Найти в Дзене
Культурные коды

Если природа наградила тебя хоть крупицей фантазии.

Гирландайо,                                                                                             Боттичелли
Гирландайо, Боттичелли

"Этих гениев нужно воспринимать так, словно они не из плоти сделаны, а сотканы из звездной пыли».

Современным художникам можно бесконечно продолжать учиться у Ренессанса не только убедительности воплощения идеи заказчика, но и той художественной части, которая составляет их великое мастерство - композиции, ракурсам фигур, жестам и выражению лиц, динамике движений, красоте пейзажа...Художников Возрождения история знает немало, и каждый из них вложил в свои работы отблеск собственной души, но лишь немногие при жизни были окружены большими почестями в силу бесспорного таланта : их замечали высшая знать и папство, им было доверено расписывать самые значимые для того времени соборы и создавать портреты известных горожан.

Мне хочется взять для рассмотрения творчество двух современников и почти ровесников, родившихся в одном городе ( Флоренции) и в семьях одной профессиональной гильдии - ювелирной, что несомненно придаёт их биографии довольно большое сходство. Речь пойдёт о двух неординар-ных мастерах эпохи Кватроченто - Гирландайо и Боттичелли, чьё творчес-кое соперничество и содружество составляет прекрасные стороны братства художников.

Доменико Бигорди, известный как Гирландайо , родился во Флоренции в январе 1449 года в семье ювелира Томмазо Бигорди, через четыре года после рождения Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи). Оба обучались в детстве ювелирному искусству, что позволило натре-нировать руку на безупречность и точность линий, оба обладали удиви-тельной способностью легко и точно схватывать внешний облик людей и предметов. Довольно рано оба художника заявили о себе : первыми рабо-тами Гирландайо были росписи капеллы Веспуччи в церкви Оньисанти, раннее творчество Боттичелли включает изображения мадонн и христианских святых, а также сцены ветхозаветных сюжетов.

Для 15 века характерно утверждение индивидуального стиля в качестве идентификационного критерия оценки персональной художественной манеры.Пользовалось популярностью сочинение художника Ченнини Libro D`arte, в котором приводятся рекомендации для подмастерьев : "Займись неустанным подражанием лучшим творениям великих масте-ров...Если будешь день за днём следовать им, то непременно сумеешь перенять их манеру, но если решишь сегодня следовать одному мастеру, а завтра другому, то ничему не научишься...неизбежно станешь фантазё-ром, а интерес ко всякому стилю лишь запутает тебя. Но неуклонно подражая одному ( лучшему), ты непременно вынесешь для себя пользу, если только разум твой не совершенно туг. И уж потом, если природа наградила тебя хоть крупицей фантазии, ты остановишься на собственной манере,и именно она станет для тебя самым лучшим, ибо рука твоя и разум, привыкнув собирать цветы, едва ли потянутся к чертополоху."

Известно, что Боттичелли учился в мастерской Филиппо Липпи, подарившего миру невероятно утончённые образы мадонн, и действительно первые мадонны Боттичелли удивительным образом напоминают уже найденный идеал его учителя, но уже заметна собственная манера ученика в проработке затенённых участков.

Липпи ,                                                                                                           Боттичелли
Липпи , Боттичелли

Надо сказать, что поскольку христианство к 15 веку уже давно утвердилось, то каждой образованной семье полагалось иметь нравоучительные трактаты, как например " Наставления в семейных делах" проповедника Доминичи :" Следи за тем, чтобы в доме твоём всегда были изображения святых и молодых девушек. Ими твоё дитя ещё с пелёнок должно восхищаться, как равными по возрасту, находя в картинах выражение собственных желаний...Подобные картины должны прививать добродетель и любовь, ненависть к грехам, пренебрежение суетностью, отвращение к жалкой и кровавой вражде, тем самым приучая их к созерцанию Божественной благодати".

Гирландайо,                                                                                                                     Боттичелли
Гирландайо, Боттичелли

Мне кажется, что подобное воспитание никогда не принесёт вреда, а по тем сведениям, которые мы имеем о жизни наших героев, они оставили о себе самые лучшие воспоминания.

Для юного художника, выходящего на путь большого поприща, важно было обратить на себя внимание не только уровнем мастерства, но и необычностью выбора сюжета или оригинальной его трактовкой. Так произошло и с Боттичелли, написавшего две картины на доске, иллюстрирующие историю Юдифи в развитии : это шатёр Олоферна, с обнаружением его тела, и бегство Юдифи со своим трофеем. Юдифь была во Флоренции символом республики и её ценностей, образцом доброде-тели и победительницы тирании. К тому же, изображение женской герои-ни связывали напрямую с изменениями роли женщины в патриархальном обществе.

Гирландайо показал себя новатором в портретном изображении, перенося на холст удивительное сходство с моделями и осуществляя гуманистический посыл к теме " маленького человека". Приверженность к символизму деталей, точность характерных линий и общая гармоничес-кая тональность его портретов не осталась незамеченной в гильдии живописцев.

В дальнейшем Гирландайо и Боттичелли то конкурировали, то сотрудни-чали, подхватывали друг у друга секреты мастерства, и соревновались за заказы. Написанная для церкви Оньиссанти фреска Боттичелли «Святой Августин» составляет пару работе «Святой Иероним» Гирландайо, а философски-сдержанный подход к теме у Доменико невольно спорит с эмоциональным мастерством чувствительного Сандро...Кстати, жесты святых тоже говорят о разном отношении к духовной жизни, в котором у первого преобладает разумное начало, а у второго сердечный порыв. Оба теолога изображены в образах учёных, ищущих ответа на вопрос, можно ли исследовать райское блаженство с научной точки зрения и как его познать : с помощью веры или учёного ума ?

Гирландайо    " Святой Иероним"   ,                                         Боттичелли    " Святой Августин"
Гирландайо " Святой Иероним" , Боттичелли " Святой Августин"

Интересно рассмотреть поиски образа женского идеала, - например у Боттичелли на заре творчества многие черты его мадонн были списаны с Лукреции Бути , бессменной музы и жены учителя, и только позднее, увидев красоту добродетельной Симонетты Веспуччи, он навсегда прикрепил к своему сердцу её образ. Женский тип у Гирландайо также имеет правильные черты и видимую духовную безупречность, что объединяет их художественное творчество в единое нравственное поле. Ювелирное мастерство и тонкость линий придаёт их образам необхо-димую возвышенность, что соответствует как классическим христиан-ским идеалам, так и идеалам гуманизма.

Симонетта Веспуччи,  худ. Боттичелли   ,                Джованна Торнабуони,  худ.Гирландайо
Симонетта Веспуччи, худ. Боттичелли , Джованна Торнабуони, худ.Гирландайо

Теперь о воздушной перспективе : несмотря на то, что её изобретение приписывается Леонардо, достаточно посмотреть на работы Доменико, чтобы понять, кому принадлежит первенство этой находки - погружение дальнего плана в дымку едва различимых рисунков пейзажа и строений. В чарующей прелести далей вероятнее всего и заключается основная причина превосходства живописи перед скульптурой. Нас сильнее впечатляют те предметы, подробности которых наполовину скрыты и потому приобретают в наших мыслях идеалистичную трактовку, так необходимую человеку для сохранения благородных чувств.

Гирландайо  ,                                                                                                              Боттичелли
Гирландайо , Боттичелли

Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо являют собой пример не только удачного попадания в профессию , но и наиболее полной реализации в ней.Эти два замечательных итальянских живописцев оставили после себя очарование ТАЙНЫ ХУДОЖНИКА, которая, помимо мастерства, несёт в себе частицы бессмертности хороших душ, не отрицающих ни чистоты, ни добродетели, ни благородства.

Гирландайо    ,                                                                                                                 Боттичелли
Гирландайо , Боттичелли
Боттичелли  ,                                                                                                         Гирландайо
Боттичелли , Гирландайо
Гирландайо ,                                                                                                                   Боттичелли
Гирландайо , Боттичелли
Гирландайо ,                                                                                                   Боттичелли
Гирландайо , Боттичелли