К 80-м годам XIX века политическая ситуация в мире приобрела стабильную конфигурацию. Британия вела активную "Большую игру" с Россией в Азии и ревниво следила за развитием французского флота. Это на тот момент были ее основные геополитические противники. И Россия и Франция основной тогда считали стратегию крейсерской войны. Начавшееся вскоре сближение двух держав еще более насторожило англичан.
Защита коммуникаций стала одним из основных задач Ройял Нэви. Благо, еще свежи были воспоминания об успехах "Алабамы".
После перехода на строительство бронепалубных крейсеров британский флот получил по четыре бронепалубных крейсера 2-го класса типа «Линдер» и типа «Ривер». Корабли были достаточно удачными, мощными и современными. Они отличались полной броневой палубой со скосами и отсутствием рангоута на «Риверах».
Однако коммуникации Британской империи требовали десятки крейсеров для охраны. К тому же потенциальные противники большое внимание уделяли вспомогательным крейсерам в качестве потенциальных рейдеров. А для переоборудованных вооруженных пароходов мощь «Риверов» была излишней.
Удешевленный и уменьшенный вариант «Риверов» под названием тип «Медея» был построен в количестве пяти экземпляров - «Мажисьен» ( Magicienne), «Медея» ( Medea), «Медуза» ( Medusa), «Марафон» ( Marathon), «Мельпомен» ( Melpomene). Названия подбирались в древнегреческой мифологии и истории на букву "М". Исключение-«Мажисьен», дань традиции сохранять имена захваченных французских кораблей в Королевском флоте.
Заложены они были в качестве бронепалубных крейсеров 2-го класса, но в ходе постройки были переклассифицированы в 3-й класс.
Здесь требования "числом поболее, ценою подешевле" были реализованы Королевским флотом в полном размере. За пятеркой «Медей» последовала рекордная серия британских бронепалубных крейсеров типа «Аполло» в количестве 21 штука!
Десятки небольших и недорогих крейсеров 2-го класса надежно прикрыли британские коммуникации от потенциальных противников.
Пять крейсеров типа «Медея» были построены по программе 1886/87 годов. Три из них, Melpomene, Magicienne и Marathon, отличались установкой горизонтальных паровых машин и наличием подводной обшивки корпуса деревом и медными листами во избежание обрастания корпуса в теплых морях. Это увеличило ширину на 30 см, добавило 150 тонн водоизмещения и снизило скорость на четверть узла.
В «Медеях» Адмиралтейству очень понравилась цена при удовлетворительном и достаточном уровне остальных возможностей. По сути же корабли были очень далеки от идеала.
Мореходность крейсеров была весьма неважной, корабли очень сильно заливались водой в свежую погоду, а на полном ходу зарывались носом в волну. Открытая верхняя палуба на миделе с низкими фальшбортами делала их очень мокрыми. Более того, конструкторы сознательно шли на это, на баке была специально предусмотрена карапасная палуба. Они оказались довольно плохими ходоками, не достигнув на испытаниях проектной скорости, в среднем показали порядка 19 узлов.
Помещения корабля получились тесными и неудобными, даже кочегарам в котельной развернуться было негде, команде тоже приходилось потесниться.
Броневая палуба имела толщину 25 мм на ровном месте и 51 мм на скосах, при этом палуба находилась на высоте 0,3 м над грузовой ватерлинией, а внешний край ее склонения - на 1,5 м ниже.
На крейсерах по каждому борту на спонсонах устанавливалось по три 152-мм орудия, по одному на полубаке, на миделе верхней палубы и на юте. Восемь из 57-мм скорострельных орудий QF были установлены на верхней палубе, 4 на миделе, 2 в носовой части и 2 на корме, а девятое - на центральной линии в кормовой части юта.
Несмотря на то, что крейсера сразу были перевооружены на новейшую скорострельную артиллерию, их боевая ценность оставалась невысокой.
На крейсере «Медея» Адмиралтейство провело эксперимент с новыми котлами. В 1901 году в Германии было заказано восемь водотрубных котлов Dürr за £ 19 450. Их предполагалось использовать для замены котлов Belleville.
«Мажисьен» HMS Magicienne. Elder Фэрфилдс, Гован. Стр. №328. Заложен 10 августа 1887. Спущен на воду 12 мая 1888. Вступил в строй 11 февраля 1889. Продан в июле 1905.
«Медея» HMS Medea Chatham DYd. Заложен 25 апреля 1887. Спущен на воду 9 июня 1888. Вступил в строй май 1889. Поставлен на прикол в ожидании утилизации в 1906 году, вновь введен в эксплуатацию в апреле 1909 года. Списан 1913. Продан в апреле 1914.
«Медуза» HMS Medusa Chatham DYd Заложен 25 августа 1887. Спущен на воду 11 августа 1888. Вступил в строй июнь 1889. Выведен из эксплуатации в 1906 году, снова введена в эксплуатацию в качестве халка в 1910 году, использовался в качестве калибровочного судна в 1914-1918 годах, продан в 1920 г. и перепродан в октябре 1921 г.
«Марафон» HMS Marathon Elder Фэрфилдс , Гован. Стр. №329. Заложен 10 августа 1887. Спущен на воду 23 августа 1888. Вступил в строй 1889. Продан август 1905.
«Мельпомен» HMS Melpomene Portsmouth DYd Заложен 10 октября 1887. Спущен на воду 20 сентября 1888. Вступил в строй 1890(1889). Продан август 1905.
Водоизмещение нормальное 2800—2950 длинных тонн(2845-2997 тонн) (Medea, Medusa- 2800; Magicienne, Marathon, Melpomene- 2950). Длина 80,77 м. Ширина 12,54 м (Medea, Medusa- 12,5; Magicienne, Marathon, Melpomene- 12,8). Осадка 5,03 м.
Бронирование (сталь)- палуба — 25 мм (на скосах — 51 мм), щиты орудий — 114 мм, рубка — 76 мм
Двигатели- 2 паровые машины типа «компаунд»(Medea, Medusa), 2 паровые машины прямого действия (Magicienne, Marathon, Melpomene), 6 цилиндрических паровых котлов( на HMS Medusa котлы Дюрра), 9000 л. с. форсированная. Движитель 2 винта. Скорость хода 19,5—20 узлов(Medea, Medusa- 20; Magicienne, Marathon, Melpomene- 19,7). Уголь 400 тонн. Дальность плавания 8000 морских миль на 10 узлах. Экипаж 218 человек.
Вооружение 6 × 1 — 152-мм/26 BL Mk IV/VI, 9 × 1 — 57-мм/40 6фнт Hotchkiss Mk I, 1× 1 — 47-мм/40 3фнт Hotchkiss Mk I, 3 картечницы 11,9 мм/78. Минно-торпедное вооружение 4 × 1 — 457-мм или 4-356 мм (нос, корма и 2 бортовых) торпедных аппарата
1890-е годы- вместо 6 х 1 - 152мм/26 установили 6 x 1 - 152 мм/26 скорострельных QFC Mk I/IV / I/VI / II/IV / II/VI / III/IV / III/VI
Бронепалубные крейсера типа «Медея» служили Британской империи по всему Мировому океану вплоть до начала 20-го века.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам