Вадим Лукомский рад за Юргена.
«Ливерпуль» стал чемпионом – впервые за 30 лет! За 7 туров до финиша – и еще может обновить очковый рекорд АПЛ! Феноменально! Давайте разберем природу этих побед.
Да-да, это важный момент: цель текста не осветить какие-то новые тренды, а именно разложить на составляющие хорошо проверенный рецепт успеха.
Если вы следите за командой досконально, многие вещи покажутся очевидными (да и в любом случае вряд ли вы сейчас в достаточно трезвом состоянии, чтобы читать про прессинг и позиционку Юргена Клоппа).
Если вы только сегодня проснулись с мыслью «Какой же Клопп крутой», то, во-первых, поздравляю: вы абсолютно правы, а, во-вторых, этот текст поможет вам погрузиться в детали игры команды.
Основа философии Клоппа – прессинг. «Ливерпуль» давит не смелее всех, а точечно, зато с невероятной эффективностью
Ключевое понятие в прессинге Клоппа – сигнал для начала давления (Юрген часто называет это «триггером» или «импульсом»).
«Единственная проблема прессинга в том, что его нельзя натренировать, как какой-то другой тактический прием. Нельзя сказать игрокам: «Ты становись тут, а ты беги туда, если случится вот это». Вместо этого нужно тренировать импульс. Этот импульс позволяет оказываться в позиции для отбора мяча сразу после потери. Такие ситуации не тренируются, импульсу просто учат, пока он не станет естественной реакцией для каждого игрока», – объяснял тренер.
Себастьян Кель (играл у Юргена в «Дортмунде») рассказывал, как это реализуется: «В начальной стадии один игрок подает сигнал о начале прессинга. Со временем команде требуется все меньше и меньше сигналов, потому что развивается коллективное чувство правильного момента для начала давления. Игроки, которые дают сигналы, должны обладать определенными качествами. Эта роль предполагает высокий уровень тактического понимания игры и готовность много бегать, охотясь за мячом».
Дэвид Мойес изучал «Ливерпуль» для технического отчета УЕФА за сезон-2017/18. Шотландец здорово описал структуру, которая помогает готовить импульсы: «4-3-3 «Ливерпуля» особенные. Кроме крайних защитников, все игроки сосредоточены в центральной зоне: будто бы они мысленно продлевают боковые линии штрафной площади – и перекрывают именно эту зону. Сперва кажется, что к этому легко подготовиться. Но эта система позволяет «Ливерпулю» очень легко прессинговать с участием всех трех форвардов. Они накрывают соперников очень быстро, вне зависимости от того, играют те с тройкой или четверкой защитников».
На практике это выглядит примерно так – очень высокое расположение всей команды с огромным акцентом на закрытие центральной зоны (кажется, мысленное продление штрафной площади действительно служит ориентиром):
В такой схеме «Ливерпуль» выжидает сигнал для начала давления. Им может быть идеально готовые к прессингу позиции партнеров (за этим, как правило, следит Роберто Фирмино), либо технический брак у соперника (его может заметить любой, а вся команда поддержит).
При взаимопонимании на уровне «Ливерпуля» концепция чудовищно эффективна. В центральной оси, о которой говорил Мойес, у «Ливерпуля» всегда численное преимущество: если соперник пасует через эту зону, ловушка создается через перевес в количестве игроков «Ливерпуля».
Если игра направляется во фланг, то соперник даже получает несколько секунд свободы (при условии, что пас хороший), но его всегда накрывает центральный полузащитник (Хендерсон или Вейналдум, реже вообще крайний защитник). Из-за слаженности и интенсивности «Ливерпуль» невероятно быстро накрывает эти направления, пускай изначально по схеме они слегка приоткрыты. Пас соперника на фланг – это по определению выгодное направления атаки. Сокращается количество возможных направлений: с одной стороны боковая линия.
Это практически идеальная организация игры без мяча. Сбалансированная, так как накрывают не сразу и выжидают. Смелая, так как команда готовит давление в высокой позиции. И эффективная, так как у соперника нет очевидного направления. Но критически важно, чтобы ни один футболист в системе не халтурил.
Особенно большой объем ложится на тройку центральных полузащитников – они и ловушку в центре замыкают, и на пас на фланг активнее всех реагируют. Джини Вейналдум и Джордан Хендерсон – в хорошем смысле киборги, которые невероятным объемом работы склеивают давление в трудные моменты. Диапазон движения у опорника Фабиньо не такой широкий, но у него тоже требовательная роль.
Ключевые принципы прессинга у Клоппа сохраняются еще с «Дортмунда» (хотя там даже схема была другой). Но в «Ливерпуле» эта система с каждым годом дает все большую надежность при обороне. Пиком стала прошлая кампания, в которой клуб пропустил 22 мяча. Текущий результат (21 гол в 31 матче) – тоже отличный результат.
В первые годы в клубе прессинг Юргена был более свирепым, но в лучшие сезоны он слегка умерил давление, что добавило надежности. Здесь две ключевых причины.
Во-первых, команда почти два года играет одним основным составом – чтение ситуаций практически идеальное. Поначалу «Ливерпуль» чаще выбрасывался в слишком авантюрное давление, а сейчас находит оптимальные моменты.
Именно из-за важности этой командной синхронности некоторые футболисты долго адаптируются в команде (Клопп говорит, что вообще никак не оценивает новичков в первые три месяца – именно поэтому какое-то время Энди Робертсон проигрывал конкуренцию Альберто Морено). Нынешний состав – на пике слаженности.
Во-вторых, после появления Вирджила Ван Дейка и Фабиньо прессинг перестал быть обязательным инструментом при каждой атаке соперника. Клопп сильнее верит в способность команды отбивать позиционные атаки без ошибок.
Все это умножается на фактор Алиссона, который влияет не столько на качество обороны, сколько на количество пропущенных – почти не ошибается и выручает чаще, чем любой другой вратарь топ-клуба.
Помимо блестящей организации, для прессинга важен еще один момент. Его после последнего матча здорово резюмировал Клопп: «За последние годы я посмотрел много футбола, но не помню, чтобы при 4:0 на 80-й минуте игрок отбирал мяч, а его накрывали бы 3-4 соперника, будто мяч у него в ногах – единственный мяч на планете. Это про нас».
Если думаете, что Юрген перехваливает ребят, вот вам цитата Криса Уайлдера после матча с «Ливерпулем»: «Я обожаю то, что олицетворяет «Ливерпуль». Они отбирают мяч, выигрывают подборы, прессингуют, всегда добегают вперед и назад – в этих вещах они были на голову выше нас. Они – очень классная команда и находятся на пути к чемпионству, но все равно сохраняют скромность и желание проделывать эту работу».
Описанные качества практически полностью определяют качество контрпрессинга (еще одна сильная сторона «Ливерпуля» – там важны такие реакции и правильность позиции в момент потери). При прессинге это тоже сильно помогает.
Промежуточный итог: прессинг «Ливерпуля» – это искусство (тактический базис сочетается с синхронностью мышления игроков и чтением ситуаций) и ключевая причина, почему команда так надежна в обороне.
«Ливерпуль» невероятно прибавил в позиционных атаках – Трент и Робертсон очень важны
Позиционная атака – главное отличие «Ливерпуля» от других команд Клоппа. «Дортмунд» был слишком зациклен на мантре: «Контрпрессинг – лучший плеймейкер». Именно Юрген первым сказал эту фразу – и повторил несколько раз в Англии. Когда этот источник моментов отключали (например, полностью отдавая мяч), начинались проблемы.
Постепенно «Ливерпуль» научился играть в другом режиме: кажется, виноваты два Пепа – Гвардиола и Линдерс. Постоянные переглядывания между тренерами «Сити» и «Ливерпуля» – известная тема (вот целый текст про это). Они постоянно заимствуют приемы друг друга, подстраивая их под себя (вот свежий пример с прессингом у «Сити»).
Юрген не просто поставил команде позиционный футбол, но и регулярно получал комплименты от Пепа за его качество. В эфире MNF испанец отметил структурные сходства между командами (хотя заметил и отличия: базис общий, но у «Ливерпуля» игра больше заточена на крайних защитников, а у «Сити» – на центральных полузащитников).
Пеп Линдерс – человек, который был в клубе до Клоппа, но постепенно завоевал большое уважение немца и стал его главным ассистентом. Его позитивное влияние на атакующую игру часто отмечал Юрген.
«Ливерпуль» использует собственную вариацию позиционного футбола. При затяжных атаках четко прослеживается атакующая пятерка – трио Салах-Фирмино-Мане плюс два крайних защитника, полузащитники располагаются глубже и адаптируются под ситуацию (иногда врываются, иногда страхуют фланги).
В рамках этой структуры игроки гибко меняются ролями. Например, в этом эпизоде Мане и Робертсон поменялись, но общие принципы полностью соблюдены:
Такое расположение помогает лучше контролировать соперника на случай потери и равномерно распределять игроков по 5 вертикальным частям поля. Это ведет к постоянным треугольникам – мяч ходит быстрее, сопернику становится труднее и труднее.
Ключевая роль в этой структуре у крайних защитников, которые играют выше и смелее, чем вингеры большинства команд. Еще они опаснее большинства вингеров.
«Значительную часть карьеры я сам играл крайнего защитника. Мои функции кардинально отличались от того, что требуется сегодня. Конечно, по-прежнему важно хорошо обороняться, но атакующие задачи изменились. Теперь многие команды оставляют фланги свободными при обороне. Если защитник достаточно смел и обладает нужными техническими данными, чтобы находить в штрафной игроков в футболках своей команды, то он будет чертовски полезен», – объяснял Клопп.
Трент и Робертсон идеальны для системы, которая вскрывает фланги соперников через подключения защитников. Оба очень опасны в атаке. Александер-Арнолд берет качеством подач, а Роббо – количеством и резкостью рывков. У него тоже хорошие подачи, но не с места, а по движущемуся мячу, поэтому ему удобнее подавать после получения паса на ход.
Роббо и Трент – лидеры по количеству голевых передач (8 и 12). Если им дают свободу, о которой говорит Клопп, они наказывают. Но не менее важен и другой сценарий: когда их особенно активно держат. Это означает, что свободнее становится в центре. Тогда созидательная функция ложится на супертрио. Мане разыгрывает комбинации, Салах любит получать мяч в ноги и обострять за счет тонких передач, а Фирмино сочетает одно с другим.
Все это умножается на угрозу из глубины. Вейналдум и Хендерсон отлично выбирают момент для рывка в штрафную (Хендо успевает еще перегружать и правый фланг). В совокупности это дает «Ливерпулю» широкий спектр угроз. Раньше был очевидный тактический план против «Ливерпуля» Клоппа (не всегда работал, но играть в автобус было разумно). Сейчас такого варианта просто нет.
При нынешней сыгранности состава позиционная атака в порядке, особенно когда команда в оптимальном составе – в нем качества игроков очень гармонично дополняют друг друга. Замена кого-то из тройки или отсутствие крайних защитников заметно бьет именно по позиционной атаке, где важна не только структура, но и индивидуальные качества. К счастью, в этом сезоне обошлось без серьезных травм.
Мощнейшие аналитики, уникальная атмосфера и решения Клоппа по ходу матчей – бонусные преимущества команды
Майкл Эдвардс
Позиционная игра и прессинг – основа практически любого современного топ-клуба. «Ливерпуль» очень хорош в этих аспектах – и имеет продуманный узнаваемый стиль. Без этого успех точно не состоялся бы, но есть еще ряд приятных бонусов, которые помогают «Ливерпулю» на поле.
У клуба сильнейший в Англии (вероятно, и я мире) аналитический отдел. Иан Грэм и Майкл Эдвардс – гуру, чья работа заслуживает отдельных материалов (найдете их, перейдя по ссылкам). Обычно их успешность связывают с трансферной активностью – процент попаданий «Ливерпуля» действительно выше, чем у любого другого топ-клуба. Это отдельная тема (в этом тексте только про факторы успеха на поле), но это не все.
Аналитики, основываясь на данных, активно советуют и по тактике. Не только под конкретные матчи, но и в плане общего развития команды. Например, внутри клуба разработали параметр, который называется space control (через трэкинг футболистов оценивает ценность каждого действия для создания пространства). Именно эта программа показала, насколько полезны для команды переводы от одного крайнего защитника к другому. В этом сезоне такой пас стал очень частым в игре «Ливерпуле» – крайние защитники находят друг друга чаще, чем в любой другой команде. Именно аналитический софт подсветил для Клоппа эффективность приема для развития атак и наличие у Роббо и Трента нужных качеств для переводов.
Этот отдел участвует и в работе над стандартами, но финальное слово за человеком из тренерского штаба – Питером Кравицом. По совокупности двух последних сезонов «Ливерпуль» больше всех забил со стандартов (в текущем сезоне – на 2-м месте, но имеет лучшую разницу таких голов).
Еще один важный бонус – работа тренерского штаба в перерыве. Кажется, Клопп с помощниками лучше всех в мире читают матчи и готовят изменения перед вторым таймом. О механизмах подробно рассказывал Кравиц:
«Анализ в перерыве – конечный продукт аналитического процесса, который длится всю неделю. По ходу первого тайма тренеры постоянно проверяют, работает ли наш план, работают ли наши идеи, находят ли игроки решения, которые мы придумали, могут ли они играть в нашем стиле.
Перед перерывом, около 35-й минуты, вместе с Пепом (Линдерсом) и Юргеном мы обсуждаем ключевые темы под разговор с игроками. Мы всегда отвечаем на два вопроса: «Как мы можем помочь игрокам? Какова наша задача на второй тайм?» После того, как все вопросы рассмотрены и идеи озвучены, я стараюсь найти показательные видео и скриншоты, которые помогут Юргену во время речи, на которую у него будет всего 5-6 минут».
Качество этой работы очень высокое. Отрезок с 45-й по 60-ю в играх «Ливерпуля» самый трудный для соперников. В эти минуты команда нанесла 108 ударов – в любую другую 15-минутку не более 90. Это косвенно показывает эффективность атакующих изменений.
Оборонительные перестановки тоже важны. Главная из них – смена схемы в перерыве против «Ман Сити» (победа 3:1). «В перерыве мы поменяли схему. Это в первую очередь отразилось на том, как мы обороняемся. «Сити» создал нам ряд проблем – и мы решили, что в схеме 4-4-1-1 мы будем выглядеть в защите увереннее. Эта схема давала нам чистых фланговых игроков: Садио слева, а Хендо – справа. Цель была в том, чтобы лучше контролировать соперника в этих зонах», – сформулировал Юрген.
Немец делает все, чтобы мы узнали, как сильно его помощники (и весь штаб) участвуют в процессе. Он регулярно упоминает их на пресс-конференциях, подчеркивая, что они не менее важны, пускай на виду только он. Именно Клопп активно толкает их на интервью (многие менеджеры запрещают, поддерживая собственный культ личности или опасаясь, что скажут лишнего).
Это подводит нас к еще одному фактору успеха – сплоченность и уникальная атмосфера. «Когда Клопп только пришел в «Ливерпуль», он организовал встречу для всех сотрудников Мелвуда. Никто толком не понимал, что происходит. А потом мы, игроки, начали аплодировать каждому работнику. Все это продолжалось минут пятнадцать, а затем Клопп сказал: «У этих людей, работников, такой же вес в клубе, как и у меня. Они делают вашу жизнь проще каждый божий день, чтобы вы могли не думать ни о чем, кроме футбола», – рассказывал Хосе Энрике.
Правильные ценности в клубе поддерживаются не только авторитетом Клоппа, но и его легендарным правилом: «Я бы никогда не подписал мудака лишь потому, что он силен в футбольном плане». В «Ливерпуле» даже конкуренты по позиции становятся лучшими друзьями.
Единственная конфликтная ситуация за последние годы случилась вокруг Джердана Шакири, который, вероятно, уйдет этим летом. В остальном – абсолютная сплоченность.