К середине XII века обстановка в монгольских степях в корне изменилась, ведь до этого ограничившиеся пассивной обороной на "валу Чингисхана" и периодическим стравливанием монгольских племён между собой чжурчжени решили начать серьёзное наступление на север, тем более, что их продвижение на юг, в сторону Китая, окончательно заглохло на реке Хуайхэ (не путать с Хуанхэ). Ставшие основным объектом чжурчженьской агрессии монгольские племена были вынуждены пойти на объединение и создание своего государства, во главе которого стал выходец из племени тайджиутов Хабул, избранный на курултае ханом всех монгол.
Помимо знатного происхождения (как-никак, выходец из рода Борджигинов, потомков отца-основателя монгольского народа Бортэ-Чино) и богатства, монголы, избравшие Хабула верховным ханом на курултае 1125 года приняли во внимание и его полководческие таланты, проявленные в боях не только со строптивыми монгольскими племенами, киданями и татарами, которых он так приструнил, что они надолго забыли об основном источнике своего благосостояния - работорговле. В 1125 году, пустившись в погоню за кара-киданями Елюй Даши, в Монголию вторглись чжурчжени. Расценив это как враждебный акт, Хабул напал на чжурчженьскую армию и в нескольких сражениях разбил её, позволив кара-киданям уйти в Среднюю Азию.
Поражение экспедиционной чжурчженьской армии вывело императора Цзинь Ванъянь Агуда из себя и он объявил войну монголам. Против огромной дисциплинированной чжурчженьской армии монгольским ополченцам под предводительством Хабула было нечего противопоставить, они были разбиты и вытеснены из Южной Монголии, но это поражение неожиданно сыграло Хабулу на руку: на экстренном курултае его, как талантливого полководца, единогласно избрали ханом всех монгол и сплотились вокруг него, как вокруг оплота против чжурчженьской угрозы, в государство Хамаг Монгол Улус или Серебряную империю (Менгу).
Став во главе объединённой монгольской армии, Хабул-хан за краткое время разбил чжурчженей, изгнал их из Монголии и порядком разграбил Северный Китай, но останавливаться на достигнутых результатах не собирался, собираясь завоевать весь Китай, для чего нужно было объединение абсолютно всех монголоязычных племён под его владычеством. Как оружие в этой войне, Хабул-хан выбрал дипломатию, посулами и угрозами объединив все монгольские племена под своим владычеством, но насладиться плодами этой мирной победы, увы, не сумел: в 1147 году он тяжело заболел и умер (существует версия о его отравлении чжурчженями). Хотя Хабул-хан имел семерых сыновей, он был настолько низкого мнения об их способностях, что назначил своим преемником Амбагай-хана из родного племени тайджиутов, но и он не смог спасти Хамаг Монгол Улус от анархии и распада.