Найти в Дзене
О модном теле

Подштаники для Микеланджело

Когда мы приходим сегодня в залы музеев, где собраны полотна XVI-XVIII веком, то у нас начинает просто рябить в глазах от обнаженных тел, драпировок и античных сцен. Переходим из зала в зал и думаем, что это время отличалось гораздо большей свободой нравов, чем наше. На деле же отношение к обнаженной натуре было очень разным.

С конца XV века умение изображать обнаженную натуру было одним из важнейших маркеров хорошего живописца. Но борьба за умы и души между католиками и протестантами сделала тему обнаженной плоти и нравственности очень острой. В XVII веке наступает эпоха Контрреформации, когда Ватикан начал закручивать всевозможные гайки, стремясь стать оплотом чистоты веры и нравственности. Заказы на фигуры обнаженных святых (например Св. Себастьяна) падают, а уже имеющиеся фрески и картины стремительной доводятся до степени приемлемой нравственности.

Микеланджело Страшный суд. 1537—1541. Сикстинская капелла, Музеи Ватикана, Ватикан
Микеланджело Страшный суд. 1537—1541. Сикстинская капелла, Музеи Ватикана, Ватикан

Знаменитая фреска "Страшный суд", которой сегодня так гордится Секстинская капелла, подверглась страшной критике, даже была идея о записывании её или полном уничтожении. Остановились, однако, на том, что всех персонажей оденут, скрыв излишнюю обнаженность. Эту работу поручили ученику Микеланджело Даниэле да Вольтерра. Надо сказать, что к работе учителя он отнесся максимально бережно и аккуратно прикрыл тела одеждами. Но ехидные современники назвали его Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).

П.П. Рубенс Суд Париса. 1636. Музей Прадо, Мадрид. Из секретного собрания испанских королей
П.П. Рубенс Суд Париса. 1636. Музей Прадо, Мадрид. Из секретного собрания испанских королей

Но у всякого человека здесь должен возникнуть вопрос, а как быть с множеством Венер и нимф, написанных в это время в католических странах. Это вопрос сложный и во многом зависящий от личности правителя. Карл V император Священной Римской империи и король Испании, был покровителем и поклонником Тициана, собрав прекрасную коллекцию его произведений. Его дело продолжили Филипп II и ФилиппIV, в Испании была собрана самая большая коллекции картин ню в западном искусстве.

Тициан. Венера и Адонис. 1553-1554.  Музей Прадо, Мадрид.
Тициан. Венера и Адонис. 1553-1554. Музей Прадо, Мадрид.

Вот здесь должна зажечься лампочка недоверия. Испания? Инквизиция? Католические короли и ню? ДА. Самая большая и состоящая из шедевров коллекция. Тициан, Рубенс, Рени, картины, за которые современные музейщики головы продать душу. Как эти полотна могли висеть по стенам дворца, если в 1563 году, на Тридентском соборе, постановили, что «всякого любострастия [в церковных произведениях искусства] следует избегать таким образом, чтобы фигуры не были написаны или не украшены соблазнительной похотью»?

Г. Рени  Аталанта и Гиппоменей 1611.   Музей Прадо, Мадрид.
Г. Рени Аталанта и Гиппоменей 1611. Музей Прадо, Мадрид.

Все просто, в закрытом кабинете, куда допускался только избранный круг. Так Карл III, первый испанский Бурбон, взойдя на престол внезапно обнаружил такое провокационное собрание, которое шло в разрез с его католическим воспитанием. Первым порывом нового короля было "собрать и сжечь". Его смог остановить только придворный живописец Антонио Рафаэль Менгс, сказав, что "для преподавателей (художников) будет меньшим риском копировать такие качественно написанные образцы, чем раздевать настоящих женщин?". После чего король вручил ему ключи от собрания и велел не пускать туда никого без лишней необходимости.

Это было в XVIII веке, когда, казалось бы, все научились рисовать женскую плоть. После этого у кого-то ещё будут сомнения о том, что так просто научиться писать обнаженное тело?

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!