Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Мейдан (Татарский Майдан) — самая старая площадь современного Тбилиси

Оглавление

Не смотря на сложные исторические времена. На попытки врагов вбить клин между двумя странами. Несомненно, грузинский и азербайджанский народы близки друг другу. Как ментально, так и в видении своего будущего.

Обе страны имеют одинаковые территориальные проблемы, пытаются вести независимую политику, рассчитывают только на собственные силы.

Также можно упомянуть совместные экономические проекты, культурное сотрудничество, членство в региональных союзах.

Но наверное больше всего сближает туризм — Грузия стала одним из любимейших направлений отдыха для бакинцев.

В этом вопросе грузины молодцы. Смогли создать пожалуй лучшую, из стран бывшего СССР, туристическую индустрию для среднего класса — в Грузии дешево, гостеприимно и интересно.

Тем не менее, не многие знают, что некоторые места старого Тифлиса связаны с азербайджанцами. Об одном из таких мест, я и хочу рассказать.

Площадь "Татарский мадан"
Площадь "Татарский мадан"

Татарский майдан

С 1958 года площадь носит имя Вахтанга Горгасали, царя Иберии, считающегося основателем грузинской государственности. Но до этого, как минимум 100 лет, официально именовалась "татарской", и еще 300 лет, так же, но неофициально.

Но давайте по порядку.

Площадь находится в самом центре Тбилиси, на краю Старого Города (Кала), у моста Метехи.

-3

Крепостная площадь

Это старейшая в Тбилиси площадь.

Дело в том, что на месте нынешнего моста, когда-то была единственная переправа через Куру. Здесь же, неподалеку, проходила крепостная стена Старого Города. Между ней и мостом, торговцы облюбовали местечко для продажи своих товаров (некогда так же начиналась бакинская Торговая).

Мы можем только предполагать насколько разношерстным был тот первый тифлисский рынок. Наверняка, там были и торговцы с азербайджанских земель.

Старый Тифлис постепенно разрастался. Стал застраиваться и за крепостной стеной. Пятачок, где уже давно образовался рынок с купеческими лавками, превратился в торговую площадь, получившую название "Крепостной".

Более того, большую часть, выходивших к рынку узеньких улиц, также оккупировали торговцы. Образовав нечто вроде большого торгового центра, крупнейшего на севере Закавказья.

Сегодня, это одно из самых известных мест в Тбилиси — квартал Шардени. А некогда эта часть города называлась "Темные ряды".

Множество улочек выходящих к площади были застроены мастерскими и лавками. Над каждым коммерческим объектом был навес из материи. Плотность застройки и наличие навесов, привели к тому, что даже днем на улочках царил сумрак. Отсюда и пошло название квартала.

Некогда "Темные ряды"
Некогда "Темные ряды"

Азербайджанский Мейдан

XVI век выдался очень сложным для Грузии.

40 лет Сефевидская держава и Османская империя воевали за власть над Закавказьем. А народы населявшие этот регион страдали от опустошительных войн.

В 1517 году, шах Исмаил I, захватил два грузинских царства Картли и Кахетию, обложив их данью. Но через четыре года, в 1521 году, царь Картли Давид X , поднимает бунт — отказывается от выплат.

Короткая битва при Телети, где сефевидское войско разгромило грузин, привела к тому, что в Тифлис пришли кызылбаши.

В том же, 1521 году, по приказу шаха, на берегу Куры начинает возводиться шиитская мечеть. Она располагается вплотную к переправе, а ее фасад выходит на Крепостную площадь.

Мечеть на картине Никанора Чернецова (1805 -1879)
Мечеть на картине Никанора Чернецова (1805 -1879)

Тбилисская шиитская мечеть, на 430 лет, становится крупнейшей мечетью на Кавказе.

Так она выглядела в ХХ веке:

Тбилисская мечеть
Тбилисская мечеть

Среди торговцев и так было много персов и азербайджанцев (татар), а тут еще и шиитская мечеть.

Рынок прижимается к домам, уходит в "Темные ряды", а площадь становится своеобразным шиитским центром. (Можно сказать азербайджанским, потому-что персы практически не жили в Тифлисе и его окрестностях.)

Южная часть Татарского майдана (одна из самых старых фотографий)
Южная часть Татарского майдана (одна из самых старых фотографий)

Сюда приезжают азербайджанцы из сел, здесь собираются пообщаться городские шииты, здесь же проводятся религиозные церемонии. (Даже в советские времена на площади проводился шахсей-вахсей.)

При этом, в обычные дни, это все та же рыночная площадка. По ней снуют торговцы, открыты лавки в окружающих домах, приезжают повозки с товаром из пригородов.

Интересный факт, в свое время, блестящий Нико Пиросмани, на Татарском Майдане торговал молоком.

Торговцы
Торговцы

В народе ее уже давно называют "шиитской площадью", но только в середине 19 века она меняет свое официальное название на "Татарский Майдан".

Кстати, базар расположенный рядом с Майданом, также самый старый в Тбилиси, носил название "Шайтан-базар". Старые тбилисцы так его и сейчас называют.

Таким увидел Шайтан-базар, в конце 19 века, Оскар Шмерлинг
Таким увидел Шайтан-базар, в конце 19 века, Оскар Шмерлинг

На нем торговали в основном азербайджанцы. А название произошло от того, что в стародавние времена, когда первые тюрки-сельчане приезжали в Тифлис распродать свой урожай, их дурили прожженные местные торговцы.

Простоватые татары не понимали, как можно было за полную телегу снеди получить так мало денег. Поэтому прозвали рынок "шейтан базары".

Советские времена

В 1922 году, в Грузию, после нескольких лет работы в азербайджанском ЧК, возвращается Берия.

Доступно увеличение
Доступно увеличение

Не смотря на то, что он был очень близок с Багировым ( тогдашним председателем ЧК). Их даже называли "сиамскими близнецами". У Берии были большие проблемы в Азербайджане

Его чуть не посадили "за превышение полномочий и фальсификацию уголовных дел". Только вмешательство Микояна помогло избежать суда.

Поэтому нет ничего удивительно, что он не питал теплых чувств к азербайджанцам.

Немного окрепнув, он очищает Майдан от торговых лавочек и торговцев. Но главный символ — мечеть, вне его полномочий.

Площадь Вахтанга Горгасали (Татарский майдан)
Площадь Вахтанга Горгасали (Татарский майдан)

Даже когда Багиров взрывает в Баку мечети и храмы, поднять руку на самую большую мечеть Кавказа у него не хватает политического веса.

По воспоминаниям очевидцев, Берию больше всего бесила церемония шахсей-вахсей. Он метался по кабинету, писал письма в ЦК, но никак не мог получить разрешения на закрытие мечети.

Лишь в 1951 году, когда он стал всемогущим Лаврентием Берией, под маркой реконструкции моста, удивительный памятник культуры 1521 года, сносится до основания. Причем так, что с трудом удалось сохранить всего пару фрагментов кровли.

Напоминаю, это не 30-е годы, когда большевики боролись против "опиума для народа", это вполне просвещенные 50-е. Несомненно было тысяча конструкторских решений, вплоть до переноса моста на несколько метров, которые могли бы сохранить мечеть. Но это ведь был Берия.
И мечеть изуверским образом снесли.

На открытке
На открытке

А через семь лет, в 1958 году, переименовали и Татарский Майдан.

Вместо послесловия

Справедливости ради надо отметить, что в последнее время, тбилисцы, активно выступают за восстановление исторического облика Старого Города. За возвращение ему дореволюционного вида.

Если это произойдет, то думаю наше государство может помочь дружественной стране. Профинансировать восстановление мечети возведенной шахом Исмаилом.