Кому довелось родиться и жить в СССР, тому будет легко припомнить тот факт, что периодически центральная пресса освещала какое-нибудь решение правительства, а на местном уровне его принимались воплощать в жизнь по мере своих способностей, возможностей и понимания этого решения. Так, в 50-е годы, когда страна уже более или менее оправилась от последствий войны, ее накрыла мощная волна повышения культурного уровня работников торговли.
Собственно, именно в 50-е гг. культурное обслуживание граждан работниками торговли было еще на должной высоте: продавцы пока еще опасались слишком явно хамить, неприкрыто обвешивать, прятать дефицит под прилавком, как это было в 70-80-е годы. Но даже в то благополучное время было еще куда совершенствоваться, и среди продавцов велась постоянная работа, направленная на повышение качества обслуживания.
Так, например, работающим в ювелирных магазинах и продавцам из отделов бижутерии, раздавались памятки, которые нужно было хорошенько выучить. Это в эпоху "брежневского застоя" работа продавца заключалась в том, чтобы принять у вас чек и выдать по нему товар, а такое понятие, как консультирование покупателя к тому времени уже успело исчезнуть из обязанностей работников товарного зала.
Помните, был такой небольшой эпизод в фильме "Влюблен по собственному желанию": героиня решает приодеться. заходит в универмаг, ходит вдоль вешалок и обращается к стайке продавщиц, щебечущих о чем-то своем. - "Что вы можете посоветовать мне?" - спрашивает женщина. На что получает небрежный ответ и взмах руки куда-то в сторону: "Все перед вами!". Вот именно такой уровень "обслуживания" чаще всего и встречался в магазинах 70-90-х.
В 50-е же годы, как было упомянуто выше, в рамках борьбы за повышение культурного уровня обслуживания, продавцы обязаны были не только консультировать покупателя, помогая ему определиться с выбором, но помимо этого им приходилось овладевать хотя бы начальными стилистическими знаниями. Ведь памятки для работников залов с ювелиркой и бижутерией предписывали продавцам не только создавать покупателю комфортные условия для примерки украшений, но и учитывать их (украшений) декоративные и эстетические свойства.
Так, например, если женщина выбирала серьги, продавец должен был незаметно оценить форму и размер мочки уха покупательницы, цвет ее волос, тон кожи и форму лица. При этом памятка утверждала, что голубоглазым женщинам нужно предлагать серьги со вставками из стекла, камня или пластмассы холодных тонов, а кареглазым покупательницам, с яркими красками лица - серьги с камнями теплых тонов или из отполированных деталей розового золота.
Далее следовало учесть тип телосложения: высоким и стройным женщинам, имеющим длинную шею, можно порекомендовать серьги с длинными или широкими подвесками; полным женщинам с короткой шеей - серьги с одним крупным камнем/стеклом, без каких-либо подвесок. Форма носа, кстати, тоже играла немалую роль: курносых покупательниц с широкими скулами предлагалось отговаривать от покупки каплевидных серег, которые своей формой только подчеркнут эти особенности лица. А вот круглые/полукруглые серьги с небольшой подвеской или "гвоздики" с одним камнем - наиболее оптимальный выбор для всех обладательниц вздернутого носика.
Еще продавцу рекомендовалось очень деликатно и ненавязчиво обратить внимание покупательниц на то, что декоративные качества и цена серег должны соответствовать одежде, манере поведения и тому месту, для которого планируется их надевать. Отдельно подчеркивалось, что очень дорогие - бриллиантовые, например, украшения, не будут должным образом гармонировать со спортивным костюмом или пляжным нарядом, а вот серьги, допустим, из анодированного алюминия, наоборот, не рекомендуется носить с вечерним платьем.
Также продавцу предлагалось помочь женщине осознать такие стилистические нюансы, как уместность серег с широкими броскими подвесками в курортных нарядах или наоборот - с закрытыми платьями, которые принято было надевать при посещении театра, но при этом их стоило избегать, одеваясь в деловом стиле.
Если учесть, какой огромный ассортимент серег существовал в СССР, продавцам приходилось непросто, работая с привередливыми, а зачастую и стилистически неподкованными покупательницами :)
**************************************************************
Чем советские женщины красили глаза и как при этом рисковали