Фильм, о котором пойдет сегодня речь, феномен от мира кино. Он настолько же отвратителен, насколько же и важен с точки зрения искусства. Его режиссер удосужился стать персоной нон-грата и получить жесткий отказ на прокат во многих странах (в тч и в России). А актеры предпочитают молчать о нем, а уж если заговорили, то…
«Сейчас бы не стала сниматься в подобном», «Фильм, который я ненавижу больше всего» - именно так сейчас вспоминает эту картину Моника Белуччи. Но что сделано, то сделано. Обратно не вернуть.
Ведь это «Необратимость». От безумца и художника нашей жизни – французского режиссера Гаспара Ноэ.
Про «Необратимость» сказано много. Много и хорошего, и ужасного. Но это лишь укрепляет в желании, общаться на темы фильма дальше. Видимо, не один я так думаю, поскольку обновленная версия фильма с прямым хронометражем (в оригинале действие обратно шло от конца к началу) должна уже добраться до релиза.
Если вы уже посмотрели эту картину, то место на баррикадах Великой французской революции вами уже занято. Почти уверен, что на той стороне, где ленту возненавидели. Ведь выключили же, не досмотрев, как это сделали многие зрители (большинство из которых – женщины) во время премьеры? Признаться честно, самого посещало такое желание не раз. Но чем дальше фильм, тем больше понимаешь всю гениальность распутывания грязного «клубка» Ноэ.
«Необратимость» о м е р з и т е л ь н а своей режиссурой. И это многими впечатлительными зрителями воспринимается как пошлая ошалелость. Давящая музыка фильма ужасов, дерганная камера, темно как у французских мигрантов в квартире, грязь и пороки. Все передает душевное состояние героев, которые живут в современном Содоме …. Однако режиссер не потакает своим внутренним демонам. Его цель – показать мир таким, каким его создали мы. А точнее разрушили.
Многие называют самой страшной сценой ту самую встречу в переходе с Моникой. Есть те, кто отворачивается от завершающих кадров битвы с огнетушителем. Все снято крайне реалистично и экспрессивно – не спорю. Но лично меня полфильма тяготело то, насколько жестока любовь, которая была передана через Алекс (Белуччи).
Героиня променяла искренне любящего ее мужа на повесу и наркомана Маркуса (Венсан Кассель). И как бы не намекал на свои чувства бывший, холодную красоту не пронять. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» - как же был прав Александр Сергеевич. И даже последний удар во имя мести тем самым огнетушителем (хоть и не в цель) был совершен именно тем, кто мысленно всегда был рядом.
Знаю, «Необратимость» тяжело принять. Ноэ часто перегибает палку. Физиологии и «жести» в фильме не просто много – они бьют через край и топят в себе чуткого зрителя. Но подумайте, вышло ли бы кино столь авангардным и хлестким, убери он все это с экрана. Заставило бы о себе говорить столь много и вдумчиво? Искусство не обязано быть белым и чистым. И жюри Каннского кинофестиваля подпишется под этими словами. В противном случае мы будем каждый год смотреть только очередных «Трансформеров»…