Найти тему
Вечером у Натали

Самые выдающиеся книгочеи, книголюбы и библиоманы всех времён и народов.

О книгах, великих и не очень, сказано не мало, а сегодня поговорим о великих читателях. Ведь даже самая лучшая книга без умного понимаюшего читателя просто бумага. Как вы думаете, где жили Самые Великие Книгочеи? Какой народ породил лучших книжников и библиоманов?

По моим данным, самые крутые фанаты чтения обитали в арабском халифате.

На арабском востоке во времена халифата (7 – 10 век н. э.) каждый третий был либо читатель, либо автор, либо переписчик, либо меценат, либо торговец книгами, либо собиратель и коллекционер книжных мудростей, либо поэт, либо и то, и другое и третье.

Один только халиф аль-Мустансир передал в дар Багдадской библиотеке от себя лично 80 тысяч книг. Для отправки подарка те книги были уложены в 160 верблюжьих тюков! А в Европе в это же время крупные библиотеки могли похвастаться всего несколькими сотнями книг.

Кроме Багдада крупные библиотеки были во многих городах халифата: Каире, Дамаске, Бухаре, Нишапуре, Мерве, Рее, Кордове. Сеть мелких библиотек и книжных лавок покрывала весь арабский мир.

Среди знатоков и ценителей книг иные выделялись особо, и вошли в историю, исключительно благодаря своему пристрастию к чтению. А кое-кого чтение без всякой меры довело до беды.

· Астролог аль-Балхи прославился тем, что, отправившись в Мекку не дошёл до «Сердца Ислама» из-за любви к чтению. Аль-Балхи шёл из Персии. Добравшись до Багдада, решил заглянуть в знаменитую багдадскую библиотеку. А зайдя, просидел там с утра и до вечера, но покинуть сокровищницу мудрости так и не смог. «Позабыл и про хадж и про ислам», - сообщает биограф. Так что и тысячу лет назад люди «залипали» на информации. Только вместо интернета была библиотека.

· Среди халифов самым большим ценителем книг был, видимо, халиф аль-Мутаваккиль. Его дворец в Рее был разграблен недругами, однако, узнав о том, что библиотека осталась нетронутой, он взвеселился, приговаривая: «О все потери можно возместить кроме этой!» Остаётся вздохнуть с умилением и завистью. Надо же, какой правитель! Как ценил учёность!

· Придворного поэта и визиря Фатха ибн Хакана никогда не видели без книги. Он всегда носил с собой книгу, обычно в рукаве, не расставаясь с ней даже в уборной.

· А для филолога Сагляба пристрастие к чтению обернулось роком. Он погиб от того, что шёл, уткнувшись в книгу, и не заметил, как попал под копыта лошади.

Чем отличались арабские книги?

-2

До распространения письменности, когда книги ещё были большой редкостью, но потребность в интересных историях и полезных сведениях была огромна, книги были «живыми»

Хафиз – это человек, способный удерживать в памяти огромные тексты. И даже, когда книг стало больше, хафизы продолжали пользоваться спросом и неплохо зарабатывали, запоминая и пересказывая содержание книг. Самые сильные хафизы были подобны живым бродячим библиотекам. Народ почитал книгочеев. Знания всегда стоили дорого.

Вскоре книг стало много. Обычно арабская книга выглядела следующим образом. Листы бумаги с рукописным текстом заключались в неброский кожаный переплёт. На картонной крышке небольшой орнамент из геометрических фигур, и в центре маленький медальон – круглый или миндалевидный. Самой красивой частью арабской книги считалось письмо. Витиеватые хвостики букв напоминали вышивку. Над буквами располагались надстрочные и подстрочные точки. Назначение этих точек - уточнение значения слов и фраз. Но часто переписчики этими точками пренебрегали, а в итоге тексты имели несколько смыслов. Это было совершенно в духе Востока. Никакой прямолинейности – красота есть незавершённость. Ум сам додумает, дорисует, воображение подскажет. Поэтому арабы так любили не только читать, но и обсуждать книги.

Книги тиражировались путём переписывания от руки.

Профессия переписчик в отличии от хафиза, престижной не была. Напротив – это был удел бедняков и рабов. Малооплачиваемый и тяжёлый труд. О работе переписчика арабы говорили так: «Ни куска хлеба для жизни, ни савана для смерти». Однако, с простого переписчика нередко начиналась карьера многих арабских учёных. Например, географа Йакут аль-Хамави. Филолог ас-Сиджистани сначала переписывал книги, потом стал изучать их, затем принялся сочинять и свои тексты, а после продавал их на базаре.

Переписчиков, которые становились продавцами книг называли варраками. Книжная лавка в халифате чем-то напоминала современное медиаагенство. В таких лавках всегда толпились ценители словесности. Здесь обсуждали прочитанное, покупали книги, здесь же молодые авторы представляли на суд публике свои творения. Знатные состоятельные арабы держали целые салоны – маджлисы, куда приглашались философы, учёные, поэты.

Высоко ценилась каллиграфия. Обладатель редкого красивого почерка становился знаменитостью. А вообще система почерков была специально разработана чиновниками. Особый почерк – Насх, использовался для переписывания Корана.

Чем писали арабы? Инструмент для письма назывался калам.

Калам представлял собой тростниковую палочку, раздвоенную на конце. Калам почтительно именовали «вторым языком» Изготовление калама было делом очень непростым. Нужно было правильно выбрать тростник, ошлифовать его и грамотно расщепить кончик. Калам берегли и хранили, «как зеницу ока»

Если бы вам довелось полистать старинную арабскую книгу, уважаемый читатель, вы были бы удивлены. Ни абзацев, ни заглавных букв, ни знаков препинания. Только прямоугольник сплошного текста на бумаге. Лишь в конце главы ставили знак – звёздочку, сердечко или треугольничек раскрашенный цветной краской. Не было и номеров страниц. Арабы отмечали не страницы, а куррасы – блоки по 12 листов.

Книги были удовольствием дорогим. Но богатейшие семьи халифата стремились вкладывать средства в коллекции книг. Наверное, это было даже выгоднее, чем вкладывать деньги в недвижимость. Иногда здание строилось быстрее и стоило дешевле, чем человеческая мысль изложенная на бумаге. Арабский историк упоминает о семье кордовского судьи Ибн- Шакира. Три сына знатного чиновника «до крайности были одержимы желанием приобретать книги по различным наукам. Расточали ради этого великие милости и преодолевали великие трудности»

А сколько сегодня люди готовы потратить на чтение книг своего времени и денег?

Крупная площадка по изучению общественного мнения Международный институт маркетинговых исследований GFK проводил в 2017 году масштабный онлайн-опрос, призванный уточнить потребность людей в ежедневном чтении.

По данным этого опроса самые активные книгочеи 21 века – китайцы. Хотя, может быть они просто на просто взяли численным превосходством?

На втором месте граждане России. На третьем – испанцы.

Кроме того, опрос выявил, что женщины читают немного больше и чаще чем мужчины. А богатые читают больше, чем бедные. Но сам же GFK признаёт, что данные опроса не являются показательными, хотя бы потому, что в опросе приняли участие только 17 стран мира.

-3

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!