В такой тесьме рабочие нити не переплетаются между собой, как в предыдущем варианте (Узлы плетения в макраме. Часть 1), а только перекрещиваются. Образующиеся при этом узлы иногда называют “лепестковыми”, так как на их основе можно создавать “лепестки”.
Техника плетения этих узлов отличается от техники плетения плоского узла, хотя внешне узлы очень похожи.
Приготовим четыре нити. Нити 1 и 4 рабочие, 2 и 3 – узелковые. Туго натягиваем и фиксируем рабочие нити. Нить 1, сложенную под прямым углом, переносим слева направо перед нитями 2 и 3.
Правую рабочую нить кладем поперек левой, заносим за правую узелковую и выводим между узелковыми вперед под левой рабочей. Правую рабочую нить перекладываем снизу вверх на левую рабочую, образуя “перекресток”, заносим за левую узелковую и протягиваем в получившуюся слева петлю между левой узелковой и левой рабочей нитью.
Если нити тонкие и не очень упругие, лучше плести односторонний “лепесток”. При упругих, хорошо крученных нитях “лепесток” можно плести симметрично слева и справа. В этом случае образуется наиболее ажурный рисунок, что очень важно для создания легкого, изящного отделочного цветка или веточки.
Ажурная тесьма из “прерванных” плоских узлов.
Двойные плоские узлы плетут точно также, как на рисунке. Прикрепляем рабочие нити к нити-основе комбинированными узлами и хорошо затягиваем рабочие нити. Затем на задуманном нами равном расстоянии от центра тесьмы закрепляем булавки. Рабочими нитями огибаем эти булавки и на том же расстоянии плетем следующий двойной плоский узел. Чем дальше от центра плетения мы закрепим булавки и чем больше будет расстояние между двойными плоскими узлами, тем ажурнее получится тесьма. Расстояние между узлами должно быть равным на протяжении всей работы.
Если постепенно удалять булавки от центра тесьмы, а потом также постепенно приближать их к центру, получится фигурная тесьма, которую можно использовать для отделки одежды.
Изменяя расстояние между узлами, проплетая различное количество узлов между петлями, изменяя размеры петель, можно получить совершенно разные отделочные полосы.
При плетении образца длина нитей не существенна. Но если вы задумали сплести тесьму длиной, например, тридцать сантиметров, узелковые нити должны быть равны 30 сантиметров плюс 3 или 4 сантиметра для аккуратного завершения работы.
Рабочие нити при плетни этого рисунка укорачиваются очень интенсивно, так как вы не только используете их в плетении плоских узлов, но еще и образуете из них воздушные петли – пико: чем толще нить, чем больше пико, тем длиннее должны быть рабочие нити. Ориентировочно длина рабочей нити должна быть в восемь раз длиннее готового изделия.
Практически расчет длины рабочей нити производим так: 30 см + (30 х 8) = 270 см. Нити складываем не пополам, как делали при изучении двойного плоского узла, а так, чтобы одна часть была длиной 35 – 40 сантиметров, а вторая – 235 – 240 сантиметров. Расход рабочей нити зависит еще и от ее толщины.
Бантовый узел.
Если два двойных плоских узла расположить вплотную друг к другу, а между ними с обеих сторон оставить свободные петли – пико, получим “бантовый узел”. Рисунок его действительно напоминает бант. Такой узел применяется при плетении ажурных салфеток, панно, портьер и т.д. Бантовый узел можно плести, закрывая двойные плоские узлы с одной стороны и с разных сторон.
Ажурная тесьма из двойных плоских узлов с переменой нитью.
Выполняется из четырех нитей, причем нити все время меняют свое назначение. Сначала плетем обычный двойной плоский узел. Следующие двойные плоские узлы прикрепляем на равном расстоянии друг от друга, а начиная со второго узла меняем функции нитей.
Итак, сплели первый узел. Теперь рабочие нити с краев переносим в центр, превращая их в узелковые, а узелковые разносим по краям и плетем ими следующий двойной плоский узел. При этом необходимо следить, чтобы и рабочие, и узелковые нити укорачивались равномерно.
Чтобы рассчитать расход нити, надо две нити готового изделия (нить при прикреплении будет сложена пополам) увеличить в три – четыре раза, в зависимости от толщины нити и расстояния между узлами. В данном случае и рабочая и узелковая нити расходуются поровну, укорачиваясь примерно в 3 – 4 раза.
Ажурная сетка из двойных плоских узлов.
Если двойные плоские узлы плести не друг под другом, а рядами и в шахматном порядке, образуется абсолютно новый ажурный рисунок.
На нить-основу набираем нити в количестве, кратном четырем. Первый ряд плетем обычными плоскими узлами. Второй ряд: две крайние левые нити отводим в сторону, а из двух правых нитей первого узла и двух левых нитей второго на задуманном расстоянии плетем двойной плоский узел второго ряда. Так продолжаем до конца второго ряда. В конце второго ряда должны остаться свободными две крайние правые нити. Третий ряд плетем, как первый, четвертый - как второй.
Горошина.
Особенностью этого варианта является его рельефность, хотя основу плетения составляют плоские узлы.
Две нити складываем так, чтобы центральные узелковые нити были в пять – шесть раз короче крайних (рабочих), и прикрепляем их простым узлом прикрепления к нити-основе.
Проплетаем один двойной плоский узел, прерываем полосу и на расстоянии 5-8 мм начинаем плести полосу из шести-восьми двойных плоских узлов. Когда полоса будет готова, узелковые нити проносим снизу вверх перед полосой и протягиваем между двумя узелковыми нитями в разрыв между первым узлом и полосой. За образовавшейся “горошиной” узелковые нити туго подтягиваем и под самой “горошиной” укрепляем их двойным плоским узлом.
Если “горошина” плотно укреплена, узелковые нити в меру подтянуты, получается очень интересная деталь плетения, которая может украсить любое изделие. Очень эффективно выглядит крупная “горошина” из толстой нити в настенном панно.
Дорогие рукодельники, подписывайтесь на наш канал, делитесь своим опытом в макраме и ставьте "Лайк".