Найти в Дзене
Buro247.ru

На связи 24/7: BURO. повторяет базовые моменты этикет в мессенджерах

Оглавление

Решили в очередной раз суммировать то, о чем все молчат, но что всех раздражает

Бесконечные уведомления в телефоне не оставляют ни минуты свободной в нашей жизни. И если некоторые, например, алерты от бабушки или новости от любимых каналов в телеграме нас радуют (хотя каналы быстро надоедают), то вся остальная стена сообщений по делу и без как будто вписывается в новую норму современного мира. «Будь на связи 24/7, потому что мы знаем, что ты не выпускаешь телефон из рук и видишь все сообщения и звонки», — так можно описать негласно действующее правило общение, которое усиливает тревожность, заставляет переживать раздражение и вину.

Умножьте их, допустим, на 100, если учитывать новые реалии, в которых онлайн-общение за последние два месяца полностью заменило живое, а телефон является инструментом для работы, учебы, отдыха, общения с семьей, друзьями и госорганами (вам штраф!). В таких острых условиях небесполезно будет еще раз проговорить необходимые границы, правила и нормы непрекращающегося общения. Звонок от заказчика в половину одиннадцатого — это нормально? А голосовое сообщение на две минуты от незнакомого номера? А неожиданный видеозвонок? Даже если вы знаете ответы, давайте обозначим общие рекомендации для комфортного общения в мессенджерах.

ПРИВЕТСТВИЕ

Этим простым жестом вы проявляете уважение получателю сообщения и показываете, что в первую очередь думаете о человеке, а не о решении своего вопроса. Вариант, когда вы направляете сперва сообщение с вопросом, а потом вдогонку «Привет / Добрый день / Здравствуйте» относится к некорректной форме онлайн-общения, хотя для сокращения дистанции и времени допустимо в коммуникации со знакомыми людьми. Важно: лучше в одном сообщении поприветствовать и изложить суть вопроса. Ожидание в режиме «собеседник печатает второе сообщение после приветствия» откровенно раздражает, как и сообщения, где есть только имя — например, такие как «Оля!».

ЗВОНКИ

Этикет-эксперты все чаще говорят, что звонить без предупреждения — теперь моветон. Довольно стремительно — за 20 лет от повального внедрения в жизнь мобильных телефонов — звонки превратились в интимную зону или область неотложного, и позвонить без предупреждения теперь соизмеримо с тем, чтобы внезапно прийти в гости (но если прорвало дамбу или горит пирог, то можно не писать в WhatsАpp перед тем, как позвонить). На незнакомые номера чаще реагируют негативно, ожидая, что вам в очередной раз предложат пройти бесплатное медицинское обследование или получить кредит по супервыгодным условиям. Поэтому, если вы не курьер, который знает, что его ждут, лучше предварительно написать сообщение о том, кто вы, по какому вопросу и договориться, когда удобно поговорить голосом.

РАБОЧИЕ ВОПРОСЫ И МЕССЕНДЖЕРЫ

Да, большинство индустрий теперь работает в мессенджерах, но представители некоторых более традиционных компаний предпочитают коммуникацию через корпоративную почту. Какой именно мессенджер выбрать, зависит от нескольких факторов: сферы деятельности, региона и личных предпочтений. Два самых популярных сейчас — Telegram и WhatsАpp (последний чуть более распространен в регионах). Facebook, который еще пять лет назад был основной коммуникационной платформой, перенасыщен информацией, людьми и к тому же скрывает сообщения, если абонент не в списке друзей. Поэтому здесь теперь чаще общаются, чтобы установить первый контакт (по профилю понятно, кто вы и чего можете хотеть), а дальше переехать в другие мессенджеры. Директ инстаграма — крайне редкий случай, когда тут удобнее обсудить что-то, изображенное на фотографии или в сториз, или коротко договориться о чем-то с инстадивой, если недоступны иные контакты. Невозможности ответить на конкретное сообщение делают этот вариант наименее удобным для деловой переписки.

ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ

Страшный вопрос, вызывающий разгоряченные споры! В большинстве случаев голосовое сообщение, отправленное на письменный вопрос, воспринимается как знак пренебрежения: дескать, ему/ей лень набирать ответ буквами. Однозначно забудьте об отправке голосовых незнакомым людям, и это правило даже не требует комментариев: такие номера человек сразу будет блокировать. Знакомым голосовые сообщения отправлять можно, но стоит учесть следующие нюансы:

  • если по текстовому сообщению можно понять, насколько это важно, то внешний вид аудиофайла ничего не говорит о содержании;
  • по голосовым сообщениям нельзя сделать поиск; 
  • текст предпочтительнее голосовых, потому что часто приходится сталкиваться с тем, что мысль в восемь слов растягивается на минуту и 35 секунд. Получается дисбаланс: отправитель экономит свое время за счет времени получателя. Поэтому не тратьте чужое время, а сфокусируйтесь, соберитесь и четко напечатайте вашу мысль. Или просто спросите у собеседника, удобно ли ему будет прослушать голосовое сообщение. 

Да, бывают случаи, когда элементарно заняты руки (за рулем, на ноготочках), или устное самовыражение больше подходит, чем письменное. Например, вы сценарист и думаете вслух, предлагаете через голосовое сообщение подключиться режиссеру к ходу ваших мыслей.

И еще одно исключение из исключения: во время карантина высказанные выше правила меняются, особенно когда дело касается общения с близкими. Учитывая дефицит реального общения, возможно, голос родного человека станет приятным сюрпризом.

CТРУКТУРА

Если вам задают в мессенджере несколько вопросов, воспользуйтесь функцией ответа на конкретное сообщение и упростите собеседнику жизнь, чтобы он смог идентифицировать, на какой вопрос ответ был положительным, а на какой отрицательным. Будьте разумны: не разделяйте один блок вопросов на десять отдельных сообщений. Исходите из логики: если у вас несколько совсем разнотипных вопросов, направляйте их разными сообщениями, чтобы на них было проще ответить. Но полностью разъясняйте каждый вопрос в рамках одного сообщения. Еще момент: номера карточки, телефона, название ИП, которые собеседник будет копировать, присылайте отдельными сообщениями.

ВРЕМЯ

Не ожидайте, что вам сразу же ответят на сообщение, даже если пользователь в сети. Если сейчас рабочий день и вы переписываетесь с коллегой, то полчаса-час — допустимое время паузы для ответа на несрочное сообщение. Хотя, конечно, о допустимом уважительном промежутке лучше договориться вместе. Если общаетесь с кем-то менее близким, то неписаные нормы этикета говорят, что ответ на прочитанное сообщение может быть дан в течение 24 часов. Если вам не ответили за это время, можно написать повторно, а после второй неудачной попытки попытаться позвонить.

Важно: значок прочитанного сообщения в проигнорированной переписке воспринимается как знак неуважения. Но тут ничего не поделаешь, ведь есть неразрешимая проблема. Мессенджеры были придуманы для оперативного решения вопросов, но фактически используются для всего. Длинного времени в нашей коммуникации — времени писем и телеграмм — не осталось.

БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ 

Оно такое же, какое диктовали нам нормы поведения для звонков, — с 9:00 до 21:00. Рабочие вопросы желательно прекращать к 19:00. Не пишите сообщения ночью, потому что сейчас на вас снизошла гениальная идея. Для таких случаев в телеграме появилась замечательная функция «отправить без звука» и «отправить позже». Только в крайних случаях пишите сообщения в выходные и нерабочее время и всегда перед этим извиняйтесь. Если хотите выработать уважение к личному времени и пространству, отвечайте на сообщения в рабочее время.

ТАБУ

  • МАССОВЫЕ РАССЫЛКИ

Просто забудьте про них, и все. Отправлять сообщение, которое было адресовано не конкретному человеку, не требует внимания, а значит, бессмысленно. Сюда же относится рассылка картинки с поздравлением на Новый год по всем контактам.

  • ССЫЛКА БЕЗ ПОЯСНЕНИЯ

Особенно актуально сейчас, когда все друг другу перекидывают сомнительные ссылки на новости с громкими заголовками. Прежде чем отправить ссылку, откройте ее, прочитайте и только потом кидайте, пояснив чем собеседнику может быть интересна эта ссылка.

  • ОТДЕЛЬНЫЕ 

«Ты тут?», «Можно вопрос?», «Куда пропал?», «?», «Доброго времени суток», даже написанное в шутку, и вы можете дополнить этот список. 

ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ

Еще два месяца назад функция видеозвонков в мессенджерах служила, чтобы созваниваться с близкими из других городов или для совместного просмотра графиков или таблиц с коллегами, базирующимися в других городах и странах. Теперь видеоконференции — новая норма для работы и личного общения. И если вопрос, какие условия необходимо соблюсти, чтобы созвониться с близкими, дело сугубо ваше, то рабочие конференции требуют некоторых правил. Вот пара базовых:

  • Оденьтесь подходяще. Это не значит, что необходимо соблюдать строгий дресс-код (если, конечно, вы не ведущий «России 24»), но выглядеть опрятно, не создавая впечатления, что вы только что проснулись и даже не успели дойти до ванной, необходимо. 
  • Предупредите домашних. Вашим собеседникам ровно так же слышны все посторонние звуки, как слышите их вы. Позаботьтесь об этом заранее.
  • Задний фон должен быть приличным, без грязной посуды и прочих бытовых историй. Желательно, чтобы это было что-то спокойное, нейтральное и не отвлекающее.
  • Старайтесь смотреть в камеру, а не на экран, так вы поддержите зрительный контакт с собеседниками. 

Читайте больше на BURO.

-2