Первый "М" - аналитический. (Как лодку назовешь, так она и поплывет).
Шахматный мир не удивить соперничеством великих шахматистов, фамилии которых начинаются с одинаковых букв. Каспаров-Карпов, противостояния двух великих "К" в матчах за мировое первенство, помогало мне даже во время службы в рядах Советской Армии. Каждый раз встречая замполита полка мне приходилось по-военному четко докладывать ситуацию в долгоиграющем матче. Любил шахматы майор Мудрак. Если доклад был боевым, то очередное увольнение в город мне было обеспечено. Потом был матч Каспаров-Крамник. Далее взошла и ярко засветилась звезда Магнуса Карлсена, Карлсен-Карякин, Карлсен-Каруана. Так что буквы очень много могут предсказать. Мои мальчики: Марек, Максим и Мио или МММ, как я называю их в шутку, заняли весь пьедестал на последнем чемпионате Швеции среди школьников 2008г.р. и получили право представлять страну на Европейском и мировом уровне. Сегодня будет рассказ о первом М.
Знакомьтесь, Марек Релига. Продолжает традиции своих старших сестричек Юлии и Марты, которые тоже занимались у меня и не раз представляли Швецию на мировых и Европейских первенствах. А Марта была еще и уникальной девчонкой, трижды она становилась чемпионкой Швеции среди... Мальчиков. Именно Марта, по семейному, в домашних условиях и контролировала выполнение ДЗ своим братом на начальном этапе. Подвижный, озорной мальчишка, который все схватывает на лету. Но не любил он сидеть и анализировать шахматные головоломки. Поэтому потихонечку отползал с групповых занятий в коридор и рубился там со всеми подряд в шахматы. Интересовала его только игра, ну и конечно же только победа. Естественно я замечал "пропажу", но из педагогических убеждений не ругал его. Как можно ругать мальчишку за то, что он любит играть? Нужно было подобрать ключик, и сделать так, чтобы он сам захотел решать теорию, а не только учился в практической игре. Случай подвернулся на командном турнире, где играли ребята 2000-го года и моложе. Мареку отвели самую ответственную роль, как самому молодому, роль "сильного хвоста", который должен набирать очки и стать забойщиком в команде. После партий мы собирались и делали разбор полётов, особое внимание уделяя проигранным. Наш лидер Милтон Панцзар попал в дебютную ловушку, сопротивлялся как лев, но проиграл. Наша команда собралась вокруг стола и попросила Марека покритиковать капитана и дать совет, как надо было играть. Мол ты выиграл все партии, оправдал звание "сильного хвоста" и практически сделал задел для командной победы. Партию разобрали "на ура", и Милтону досталось на орехи от самого мелкого. Казалось бы, проехали, но уже на следующем турнире та же дебютная ловушка была разыграна против Марека. Есть у нас здесь клубы, которые очень уж тяготеют к гамбитам и ловушкам в надежде на быстрый результат и победу. Но это в корне не верно, ведь если цели долгосрочные, то такой подход только навредит. Естественно Марек был к курсе этой ловушки, но в один момент, когда уже шло добивание противника, было сыграно не по нашему анализу, соперник избрал другое продолжение. Когда мы разбирали эту победную партию, Марек был очень горд собой за красивую игру. Здесь я его и озадачил вопросом, сколько он сделал СОБСТВЕННЫХ ходов, если отбросить те, которые были подготовлены на тренировках. Минутное замешательство на лице ребёнка, и после повторного анализа оказывается что он сделал 5-7 "своих" ходов. Не упуская педагогической возможности, я сразу пояснил остальным участникам разбора партии, почему Марек так легко выиграл и напомнил про про "разнос" Милтона. Мы сделали работу над ошибками, поняли как надо играть и применили уже свои домашние заготовки. А так как этот гамбит исполняется почти всеми конкурирующими клубами, то урожай очков растет до сих пор. Марека как будто подменили. стал задаваться вопросы по другим вариантам, эндшпилям, пешечным структурам и т.д. Так мы научились аналитической работе. Самое главное, что Марек стал читать шахматные книги и там искать ответы на свои вопросы. Теперь радует меня фразой: "а мы можем проанализировать это вариант или разобрать острую позицию?". Так нехитрый педагогический прием породил великого аналитика. Последний сюрприз от Марека был его анализ системы Ботвинника, но за белых. Дважды было приятно, так как у меня было похожая ситуация в детстве. Я показал тренеру свою разработку в сицилианской защите и сказал, что теперь это вариант имени меня. Мне тоже повезло с тренерами. Ответ был прекрасен: Владимир, ты придумал классную расстановку, ты молодец! Но этот вариант носит имя Ботвинника уже лет как тридцать, ты открыл вариант Ботвинника! С тех пор мой отец стал называть меня Ботвинником. Как вы лодку назовете, так она и поплывет. А тренер похвалил, что в 12 лет придумать самому вариант чемпиона мира это дорогого стоит. А имя своему варианту ты еще найдешь. Марек после моей истории расцвел. Теперь у нас клуб АНАЛИТИКОВ.
Владимир Полей.