Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосцы. Последние динозавры. «Руджеро ди Лаурия».

Триумфальное возвращение Италии в большое кораблестроение поразило воображение адмиралов всего мира гигантскими броненосцами с огромными пушками. Идея-фикс Бенедетто Брина о доктрине индивидуального превосходства нашла свое воплощение в мастодонтах "Дандоло" и "Кайо Дуилио". За ними последовали не менее огромные, но зато практически небронированные "Италия" и "Лепанто".

Получив такой "парк Юрского периода", итальянские адмиралы начали сомневаться- по карману ли им все это величие и что будет, когда эти четыре монстра по каким либо причинам закончатся? Да и несмотря на впечатляющие размеры прикрыть собой все побережье Италии они были явно не в силах.

Озвучил эти мысли министр флота вице-адмирал Фердинандо Эктон. Несколько очень крупных кораблей не способны решить конкретные тактические задачи, стоящие перед флотом, надо больше кораблей, "числом поболее, ценою подешевле".

Разработка новых кораблей была поручена генеральному инспектору флота Джузеппе Микелли(или Мичелли). Самым выгодным техническим решением тот посчитал воспроизведение проекта "Дуилио", как наиболее сбалансированного, но с учетом внедрения новых достижений технического прогресса.

Новый броненосец стал уменьшенной копией "Дуилио", втиснутой в 10 тысячное водоизмещение, но с новыми казнозарядными пушками, компаунд-броней и более совершенной и мощной силовой установкой. Вместо массивных башен новые броненосцы получили барбетные установки с бронированным куполом, ставшие прообразом современных орудийных башен.

В 1881-1882 годах были заложены три новых броненосца. Имена они получили в честь выдающихся средневековых итальянских адмиралов- "Ruggiero di Lauria", "Francesco Morosini " и "Andrea Doria".

Руджеро ди Лауриа (Rocher de Lauria, Roger de Llúria,Ruggiero di Lauria, Ruggeru di Lauria; около 1245 года — 19 января 1305) — арагонский адмирал, принявший важное участие в событиях Сицилийской вечерни, крестового похода против Педро III и борьбы за Сицилию между братьями Альфонсом Арагонским и Хайме Сицилийским.

Франческо Морозини (26 февраля 1619 - 16 января 1694) был дожем Венеции с 1688 по 1694, в разгар Великой турецкой войны . Он был членом известной знатной венецианской семьи ( семьи Морозини ), которая произвела несколько дожей и генералов. Он «всегда одевался в красное с головы до пят и никогда не вступал в бой без своего кота рядом с собой».

Андреа Дориа (Andrea Doria; 21 [30] ноября 1466, Онелья — 15 [25] ноября 1560, Генуя) — генуэзский адмирал и государственный деятель.Вошел в историю как упорный борец против врагов Генуи и против врагов христианства — мусульман.

Однако состояние итальянской промышленности не позволило строить корабли "британскими" темпами. "Andrea Doria" строился аж 9,5 лет. В строй они вступили лишь в 1888-1891 годах. Уже изрядно устаревшими.

К этому времени на флоте уже произошла очередная технологическая революция- стала использоваться цементированная броня-сперва гарвеевская, а затем и крупповская, появилась скорострельная артиллерия. Британцы уже создали свой эталонный "Ройал Соверен".

Микелле недолго руководил процессом, вскоре к руководству итальянским кораблестроением вернулся Бенедетто Брин. Под его руководством на свет появился следующий проект итальянских броненосцев-"Ре Умберто".

-3
-4

«Руджеро ди Лаурия» RN "Ruggiero di Lauria" Regio Cantiere di Castellammare di Stabia Заложен 3 августа 1881 г. Спущен на воду 9 августа 1884 г. Вступил в строй 1 февраля 1888 г.Исключен из состава флота11 ноября 1909 г. Погиб 1943

«Франческо Моросини» RN "Francesco Morosini" Венецианский Арсенал Заложен 4 декабря 1881 г. Спущен на воду 30 июля 1885 г. Вступил в строй 21 августа 1889 г. Исключен из списка август 1909 г. Потоплен в качестве цели, 15 сентября 1909 г.

«Андреа Дориа» RN "Andrea Doria"Арсенале ди Ла Специя Заложен 7 января 1882 г. Спущен на воду 21 ноября 1885 г. Вступил в строй 16 мая 1891 г.Исключен из списка 25 мая 1911 г. Уничтожен в 1929 году

Водоизмещение нормальное 9 886 тонн (10 045 т),полная загрузка : 10 997 тонн (11 173 т). "Франческо Морозини" -11 145 тонн (11 324 т), "Андреа Дориа" -11 027 длинных тонн (11 204 т). Длина 105,9 м , ширина 19,84 м, осадка 8,29–8,37 м
Двигатели- две паровые машины, 8 цилиндрических котлов, 2 вала,10 000-10 500 л.с. проект, на испытаниях 10 591  л.с., Скорость 16 - 17 узлов .Запас топлива 850 тонн. Дальность 2800  миль при скорости 10 узлов . Экипаж 507-509 человек
Бронирование-Пояс17,75 дюйма (451 мм), палуба 3 дюйма (76 мм), барбеты 14,2 дюйма (361 мм), рубка 9,8 дюйма (249 мм)
Вооружение- 4 × 17 дюймовых (432 мм) 27- кал. орудия (2x2), 2 × 6 дюймовых (152 мм) 32-кал. орудия, 4 × 14-дюймовых (356 мм) подводных торпедных аппарата

-5
-6
-7

По архитектуре броненосцы в основном напоминали тип "Дуилио". Все три корабля отличались элементами конструкции и силовыми установками. По водоизмещению разница при полной нагрузке составляла 148 тонн(от 10 997 тонн «Руджеро ди Лаурия» до 11 145 тонн «Франческо Морозини». Длина кораблей между перпендикулярами составляла 100 метров, а максимальная 105,9 м. Ширина 19,84 метра, а осадка от 8,29 до 8,37 м.

В середине располагалась мачта с боевыми марсами, две дымовые трубы размещались одна в носовой, другая в кормовой надстройки. У надстроек хранились штатные лодки и стояли краны для их спуска. Броненосцы имели более высокий борт, чем у "Дуилио" и, соответственно, лучшую мореходность.

Двухвальная силовая установка из двух паровых машин и восьми цилиндрических огнетрубных котлов имела номинальную мощность около 10 000 л.с. Самым быстрым оказался «Руджеро ди Лаурия», развивавший 17 узлов при 10 591 л.с. Остальные два корабля имели ход не выше 16,1 узла.

Бронирование состояло из бронированного пояса из плит-компаунд толщиной 451 мм, палубы 76 мм, боевой рубки 249 мм и барбета 361 мм. Схема бронирования была идентична "Дуилио", только толщина плит пояса за счет перехода на сталежелезную броню стала меньше. Пояс прикрывал центральную, цитадельную часть броненосца, оконечности были защищены только более толстой, чем у прототипа, броневой палубой и большим количеством водонепроницаемых отсеков. По расчетам даже разрушение небронированных оконечностей позволило бы броненосцам сохранить плавучесть.

Броненосцы были вооружены четырьмя 432 мм нарезными казнозарядными пушками с длиной ствола в 27 калибров в двух спаренных куполообразных установках по бортам в барбетах в центральной части корабля. Бронированные купола вращались вместе с орудийными платформами, защищая расчеты от осколков, а толстые барбеты надежно прикрывали орудия от прямых попаданий. По сути, это был прообраз современных орудийных башен, более эффективных чем башни системы Кольза.

Сами установки размещались по традиционной диагональной схеме, передний слева, а задний справа, что обеспечивало максимальные сектора обстрела при доступных технологиях.Орудия образца 1882 года (такие же стояли на "Италии"), начальная скорость 560 м/с , снаряд весил 900 кг, скорострельность-выстрел в 8 минут.


Для компенсации низкой скорострельности орудий главного калибра, броненосцы вооружались вспомогательной артиллерией среднего калибра. Два 152 мм орудия с длиной ствола в 32 калибра размещались на носу и корме. Бронебойный снаряд для них весил 46 кг. Еще четыре 120 мм пушек тоже со стволами в 32 калибра и снарядом весом в 16 кг стояли по две штуки в носовой и кормовой части корабля.
Традиционно для того времени броненосцы имели четыре торпедных аппарата 356 мм. Торпеды имели БЧ 125 кг и дальность всего 600 метров.

С 1900 года была усилена противоминная артиллерия кораблей- добавлено две 75 мм пушки, десять 57 мм/40 орудий, двенадцать 37 мм пушек , пять 37 мм револьверных пушек и два пулемета

Броненосцы Франческо Моросини,Андреа Дориа,Дуилио,Лепанто,бронепалубный крейсер Космао,броненосцы Амираль Бодэн,Курбэ,Формидабль,Виттория и бронепалубный крейсер Рейна Рехенте в Генуе,1892г.
Броненосцы Франческо Моросини,Андреа Дориа,Дуилио,Лепанто,бронепалубный крейсер Космао,броненосцы Амираль Бодэн,Курбэ,Формидабль,Виттория и бронепалубный крейсер Рейна Рехенте в Генуе,1892г.

Три броненосца типа "Руджеро ди Лаурия", вступившие в строй после длительного строительства, состояли в боевой эскадре до середины 90-х годов. Два броненосца в том же году посетили в составе итальянской эскадры (броненосцы "Руджеро ди Лаурии", "Андреа Дориа","Ре Умберто" и "Сарденья", крейсера « Стромболи» , « Этрурия» и « Партенопе») Великобританию, Спитхед в июле 1895 года и Германию, торжества по случаю открытия Кильского канала.

Eröffnung_des_Kaiser-Wilhelm-Kanals_(Kiel_71.176)
Eröffnung_des_Kaiser-Wilhelm-Kanals_(Kiel_71.176)

Panzerschiff_RUGGIERO_DI_LAURIA_(ital.)_(Kiel_71.171)
Panzerschiff_RUGGIERO_DI_LAURIA_(ital.)_(Kiel_71.171)

Во время Критского кризиса 1896-1897 годов, после начала волнений греков на острове, принадлежавшем тогда Османской империи, великие державы сформировали Международную эскадру, состоящую из кораблей Австро-Венгерского флота , Военно -морского флота Франции , Имперского флота Германии , итальянской Регии Марины , Российского императорского флота и Королевского флота Великобритании. Командующим эскадрой назначили итальянского адмирала Каваньяри. Флагманом итальянской части эскадры был "Франческо Морозини".

Эскадра занималась блокадой острова от подвоза греческих и османских войск, добровольцев и оружия, взяла под контроль самые важные порты и "разнимала" стычки христиан и мусульман. В итоге нашлось политическое решение проблемы-Крит получил широкую автономию в составе Турции, но с губернатором-греческим принцем.

Корабли Международной эскадры -"Франческо Морозини", британский броненосец HMS  Revenge (флагман командующего британскими силами в эскадре, контр-адмирал Ноэль ), российский броненосный крейсер "Герцог Эдинбургский "(флагман командующего российскими силами эскадры контр-адмирала Скрыдлова ) и бронепалубный французский крейсер Bugeaud забрали в Милосе с яхты принца Георга Греческого и Датского. 21 декабря с французского крейсера в сопровождении эффектного эскорта высадили нового губернатора в критском порту Суда. Кризис был урегулирован, а Крит в 1913 году окончательно перешел к Греции.

 Международная эскадра, прибывающая в бухту Суда , Крит, 21 декабря 1898 года. Во главе колонны стоит французский  крейсер " Бюжо" , на борту у него  греческий принц Георг Греческий и Датский , который приступит к исполнению обязанностей Верховного комиссара критского государства . За ней следуют (справа налево) российский броненосный крейсер Герцог Эдинбургский , британский линкор HMS  Revenge и Франческо Морозини .
Международная эскадра, прибывающая в бухту Суда , Крит, 21 декабря 1898 года. Во главе колонны стоит французский крейсер " Бюжо" , на борту у него греческий принц Георг Греческий и Датский , который приступит к исполнению обязанностей Верховного комиссара критского государства . За ней следуют (справа налево) российский броненосный крейсер Герцог Эдинбургский , британский линкор HMS Revenge и Франческо Морозини .

В 1899 года все три корабля вновь были вместе в составе боевой эскадры. Король Умберто I организовал в Кальяри грандиозный морской парад с участием французской и британской эскадр. Там приняли участие "Руджеро ди Лаурия", "Андреа Дориа","Сицилия" и "Сардиния".

Андреа Дориа  18 апреля 1899 года
Андреа Дориа 18 апреля 1899 года
Italian_battleship_Ruggiero_di_Lauria
Italian_battleship_Ruggiero_di_Lauria

RN_Andrea_Doria_(1885)
RN_Andrea_Doria_(1885)
-15
La_corazzata_Andrea_Doria_della_prima_divisione
La_corazzata_Andrea_Doria_della_prima_divisione

RN_Andrea_Doria_Genova_1905
RN_Andrea_Doria_Genova_1905

К 1905 году все три корабля находились уже в составе Резервной эскадры, вместе с тремя броненосцами типа "Ре Умберто", броненосцем "Дандоло", тремя крейсерами и шестнадцатью миноносцами. Резервный флот лишь два месяца в году выходил в море, а остальное время службу на кораблях несли сокращенные экипажи. А в 1908 году флот решил исключить из списков все корабли этого типа с 1909 года, кроме "Андреа Дориа", который служил до 15 января 1911 года.

-18

"Руджеро ди Лаурия" переоборудовали в плавучее нефтехранилище GM 45, его потопили во время воздушного налета в 1943 году. В 1945 году корпус подняли и сдали на металл.

"Франческо Морозини" исключили из списка в августе 1909 года, использовали как корабль-цель при испытаниях торпед в сентябре 1909 года и потопили 15 сентября у Специи. Проверяли как торпеда разрушает корпус с целью выработать более эффективную противоторпедную защиту. В результате взрыва в корпусе образовалась дыра площадью 50 кв. Остатки корабля пошли на слом.

-19

"Андреа Дориа" стал блокшивом в Таранто, перед первой мировой переименован в GR 104 (имя ушло новому дредноуту), а на время первой мировой стал сторожевым кораблем в Бриндизи. После окончания войны также переоборудован в нефтехранилище, а в 1929 году разрезан на металл.

James_Scott_Maxwell_-_Italian_Andrea_Doria_warship_watercolour
James_Scott_Maxwell_-_Italian_Andrea_Doria_warship_watercolour
-21

Благодаря "концепции индивидуального превосходства", принятой итальянским Королевским флотом, итальянцы стали обладателями семи огромных и мощных кораблей, соперников которым могли строить только англичане и французы.

«Руджеро ди Лаурия» -это довольно удачная адаптация сенсационного проекта "Дуилио" для следующего десятилетия. Казнозарядные, более скорострельные и мощные пушки, более удобные и защищенные чем старые башни барбетные установки, более прочная сталежелезная броня, более мощная силовая установка, создали могучие и довольно неплохо защищенные корабли с высокой 16-17 узловой скоростью и улучшенной мореходностью. Если поверить расчетам итальянских инженеров, то незащищенные оконечности не были проблемой-даже затопление там всех многочисленных отсеков, оставляло броненосцу необходимый запас плавучести.

В 90-х годах и итальянцам стало очевидно, что концепция окончательно устарела. Морские сражения от беспорядочных "собачьих свалок" 60-80-х годов вернулись к упорядоченным линейным сражениям эскадр в кильватерном строю. А развитие скорострельной артиллерии оказалось приговором цитадельной схеме бронирования.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам