Честный отзыв на провокационную книгу известного лингвиста.
В этот раз созрел прочесть что-то полезное. К несчастью, наткнулся на книгу Н.Ф. Замяткина «Вас невозможно научить иностранному языку». Автор описывает довольно спорный собственный метод изучения иностранных языков.
Суть метода заключается в создании так называемой резонансно-медитативной матрицы, состоящей из 25-30 диалогов и текстов по различным тематикам длительностью до 50 секунд, начитанных хорошими дикторами-носителями языка. Что предлагается делать: сначала слушаем каждый из этих отрывков, повторяя его снова и снова, и так минимум час в день на протяжении нескольких дней. Далее этот отрывок мы читаем, причем громко и с артикулированием, до тех пор, пока не достигнем аналогичного звучания. Только доведя один отрывок до идеала, можем перейти ко второму. Автор рекомендует заниматься на этом этапе языком ежедневно по 3 часа, и так неделями бесконечно слушая и читая вслух один и тот же небольшой фрагмент текста.
По истечении полугода работы на этом этапе, по мнению автора, вы сами выработаете идеальное (!) произношение, восприятие речи на слух, интуитивное понимание грамматики языка, хороший навык чтения и необходимый запас лексики для перехода к чтению оригинальных произведений. Да, именно так, от этих коротких матричных текстов на втором этапе переходим к массированному чтению сложных неадаптированных текстов на языке. Без словаря – т.к непонятные слова и словесные конструкции вам понятны будут просто исходя из контекста (?!). Что значит массированное чтение – по мнению автора, вы уже можете, а точнее должны читать по 100-200 страниц в день. Через некоторое время можно подключить просмотр художественных и документальных фильмов (без субтитров!), новостных выпусков, радио и подкастов. Накопление услышанного и прочитанного в голове приведет к тому, что через год (!) после начала столь интенсивных занятий вы сможете перейти к общению (причем спонтанному и непринужденному) с носителями языка.
Вот собственно и вся суть метода. Да, возможно что-то в этом есть, и можно попробовать использовать матрицу как дополнительный инструмент для проработки восприятия речи на слух и формирования моторики построения предложений. Но явно не в объемах времени, указываемых автором. Я дико сомневаюсь, что можно самостоятельно поставить произношение, как бы громко мы ни говорили и пытались артикулировать. Также и понимание языка совсем без изучения грамматики, только на примерах из матрицы – не укладывается в голове.
Вот небольшие дополнительные советы по #изучение языка были действительно полезны:
1) Слушайте качественный аудиоряд, начитанный профессиональными дикторами, но без переигрывания и фоновых контекстуальных шумов (типа лая собаки, телефона, шума автомобиля итд), никакого перемешивания изучаемого и родного языка;
2) Прослушивание в движении (при ходьбе итд) – особенном эффективно, если при занятиях вас охватывает сонливость;
3) Никаких параллельных текстов – мозг должен думать, о чем вы прочитали, а не просто лениться и косить в соседний столбец текста на русском;
4) Просмотр фильмов без субтитров –смысл аналогичный, тренируем восприятие и понимание;
5) Читайте то, что вам интересно было бы читать и на русском;
6) Читайте произведения значительной длины (>100-200 страниц, т.е не рассказы): будет иметь место понимание незнакомых слов исходя из контекста, проникновение в грамматическое поле автора, эффект «психологической птички»- вам легче будет поставить себе галочку за большое произведение, чем за много, но небольших.
7) Список авторов, которые будто специально писали для того, чтобы по ним можно было начинать читать оригинальные тексты: #английский язык - Агата Кристи, #французский язык - Мопассан, #немецкий язык – Ремарк, #итальянский язык - Альберто Моравиа.
Казалось бы, полезная и нужная книга, если бы не язык, которым она написана. Юмор, который автор считает блестящим, вызывает слабое подобие улыбки на первых 5-10 страницах, но никак не последующих 150. Огромные словесные конструкции с обилием обращений к «любезному читателю» обладают эффективным тошнотворным эффектом. А плоские байки из жизни автора, с упоением критикующего различные языковые курсы, иные методики преподавания, да и вообще систему образования, вызывают внутреннее желание спросить «Да когда же ты к делу перейдешь?». К делу автор перешел лишь пару раз, видимо вспомнив, что конечная цель книги, распространяемой бесплатно – лишь продажа готовых авторских матриц, предлагаемых по завышенной в десятки раз цене.
На этом все.
Понравился отзыв? - ставьте лайк, подписывайтесь на канал!