего из бывших царских кораблей финны использовали 1 минзаг, 5 катеров-заградителей, 6 сторожевиков и 2 тральщика. И, напомню, многочисленные береговые батареи и бесчисленное военное и военно-морское имущество со складов Балтфлота и РИА. При этом в период империи финский бюджет практически ничего на оборонные нужды империи не тратил.
В 1921 году финны начали парламентское обсуждение первого проекта морской программы- 6 броненосных канонерских лодок, 4 эсминца, 8 эскортных кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и один учебный корабль. Разумеется она оказалась неподъемной для финского бюджета. В принятом в итоге в 1927 году первом законе о флоте говорилось лишь о 2 броненосцах береговой обороны по 3900 тонн, 3 подводных лодках по 500 тонн, 1 подводной лодке в 100 тонн, 4 торпедных катерах по 15 тонн, а также парусном учебном судне.Дополнительно были построены: подводная лодка, несколько вспомогательных кораблей, серия катеров морской стражи. 6 катерных тральщиков.
Помимо этого в 1939 г. в Турку были заложены 2 минных заградителя (310 т, 15 уз, 1 75мм, 1 40мм и 2 20мм орудия, 75-100 мин), и началась постройка новой серии торпедных катеров. С минными заградителями связан еще один интересный момент-при спуске на воду в конце 1940 года(уже после Зимней войны) они получили имена Ruotsinsalmi и Riilahti , в честь соответственно Роченсальмского сражения (между русским и шведским флотами 1789-1790, первое мы выиграли, второе проиграли) и Гангутского(1714, где мы однозначно победили). Своеобразная финская шизофрения, за неимением собственных, приватизирующая русские и шведскую победы.
Первые два торпедных катера были куплены в 1922 году в Италии, в 1928 году еще два купили у англичан. Три по образцу построили сами.
Финский флот встретил Зимнюю войну, имея два броненосца, 5 подлодок, минзаг, 2 тральщика, 6 сторожевиков, 7 торпедных катеров, 14 сторожевых, 5 минных, 4 катера-тральщика.
Во время советско-финляндской войны 1939—1940 годов финская сторона потеряла 71 корабль, из которых на боевые корабли приходится 14 (в том числе — 4 канонерские лодки, 1 сторожевой корабль, 1 сторожевой катер, 4 минных заградителя, 4 тральщика), а остальные 57 — на вспомогательные суда и плавучие средства (в том числе — 1 ледокол, 2 военных транспорта, 4 парохода, 6 буксиров, 4 шхуны, 40 различных катеров, 2 землечерпательных снаряда).
Таким образом единственными крупными кораблями финского флота к началу войны, оказались броненосцы "Ильмаринен" и "Вяйнемяйнен"("Väinämöinen" и "Ilmarinen"). Кроме того в строю были :
Минные заградители - 8 (Louhi. Ruotsinsalmi, Riilahti, Pommi, Baltic, Frei, Poseidon, Suomi),канонерские лодки - 4 (Homeenmaa, Uusimaa, Karjala, Turunmaa), подводные лодки - 5 ('Vetehinen'(Водяной), "Vesihiisi"(Русалка),"Iku Turso"(Морское чудище)- 495/600 т, 13.5/8,5 уз, 2 носовых и 2 кормовых 533-мм ТА, 1 76-мм и 1 20-мм пушки, 20 мин. Экипаж - 29 человек;"Saukko" (Выдра) - 130/140 т, 7/5,7 уз, 2 450-мм ТА, 12,7-мм.пулемет. Экипаж - 13 человек;"Vesikko" (Хорек) - 254/303 т, 13/8 уз, 3 носовых 533-мм ТА, 20-мм.зен. автомат, 19 чел.), сторожевые корабли - 11, сторожевые и торпедные катера - 20, тральщики -14.
В 1941 году были мобилизованы из гражданского сектора канонерские лодки "Aunus" и "Vienä" , 5 сторожевиков водоизмещением примерно по 200 тонн, и 5 ледокольных буксиров (150 т), строившихся для СССР и конфискованных в 1941 также с переделкой в сторожевики. Также в состав ВМФ вошли 7 вооруженных ледоколов, из них 5 дореволюционной постройки. Три пассажирских парохода были переоборудованы в плавбазы торпедных катеров и подводных лодок. В 1941 г. береговая оборона Финляндии состояла из 8 бригад, вооруженных 336 орудиями БО и 169 полевыми орудиями.
В Великой Отечественной войне финский флот так и не смог себя проявить, сказывалось отсутствие кораблей поддержки. Контроль над Финским заливом фашистам удавалось сохранять в начале войны лишь благодаря действиям немецких легких сил и авиации.
13 сентября 1941 года во время отвлекающей операции броненосец "Ильмаринен" напоролся на советские мины и затонул. Вместе с флагманом финского флота погибли 13 офицеров, 11 унтер-офицеров, 65 старшин и 182 матроса, всего 271 человек. Второй броненосец -"Вяйнемяйнен" всю войну умело прятался в шхерах и приносил пользу только отвлечением на себя сил авиации Балтфлота.
В 1942-1943 годах финны потопили советские подлодки «Щ-317», «Щ-408» и «Щ-406». 23 августа 1943 г. советские торпедные катера ночной атакой потопили минный заградитель «Riilahti».
Всего в 1939-1944 годах финны потеряли броненосец береговой обороны и 7 крупных боевых кораблей различных классов. На 1 августа 1944 г. в строю оставались: броненосец береговой обороны - 1, сторожевых кораблей - 8, сторожевых катеров - 12, торпедных катеров - 19, тральщиков - 35, подводных лодок - 5, минных заградителей - 6.
По мирному Парижскому договору Финляндии запрещалось иметь подлодки. 4 пошли на слом, а "Vesikko"стала музеем. С торпедных катеров демонтировали торпедные аппараты. Трофейные торпедные катера (четыре штуки) и один бронекатер финны вернули Балтфлоту, броненосцев финскому флоту тоже не полагалось, "Вяйнемяйнен" в 1947 г был продан СССР за 265 миллионов финских марок и переименован в "Выборг".
В счет репараций финны также передали из своего флота-паромы типа "Zibell" Т-2 и Т-17 (оба бывшие немецкие, по 143 т, 2х102, 2х20мм орудий), артиллерийские паромы M-31, M-32, M-33, M-34 (все бывшие немецкие по 180 т, 2х88, 1х37, 1х20мм орудий), мотоботы VMV-101, VMV-103, VMV-104, VMV-105 (все бывшие немецкие по 78 т, 1х57, 1х20мм ор.)переданы 20.08.1945. Эскортные корабли №761, №762, №763, №764 (буксиры, заказанные в 1940 году в Финляндии Советским правительством, построены в 1941-1942 и реквизированы финнами) 03.11.1944 переданы в счёт репарации СССР. Речные буксиры «Narvi», «Jurmo», «Luppi» (водоизмещение 400 т.) тоже были заказаны СССР в 1940 г. реквизированы финнами и достроены как тральщики в 1944 , после перемирия возвращены СССР. Ледокол «Jaakarhu» (построен в 1926 г. водоизмещение 4825 т.) по условиям договора 1944 года передан в 1945 году СССР как ледокол «Сибиряков».
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.