Марийцы - один из самых загадочных народов России. Эта маленькая деревня под названием Марийское Тикашево возникла в далеком XVIII столетии. Сегодня она относится к Менделеевскому району Республики Татарстан. Жители деревни бережно чтят свою историю.
Основали деревню при ручье Куяш в 1773 году два марийца Туганай и Туктанмыш, выходцы из деревни Чопай (совр. Мензелинский район РТ). Согласно легенде, которую передавали из поколения в поколение, они были охотниками. Два основателя дали начало двум родам – Туганаевым и Туктанмышевым. Пожелтевшие страницы архивных документов сохранили имена Ислама, Насыра, Апти и Балтача Туганаевых, Айдара, Ислама и Шамрая Туктанмышевых, родившихся на рубеже XVIII-XIX вв. уже на новом месте.
Из-за того, что жители деревни были выходцами из Мензелинского уезда, они до 1860 года относились к тептярскому сословию. Там они арендовали вотчинные земли и несли военную службу в тептярских полках Оренбургской губернии. Может быть, причиной переезда в Вятскую губернию как раз было желание стать собственниками земли и вести полноправную жизнь землепашца.
Как и у большинства марийцев, в Тикашево всегда была самобытная духовная жизнь. Местные жители придерживались старинных верований и обрядов. Одним из таких обычаев было жертвоприношение, жертвенным животным был белый баран. Отсюда и название деревни – Текаш. Ведь по-марийски баран – это тага, а по-татарски тәкә (тэкэ).
Во второй половине XIX в. местные жители относились уже к крестьянскому сословию, а сам населенный пункт входил в состав Кураковской волости Елабужского уезда Вятской губернии. По данным 1859 года в марийском Тикашево проживало всего 58 человек, в соседней татарской деревне с таким же названием населения было чуть больше.
Татары и марийцы жили в дружном соседстве, поэтому в начале ХХ века представители власти даже внесли жителей марийского Тикашево в список инородцев подверженных влиянию ислама.
Но на самом деле они сохранили марийскую идентичность, продолжали оставаться язычниками и соблюдать старинные традиции своего народа. Влияние соседей-татар отразилось разве что на имянаречении. Но тюркские имена, вошедшие в марийский обиход еще задолго до основания Текашево, тоже были адаптированы под особенности марийского языка. Например, среди участников Первой мировой войны, уроженцев Марийского Текашево были Аптулман Аптрашитов, Аптула Аптиев, Ибат Тоймурзин.
Всего же из этой деревни в Первой мировой войне участвовали 12 человек, лишь семь из них вернулись домой. При этом, необходимо отметить, что марийское Тикашево всегда была немногочисленной деревней. Например, в 1905 году в ней проживало только 72 человека.
До революции в официальных источниках две соседние деревни – татарская и марийская – продолжали называться одинаково, лишь в советские годы решили выделить их этнические особенности.
Поэтому жители деревни в качестве даты рождения Мари-Тикашево указывают 1928 год. Среди основателей – Искандаров Сапари, Сапаров Самар, Аптулаев Семенга, Аптиев Шаймордан, Аптиев Кунакбай, Давлетбаев Шаймурат, Тоимурзин Морза, Минебаев Милай и многие другие. Вероятно, здесь речь идет и о колхозном строительстве этого периода.
Мирные планы тружеников деревни нарушила Великая Отечественная война. Крошечная деревня отправила на фронт 14 своих сыновей, шесть из них – Абдрашитов Исак, Абдулаев Илка, Давлетбаев Шапи, Давлетбаев Имай, Саппаров Захар, Самаров Япар – остались навсегда на полях сражений. Их односельчане, вернувшиеся с фронта живыми, но с телесными и душевными ранами, начали строить новую жизнь под мирным небом. Среди таких фронтовиков был и Шаймарданов Шамил Шаймарданович. Он ушел на фронт в 1942 г. в 19-летнем возрасте. Служил стрелком-радистом в составе 201-й танковой бригады. Храбрый солдат в 1943 г. был награжден медалью «За отвагу».
После возвращения домой делом жизни для Шамила Шаймардановича стала педагогическая работа. В 1951 году в Мари-Тикашево открылась начальная школа, она действовала до 1975 года. Единственным учителем и директором маленькой школы был Ш.Ш. Шаймарданов.
Начиная с 1970-х годов население деревни постоянно снижалось. В 1979 году в ней проживало 60 человек, а в 1989-м – только 27. Казалось, что спустя двести лет после возникновения исчезнет и это старинное марийское поселение. Но разве вековые дубы, веселый ручеек с таким солнечным названием и спрятавшийся в лесной гуще Памаш (родник по-марийски) не являются своеобразным местом силы?
В 1998 году отпраздновали 225-летие со дня основания Текашево и 70-летие Мари Тикашево. С тех пор на въезде в деревню появился мемориал с основными вехами истории населенного пункта. Кто помнит свою историю, тот всегда уверенно смотрит в будущее. В Марийском Текашево – немного жителей. Но так было и двести, и сто лет назад. И несмотря ни на что здесь сохранился свой марийский мир, центром которой остается Памаш.