Найти тему
В контексте

«Завтра была война» – книга, которую невозможно читать без слез

Про войну написано много хороших книг. Сегодня я хочу вспомнить одну из них. Наверняка многие ее читали. Думаю, еще больше тех, кто смотрел фильм, снятый по этой повести. Повести о мальчишках и девчонках, у которых не было юности, потому что «завтра была война».

Кадр из фильма «Завтра была война», Киностудия им. Горького, 1987
Кадр из фильма «Завтра была война», Киностудия им. Горького, 1987

Герои повести писателя-фронтовика Бориса Васильева – обычные подростки. Подобно своим сверстникам в прошлом и будущем они не признают полутонов, для них существует только черное и белое. Но они открыты новому.

Такова главная героиня Искра Полякова. Бесстрашная, деятельная, принципиальная, для которой Советский Союз ни много ни мало высшее завоевание человечества, начинает зачитываться «упадническим» поэтом Есениным.

Еще вчера эти мальчишки и девчонки дружно сбегали с уроков, толкались в раздевалках, ссорились и влюблялись. А сегодня впервые, «по-взрослому», столкнулись с несправедливостью и предательством. И понесли первые потери. Жизнь грубо вырвала их из детства.

Эту книгу невозможно читать без слез. Как их сдержать, когда директор школы отменяет занятия, чтобы дети могли попрощаться с дочерью «врага народа» Викой Люберецкой... Или когда он призывает учеников запомнить на всю жизнь этот день и говорит им, что убить может не только пуля, но и равнодушие, трусость, подлость...

Или когда Жорка Ландыс, не сменяясь, через весь город несет гроб с телом девочки, которую любил всю свою недолгую жизнь... Или когда Искра прощается с подругой строками из стихотворения Есенина, про которого от нее же и узнала… Или когда автор перечисляет своих одноклассников, не вернувшихся с войны. Почти всех, в живых остались единицы.

Кадр из фильма «Завтра была война», Киностудия им. Горького, 1987
Кадр из фильма «Завтра была война», Киностудия им. Горького, 1987

Советую прочитать эту книгу всем, особенно школьникам и молодым людям. И, как и автор, желаю, чтобы им не пришлось испытать на себе то, что испытали герои книги:

Я стал седым, и мне порой уступают место в общественном транспорте. Уступают юноши и девушки, очень похожие на вас, ребята. И тогда я думаю, что не дай им Бог повторить вашу судьбу. А если это все же случится, то дай им Бог стать такими же.