"Лгут только лакеи!" отец Бунина, А.Н.Бунин
«Я думал, придет какой-нибудь хлыщ со стеклянным пробором в волосах. А ее увела у меня баба.", - жаловался Иван Бунин писателю Борису Зайцеву на свою любовницу и ученицу Галину Кузнецову.
Бунин привел ее в дом, не в силах отказаться ни от любви-молнии к Галине, пронзившей его на 56 году жизни, ни от присутствия в своей жизни жены Веры, с которой они прожили почти уже 20 лет.
Это была не просто прихоть стареющего мужчины. Это была необходимость друг в друге (его в двух женщинах и каждой из женщин в нем), воплощенная в жизнь, вопреки социальным нормам и установленным правилам.
Изменять? Ну, кто не изменял женам в богемной среде. Разводиться? Да пожалуйста, никого не удивишь. Жить вместе с женой и любовницей? Ну, батенька, это вы даете!
"А что, так можно было?", - наверняка озадаченно подумали многие из их окружения. Но за все надо платить. И Бунин платил. И речь тут не о деньгах, хотя и о них частично тоже. Об этой истории мы и расскажем в этой и следующих статьях.
Было это в Грассе, во Франции, в 1926 году, в эмиграции, перемешавшей жизни дворян, дворников, гениев и бездарей. Прочная жизнь ушла из-под ног целого слоя русских людей. И они оказались без почвы, разбросанные по европейским столицам и провинциям. Они смотрели растерянным взглядов на Родину, которая смела их со своего пути, как рой мошек. Каждый остался наедине со своими принципами, со своими взглядами. Одиночество роднило их всех.
А Бунин был еще и в том тонком возрасте, когда мужчины особенно отчетливо ощущают приближающуюся немощь, конец пути и смерть. Тело, когда-то такое выносливое, покрывается пятнами и старческими веснушками. Сердце дает сбои. Сон прерывается несколько раз за ночь. Иван Алексеевич делает зарядку, много ходит, старается купаться как можно больше в море, считая, что вода средство от всех болезней.
Ну..и..Галя. Смелость, с которой он провернул всю эту историю - это смелость молодости и нестандартного мышления. Пусть и с примесью горечи. Но горечь, это вообще свойство натуры Бунина. Он и речь при получении Нобелевской премии произносил с какой-то упорной горечью" (из "Грасского дневника" Галины Кузнецовой).
Начало.
Бунину Ивану Алексеевичу - 56 лет. Галине Кузнецовой - 26 лет. Разница 30 лет. На курорте Жуа-ле-Пэн они увидели друг друга не впервые. За какое-то время до в Париже она показывала ему свою рукопись. И Бунин разочаровал ее, показался надменным и закрытым. «Я не знала, что буду жить в его доме, учиться у него, писать о нем», скажет она потом об этой их встрече.
Как будто судьба медлит, прикидывает. Искры на первой встрече в Париже не случилось. А вот на пляже в Жуа-ле-Пэн рвануло.
На них спускается солнечное колесо предопределенности, буквально через несколько дней они понимают, что это неотвратимо и серьезно. Галина немедленно уходит от "Димы-мужа", как она сама называет его в дневниках, который "не верит-ну вот не верит", что "к этому старику", напивается, хочет его убить, но пасует, стирается, уходит в прошлое. Она снимает отель на улице Пасси. Бунин ходит к ней каждый день. Так длится почти год.
Одоевцева И.В. пишет " Их роман получил широкую огласку. Вера Николаевна не скрывала своего горя и всем о нем рассказывала и жаловалась «Ян сошел с ума на старости лет. Я не знаю, что делать!» Даже у портнихи и у парикмахера она, не считаясь с тем, что ее слышат посторонние, говорила об измене Бунина и о своем отчаянии.
...Это длилось довольно долго - почти год, если я не ошибаюсь. Но тут произошло чудо, иначе я назвать это не могу Бунин убедил Веру Николаевну в том, что между ним и Галиной ничего, кроме отношений учителя и ученика, нет. Вера Николаевна, как это ни кажется невероятно - поверила. В результате чего Галина была приглашена поселиться у Бунина и стать "членом их семьи..."