Найти тему
Максим Кац

За что нам предлагают голосовать 1 июля: разбор поправок в конституцию

В преддверии голосования по поправкам в конституцию идёт много споров по поводу того, идти голосовать или нет. И в этом обсуждении теряется суть: против чего мы всё-таки собираемся голосовать или, как некоторые, сидеть дома? Хотелось бы поподробнее разобрать поправки, которые нам предлагаются.

Все поправки можно разделить на 3 группы. 

  • Поправки, увеличивающие власть Путина и позволяющие ему править вечно, а в случае, если решит уйти, — не попасть под суд.
  • Поправки, сделанные для пиара, чтобы обдурить граждан, напечатать детей и котиков на плакаты и призвать голосовать за всякие красивые слова, к реальной жизни отношения не имеющие.
  • Поправки, ничего не значащие и ни за чем не нужные, очень большой блок, внесенные просто для того, чтобы в этом всём разобраться было сложнее.

Прежде чем мы перейдем к анализу этих трех групп поправок, остановимся на том, что такое конституция как таковая. Конституция по своей сути — это закон. Базовая функция закона — запрет. Закон не должен советовать, побуждать или напутствовать. С этим люди могут разобраться и без него. Тем более закон не должен даровать права. Человек наделен всей полнотой прав. Они не нуждаются в перечислении. Закон должен описывать рамку, за которую нельзя заходить. В этом его парадоксально-освобождающая роль: нельзя одно, другое, а в остальном — как хочешь, за этой рамкой — пространство свободы. 

Когда в американской конституции принимались первые 10 поправок, названные «Биллем о правах», — у этой идеи были яростные идеологические противники. Они считали, что само по себе перечисление прав через запятую умаляет все прочие права, которыми наделен человек от рождения. 

Конституция 1993 года даже без новых поправок из «пиарной» части очень страдает от такого дарования прав. В то время как, например, американская конституция вводит прямые запреты на вполне определенные действия для органов власти. Давайте сравним.

31 статья Конституции РФ: Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

29 статья Конституции РФ: Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1 поправка Конституции США: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее  исповедание, либо  ограничивающего свободу слова или печати,  или право народа мирно собираться и обращаться  к  правительству  с  петициями  об удовлетворении жалоб».

Получается, что при схожем духе российская конституционная буква — это не закон. Он не накладывает ни на кого ограничений. Это просто декларация. Условно говоря: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, свобода слова и собраний». Что такое цензура и кому мы ее запретили — мы как-то не обсуждаем. Американская конституция, напротив, прямо запрещает конкретному субъекту права (парламенту) принимать законы, направленные на ограничение свободы слова, религии и мирных собраний. 

Законодательная функция Конституции — прямо ограничивать органы власти, описывать четкую рамку их свободы действий. Российская конституция не выполняет эту функцию. Как мы знаем, никакой свободы слова и собраний у нас нет, а цензура есть — как раз по этим самым причинам. Даровать права гражданам, перечисляя их через запятую, — нет никакой нужды, это не функция закона.

Конституция с поправками
Конституция с поправками

Теперь рассмотрим все поправки подробнее.

Первая группа поправок, самая важная. Поправки, направленные на усиление власти президента.

Статья 81. В ч. 3.1 ст. 81 сказано, что «положение… ограничивающее число сроков... применяется к лицу... занимающему должность Президента РФ без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции». То есть все предыдущие сроки Путина обнуляются, и он может снова выдвигаться на пост президента в 2024 г. и в 2030 г. Потом ему, согласно этой поправке, придётся уйти. Но ничто не мешает ещё раз поменять Конституцию.

Статья 92.1. (новая статья). Ещё одна новая и при этом очень важная статья в Конституции. Если президент уйдёт в отставку или проиграет выборы, то он как бывший президент будет обладать неприкосновенностью, то есть его нельзя будет задержать или посадить в тюрьму.

Статья 93. Лишить экс-президента неприкосновенности можно будет так же, как отрешают от должности действующего президента. Для этого нужно одновременное согласие четырёх органов власти: Госдумы, Верховного суда, Конституционного суда и Совета Федерации, иначе неприкосновенность не снять. Так что Путину, чтобы избежать преследования после своей отставки, по новой Конституции достаточно будет иметь половину сторонников хотя бы в одном из этих органов.

Статья 83. Усилено влияние президента на правительство. Он уже и так формировал этот орган и мог в любой момент отправить его в отставку, но теперь в Конституции сказано, что президент осуществляет общее руководством правительством и утверждает его структуру. Основное изменение состоит в том, что министры теперь разделены на две категории: главные и второстепенные. Главных министров (обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, чрезвычайных ситуаций) теперь назначает президент. Написано, что он делает это после консультаций с Советом Федерации, однако результаты этих консультаций его ни к чему не обязывают. И ещё ряд важных изменений. Российская Конституция и так уже даёт президенту почти безграничные полномочия. Видимо, этого не хватало, и вот в Конституции прописали дополнительные полномочия президента. Президент теперь не только назначает председателя правительства (премьер-министра), но и освобождает его от должности. Раньше для этого пришлось бы отправить в отставку всё правительство, но теперь президент имеет больше опций. Если премьер станет слишком популярным, то президент легко от него избавится, оставив всех остальных министров.

Статья 112. Прописана новая процедура формирования правительства, которая стала более сложной и дала больше полномочий президенту в этом вопросе.

Пока что у нас действует следующая схема: президент предлагает госдуме кандидатуру премьера, госдума даёт согласие, поскольку если она не согласится, президент всё равно назначает своего кандидата, распускает госдуму и объявляет новые парламентские выборы. Затем президент назначает премьер-министра, после этого премьер предлагает президенту кандидатуры министров, и тот их назначает. После этого президент, если захочет, может в любой момент отправить в отставку всё правительство.

В случае принятия поправок будет так: министры разделены на главных и второстепенных, причём главных назначает сам президент. Что касается второстепенных, то их кандидатуры премьер предлагает не президенту, а госдуме. Госдума должна утвердить их, поскольку, если она трижды откажется, то президент всё равно может их назначить, опять же наплевав на мнение госдумы.

Как видим, президент и раньше целиком контролировал работу правительства. Делал он это, правда, не сам, а опосредованно — через премьер-министра. Но теперь Путин будет напрямую назначать министров обороны, внутренних и иностранных дел, соответственно, целиком контролировать военных, полицейских и дипломатов. Ну и от самого премьер-министра теперь избавиться немного легче.

Статья 107. В 107 статью внесена важная поправка. Сейчас президент может заблокировать любой закон, принятый парламентом, но если 2/3 депутатов и сенаторов снова проголосуют за его принятие, тогда закон вступает в силу. Видимо, Путин опасается, что оппозиция не просто выиграет выборы, но и займёт больше 2/3 мест в обеих палатах парламента. Поэтому по новой Конституции президент может отправить любой принятый парламентом закон на проверку в послушный ему Конституционный суд. И если там закон признают неконституционным, то он не вступает в силу независимо от голосований.

Статья 108. В этой статье та же норма прописана не только для обычных, но и для так называемых федеральных конституционных законов. 

Статья 111. Ещё президенту дали больше вариантов на случай, если госдума трижды откажется утверждать его премьер-министра. Сейчас президент в такой ситуации назначает своего кандидата и распускает госдуму. В случае внесения поправок это будет опционально: можно будет распустить госдуму, а можно назначить премьера, а думу оставить на месте (особенно если президент боится, что новая дума будет ещё более оппозиционной).

Статья 109. Здесь появилась ссылка на ещё одну возможность для президента распустить госдуму. Раньше президент мог это сделать, если депутаты трижды не утверждали кандидатуру председателя правительства или дважды выражали недоверие действующему правительству. Теперь это можно сделать ещё и в том случае, если госдума не утвердит тех самых второстепенных министров, предложенных премьер-министром. 

Статья 83. По старой Конституции президент только предлагал кандидатуры судей Конституционного и Верховного суда, а Совет Федерации назначал их. По новой Конституции президент сможет не только предлагать новых судей в высшие суды, но также инициировать отставку нынешних. Видимо, президент боится, что даже нынешние послушные судьи могут пойти против него, и решил заранее это предотвратить. Вообще пожизненный судейский статус — важнейшая вещь для независимости судов. Теперь, когда судей может в любой момент отправить в отставку президент, они по факту ему подчинены. Ещё президент получит возможность самостоятельно назначать Генерального прокурора. По старой Конституции он только предлагает кандидатуру Совету Федерации, а уже этот орган назначал или отвергал кандидата. Сейчас же президент самостоятельно будет решать этот вопрос.

Статья 95. Кроме этого увеличилось число членов Совета Федерации, которых назначает президент. По старой Конституции президент может назначить не более 10% от числа остальных сенаторов, то есть не больше 17 человек. По новой версии президент может назначить уже 30 сенаторов, и сам может стать сенатором после отставки.

Статья 80. В 80 статье небольшие, но бесполезные изменения. Президент теперь, помимо всего прочего, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.

Статья 81. Ужесточаются требования к кандидатам в президенты. Раньше президентом мог стать только гражданин России старше 35 лет, постоянно проживающий в стране в течение 10 лет. Теперь постоянно проживать в стране нужно не менее 25 лет, и у человека не должно быть иностранного гражданства или вида на жительство не только в настоящий момент, но и никогда в прошлом. Исключение сделали только только для жителей Крыма, которые когда-то были гражданами Украины. То есть, я по этой конституции президентом быть не смогу, у меня был вид на жительство,  когда я учился в Великобритании, а также когда жил в Израиле. Никто, кто ездил получать образование за рубежом дольше чем на год, не сможет быть президентом, так как вид на жительство полагается таким студентам. В той же статье убрали знаменитое слово “подряд”. Напомню, в Конституции указано, что "одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд". Задумывалось это так, что можно быть президентом лишь 2 срока, которые идут подряд. Но хитрый Путин, пробыв президентом два срока, смог передать этот пост Медведеву на один срок, а потом снова вернуться на пост президента на два новых срока, типа, не подряд. По новой Конституции такое сделать нельзя — человек может быть президентом не более двух сроков за всю свою жизнь. Но для Путина есть исключение — обнуление. О нём говорили уже раньше.

Статья 83. В Конституции прописали уже существующий орган — Государственный Совет. Многие ожидали, что это будет важный орган, и Путин возглавит его после ухода с поста президента. Однако про госсовет ничего толком не сказано, написано просто, что президент формирует его для согласованного функционирования органов власти. Всё туманно, а конкретика будет установлена специальным федеральным законом.

Статья 100. Странное изменение. Раньше Госдума и Совет Федерации могли собираться совместно для заслушивания посланий президента, Конституционного суда или глав иностранных государств. Теперь совместно можно заслушивать только президента. Может, Путину обидно, что депутаты и сенаторы могут совместно слушать кого-то ещё, кроме него.

Статья 102. Внесены некоторые поправки про Совет Федерации. Сенаторы лишают неприкосновенности бывшего президента, проводят консультации о назначении главных министров и т. д.

Статья 103.  Изменения в полномочиях Госдумы. Депутаты тоже участвуют в лишении бывшего президента неприкосновенности и немножко по-другому влияют на формирование правительства. 

Статья 110. Указано, что роль президента в работе правительства усиливается. Кроме того написано, что главе правительства запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство и счета и вклады в зарубежных банках (а недвижимость можно, это всё сейчас тоже действует).

Агитация за изменение конституции
Агитация за изменение конституции

Статья 111. Небольшая игра со словами. Госдума теперь не даёт согласие президенту на назначение председателя правительства, а утверждает его. Президент же не предлагает кандидатуру, а представляет её. Смысла это никак не меняет, просто другие термины.

Статья 113. Немного усилили формулировки, чтобы никто не сомневался, кто именно здесь главный: председатель правительства теперь «несёт персональную ответственность перед президентом».

Статья 114. Сюда добавили много бессмысленных, но достаточно безобидных формулировок. Правительство теперь занимается укреплением семьи, создаёт доступную среду для инвалидов, поддерживает волонтёров, а главное — формирует ответственное отношение к животным.

Агитация за изменение конституции
Агитация за изменение конституции

Статья 125. Добавили много громких слов про роль и значение Конституционного суда и заодно уменьшили его численность с 19 до 11 человек. Видимо, в ближайшие годы президент на всякий случай избавится от части судей, они там иногда всякие неправильные особые мнения пишут. В 125-й статье уточняют и немного расширяют полномочия Конституционного суда. Он будет по просьбе президента проверять конституционность новых законов и решений международных судов.

Статья 115.  Бессмысленное изменение: сказано, что правительство в работе должно учитывать не только указы, но также поручения и распоряжения президента.

Статья 117. Эта статья посвящена отставке правительства. Сюда добавили много новых слов, но смысл почти не изменился. Президент может отправить правительство в отставку, когда захочет, а парламент ни на что не влияет. И более того, если депутаты слишком активно выражают недовольство работой правительства, президент, как и прежде, может распустить Госдуму.

Вторая группа. Поправки для агитации и пиара.

Теперь переходим к той огромной куче поправок, которые ничего не значат и ни на что не влияют, но именно о них вы знаете из билбордов, которые везде висят, и из агитации по телевизору, если вдруг у вас родители смотрят телевизор. Только для этого они в общем-то и нужны.

Статья 67.1 (новая статья). В этой статье прописали, что Россия — правопреемник СССР. Россия объявила об этом ещё в начале 90-х годов. Тогда послы Советского Союза за рубежом стали российскими послами, международные договоры, подписанные СССР, стали действовать для России, передался государственный долг и т. д. Неясно, зачем спустя 30 лет прописывать всё это в Конституции, разве что чтобы порадовать ностальгирующих и написать это в агитации. В этой же статье появились слова про память предков, веру в бога, защиту Отечества и немного про детей. Похожие вещи можно встретить в конституциях других стран — скажем, упоминание бога и предков есть в конституциях Польши, Хорватии или Швейцарии. Но большинство конституций — например, Австрии, Италии, Норвегии, Нидерландов — всё же обходятся без этого. Никакого влияния на жизнь вся эта словесная шелуха не оказывает, но отлично смотрится на плакатах на улицах и активно используется в агитации.

Статья 68. В статье 68 раньше было указано, что государственным языком является русский язык. Теперь добавили продолжение «как язык государствообразующего народа». Видимо, хотят подчеркнуть, что наше государство когда-то было создано именно русским народом. Не знаю, кто в этом сомневался, но тут хотели задеть какие-то националистические струнки. В той же статье ещё один бессмысленный пункт о том, что культура в России является уникальным наследием её народа и поддерживается государством. Это очередные бессмысленные слова. Про ценность и важность культуры уже и так сказано в других статьях Конституции, например, в статье 44. Зато теперь можно Пушкина повесить на плакат, так что это чисто политтехнологическая поправка.

Статья 69. Раньше здесь говорилось только о защите малочисленных народов, а теперь — про защиту этнической самобытности всех народов и про поддержку соотечественников за рубежом. У нас уже есть закон "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", поэтому государство и раньше этим занималось. Так что это просто ещё одно бессмысленное дополнение. Дальше осмысленная поправка в Конституции. Теперь государство гарантирует минимальный размер оплаты труда не меньше величины прожиточного минимума. Но сюрприз в России и так с 2019 г. действует подобная норма, она прописана в законе «О минимальном размере оплаты труда». Так что здесь тоже ничего не поменяется. Здесь же добавили громкие, но неконкретные слова про пенсии и социальную поддержку граждан. Пенсию теперь нужно увеличивать хотя бы раз в год. Но ни размер пенсии, ни возраст выхода на пенсию по-прежнему не указан. Так что ничто не мешает поднять пенсионный возраст, установить минимальный размер пенсии и поднимать каждый год на 1 копейку. Ни старой, ни новой Конституции это никак не противоречит.

Статья 75.1 (новая статья). Немного словесного мусора в духе: «Какое у нас хорошее государство!»

Статья 77. Почти всем важным политикам и госслужащим Конституция запретит иметь иностранное гражданство или вид на жительство, а также счета и вклады в зарубежных банках. Всё  это и раньше было прописано в разных федеральных законах, так что здесь ничего не поменялось. Первое из подобных ограничений — в статье 77, и касается оно российских губернаторов. Эту поправку тоже на билбордах демонстрируют, причём делают вид, что сейчас это разрешено, а гражданин сможет прищучить чиновника голосованием за поправки. Тут кремлёвские технологи захотели поехать на народной нелюбви к чиновникам. Дорожка скользкая, надо сказать. 

Статья 78. Такие же ограничения, как и в предыдущем пункте, тут описаны для министров, руководителей федеральных госорганов и сенаторов. Кстати, отметим, что всем этим лицам не запрещено владеть иностранной недвижимостью. Которую они, видимо, из-за отсутствия счетов, будут покупать за кэш, вывозимый из России. Так что расследования Навального про европейские виллы и поместья наших чиновников всё так же не будут приводить к их отставкам. 

Статья 97. В статье 97 те же ограничения — про гражданство, вид на жительство и вклады — прописаны для депутатов Госдумы.

Статья 119. По новой редакции 119-й статьи судьям запрещено иметь иностранное гражданство, вид на жительство, счета и вклады в зарубежных банках. 

Статья 129. В ней прописали более подробно полномочия прокуратуры. Всё это уже есть в действующем законодательстве. Ну и прокурорам тоже нельзя иметь иностранное гражданство и вид на жительство и счета и вклады в зарубежных банках. Сложно сказать, откуда у Путина такой страх перед вкладами в зарубежных банках, особенно учитывая, что вся элита вывозит деньги за границу и хранит их там, несмотря на все запреты.

Статья 79. Очень известная поправка. Тут указано, что решения межгосударственных органов, противоречащие Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ. Эта норма и так уже была прописана в законе «О конституционном суде». И российские власти уже сейчас могут игнорировать решения международных судов. Для этого им нужно подать запрос в Конституционный суд, который может признать, что решение противоречит российской Конституции и его можно не исполнять. Так что здесь ничего не поменялось. Тему с приоритетом российского права над международным раскачивают очень сильно, говоря о том, что это чуть ли не ограничивает наш суверенитет. Поправка на это дело никак не влияет, но вообще сама тема странная — если страна заключила международный договор, то, понятное дело, что он стал выше национального права. Нельзя договориться торговать газом с Германией, например, потом деньги взять, а газ не отправить, потому что у нас национальное право выше международного договора и нам наш газ отдавать не хочется.

Статья 79.1 (новая статья).  Снова за всё хорошее и против всего плохого. Россия теперь «принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности». Т. е. Конституция провозглашает ровно противоположное тому, что российское руководство делало последние годы.

Третья группа. Ничего не значащие поправки. 

Последний блок — ничего не значащие поправки, которые внесены просто для того, чтобы всех запутать. Возможно, в них, конечно, есть смысл, но мы его найти не смогли.

Статья 67. В эту статью добавили так называемые «федеральные территории» — это  специальные районы, не входящие в состав какого-либо региона. В них могут находиться военные объекты, заповедники и другие районы с особым правовым режимом. В ту же статью добавили теорию из учебника обществознания: государство должно обеспечивать суверенитет и территориальную целостность, нельзя призывать к отчуждению территории России. В Уголовном кодексе (280.1 УК РФ) это уже было, так что здесь ничего не поменялось. 

Статья 70. Местом пребывания отдельных органов власти может быть не Москва, а другой город. Но Конституционный суд, например, и так находится не в Москве, а в Санкт-Петербурге. 

Статья 71 и 72. Очень много изменений произошло в статьях 71 и 72. В них закреплены так называемые предметы ведения РФ и субъектов РФ. В 71-й статье прописано, чем занимаются федеральные власти (например, внешней политикой), в 72-й статье — чем занимаются совместно федерация и регионы (например, образованием), ну а в 73-й статье сказано, что всё остальное могут делать регионы. И вот в этих статьях появилось много странных и по большей части бессмысленных изменений.

В 71-й статье указано, что федеральные органы власти занимаются “организацией публичной власти”. Это любая власть в государстве, в том числе и органов местного самоуправления. Раньше местные органы власти формально были отделены от обычных госорганов. Теперь они образуют единую систему. Все остальные поправки в 71-ю статью — это разные, не очень важные дополнения. В ведении РФ теперь находятся «установление единых основ системы здравоохранения и воспитания», метрологическая служба и так далее. Апофеоз бессмысленности всех этих поправок — пункт “и”. Раньше там говорилось про «деятельность в космосе», а теперь её исправили на «космическую деятельность». В ст. 72 появилось несколько новых вопросов, которыми должны совместно заниматься федеральные и региональные органы власти: это сельское хозяйство, молодёжная политика, «формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью» и т. д. В общем, мы снова видим издевательское отношение к Конституции и попытки впихнуть в неё всё, что взбредёт авторам в голову. Отдельно стоит сказать про защиту института брака как союза мужчины и женщины. Учтите, новая Конституция не говорит, что «брак это союз только мужчины и женщины». В ней сказано только то, что «в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится... защита института брака как союза мужчины и женщины». Ничто не мешает впоследствии принять закон, по которому в ведении РФ находится защита институт брака как союз лиц любого пола, — это, в принципе, не будет никак противоречить Конституции. Т. е. эта поправка сделана для гомофобов, которые не очень хорошо разбираются в конституционном праве.

Агитация за изменение конституции
Агитация за изменение конституции

ВСтатья 82. Некоторые статьи Конституции, в том числе статью 82, пришлось изменить, потому что членов Совета Федерации теперь будут называть сенаторами.

Статья 95. По сути легализовано то, что и так устоялось в речи с сенаторами. Ещё было бы логично председателя правительства переименовать в премьер-министра, но этого не сделали.

Статья 98. Снова членов Совета Федерации переименовали в сенаторов.

Статья 97.Совсем уж странное изменение. Раньше Госдума назначала на должность председателя счётной палаты, а Совет Федерации — заместителя председателя. Теперь наоборот: Совет Федерации назначает председателя, а Госдума — заместителя. Этому сложно найти какое-то логическое объяснение.

Статья 103.1 (новая статья). Здесь сказано, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль. Никто не запрещал им делать это ранее, и у нас есть даже отдельный закон  «О парламентском контроле».

Статья 118. В этой статье решили перечислить все виды российских судов и все виды судопроизводства. Раньше суды существовали без этой статьи.

Статья 126. Уточнили вопросы, которыми занимается Верховный суд. Это всё уже было прописано в действующем законодательстве.

Статья 128. В прежней редакции было указано просто и понятно: «Судьи Конституционного и Верховного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента». Теперь зачем-то решили указать все возможные виды судей: помимо просто судей, это председатель и заместители председателя. 

Статья 131. Добавили некоторые бессмысленные дополнения относительно местного самоуправления. Кроме того, появилась фраза о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления. Имеется в виду, что федеральные и региональные власти могут участвовать в назначении мэра и выборах в городские думы и сельские советы. Здесь, в принципе, легализовано то, что и так уже было в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Уже сегодня во многих городах глава администрации назначается конкурсной комиссией, половину членов которой назначает губернатор. Так что органы государственной власти и так уже активно вмешиваются в работу местного самоуправление. Но теперь это ещё и будет закреплено в Конституции.

Статья 132. Органы местного самоуправления теперь не устанавливают, а вводят местные налоги. Разницы нет. Кроме того, на них возложили обязанность обеспечивать доступность медицинской помощи. Указано, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в РФ. Как я уже сказал, понятие «публичная власть» объединяет и федеральные, и региональные, и местные органы власти, так что здесь ничего особо не поменялось.

Статья 133. Ещё одна статья с незначительными изменениями. Попробуйте найти их сами: 

Текущая версия: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

После предлагаемых поправок: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

Вот, к счастью, последняя порция того словесного мусора, которого авторы поправок добавили туда. 

Я надеюсь, что наш анализ поправок убедил вас пойти проголосовать «нет», возможно, стоит отправить ссылку тому, кто еще сомневается. Есть люди, которые думают, что в Конституцию вносятся поправки, которые как-то улучшат наше будущее. Есть бабушки и дедушки, которые хотят «проголосовать за будущее, чтобы все было хорошо, пенсионерам больше денег, а детям — больше мороженого».

Очень жаль, конечно, что люди попадают под влияние всех этих политтехнологических уловок. К сожалению, вся российская политика последние 20 лет состоит из вот таких политтехнологий Кремля, когда ты написал одно, а говоришь другое, и люди голосуют, хотя ты заложил совершенно другой смысл, нежели висит в агитации. Построение политики на обмане граждан — это довольно-таки плохая история, плохо, что это происходит.

Если вы знаете кого-то, кто сомневается насчет этих поправок, не знает их смысла, то отправьте им ссылку на этот текст. 

Если вы вдруг думаете остаться дома и наказать Путина своим отсутствием на избирательном участке, то знайте, что эти поправки вступят в силу, если в урнах будет лежать больше бюллетеней «да», чем «нет». Конечно, как-то это обеспечить удастся, будут разные фальсификации в регионах, но в любом случае важно выразить свою позицию и сказать «нет» всему этому бреду.

В подготовке материала мне помогал юрист Артём Русакович.

Понравился текст? Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.