Найти тему
Black Maria Кино

Стереотипы отечественного кино: Только славянские красавицы достойны любви

Недавно мы публиковали статью, посвященную агрессивной защите прав различного рода меньшинств в Голливуде (Прочитать статью можно тут). Многих российских зрителей раздражает обилие афроамериканского кино и афроамериканцев в главных ролях - такая толерантность кажется излишней.

Однако отечественный кинематограф в не меньшей степени можно обвинить в расизме и нацизме, чем голливудский кинематограф.

Советское кино, каким бы замечательным, легким и радужным, оно нам не казалось - это рассадник стереотипов, которыми до сих пор руководствуется население России.

СССР по определению должно было быть толерантным и многонациональным. Однако, если пристально взглянуть на кинопродукцию советского прошлого, становится ясно, что равенство народов - это просто слоган. Представители русской национальности практически всегда и везде представали как более умные, более красивые, более достойные представители советского народа.

Особенно ярко этот стереотип виден на примере женских персонажей.

Кадр из фильма "Мимино", 1978 г.
Кадр из фильма "Мимино", 1978 г.

Стандартом красоты в советском кино всегда была девушка со славянской внешностью. Например, в "Мимино", мы видим, что кавказские женщины - это какие-то безмолвные создания, со скорбным видом и навечно закутанные в траурные одежды. Естественно, главный герой влюбляется в белокурую красавицу в исполнении Елены Прокловой, а не в одну из своих землячек.

Даже в фильме "Кавказская пленница", где главная героиня по определению должна быть яркой представительницей национальной республики СССР, главная роль отдана Наталье Варлей, с явно славянской внешностью, единственное что не блондинка, а брюнетка...

Кадр из фильма "Кавказская пленница", 1966 г.
Кадр из фильма "Кавказская пленница", 1966 г.

Если вы попытаетесь проанализировать советский кинематограф с этой точки зрения, то наверняка обнаружите, что не знаете ни одной истории любви между представителями разных национальностей советского союза.

Можно припомнить "Одиноким представляется общежитие" или "Возвращение Будулая" - но опять же там речь идет о прекрасных белокурых русских красавицах и их нерусских возлюбленных. Обратный вариант просто немыслим...

Кадр из фильма "Одиноким представляется общежитие", 1983 г.
Кадр из фильма "Одиноким представляется общежитие", 1983 г.

В 1990-е в связи с длительными военными действиями в Чечне, вышло немало фильмов, посвященных этой теме. И естественно, чтобы разбавить военную тематику, часто туда вносились романтические сюжеты.

Например, популярностью пользовался фильм "Блокпост" 1998 г. Это один из редких случаев, когда кавказская женщина не предстает в образе безмолвной бесправной закутанной в черные одеяния девы, не смеющей даже взглянуть на мужской пол. Но играла ее почему-то русская актриса Анастасия Ражук.

Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза", 2020 г.
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза", 2020 г.

Можно возразить и отметить Равшану Куркову с ее отличной кинокарьерой. Однако во всех громких кинопроектах она играет Алис, Оль, Насть - короче говоря, девушек без ярко выраженной принадлежности к национальному меньшинству. Также как и татарка Чулпан Хаматова имеет большой вес в российском кино, но не обладает ярко выраженной внешностью, которая заставила бы зрителей сомневаться в том, что она может играть русских персонажей.

Еще можно припомнить сериал телеканала СТС "Последний из Магикян", который позиционировался как история межнациональных семейных отношений. Однако в итоге мы видим стереотипный набор: армянин женат на русской белокурой красавице, а его дочь играет Элен Касьяник...

Другими словами, кино СССР - страны провозглашавшей единство и братство народов - переполнено стереотипами, заставляющими зрителей искренне верить в то, что женщины с традиционным славянским обликом намного красивее всех остальных, именно они достойны любви и восхищения. Одновременно образ представительниц советских республик вырисовывается крайне негативный. Эту традицию изображения с удовольствием перенял и российский кинематограф.

Пожалуй, единственным примером, где русский парень влюбляется в девушку не славянской внешности, является фильм "Баламут" 1978 г. Там деревенский парень поступает в университет и оказывается восхищен темнокожей студенткой. Но истории любви тут нет. Это просто история, в центре которой лежит восхищение и удивление от встречи с далекой экзотикой.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки :)