Можете ли вы представить красавицу, которая после концерта вынуждена чувствовать вкус крови на своих губах? Можете ли поверить, что в ряду с маэстро Замфиром, который прославил на весь мир панфлейту или с Дживаном Гаспаряном, который сделал мировым достоянием армянский дудук, окажется девушка из Якутии с очень простым и очень древним инструментом? Готовы ли вы поверить, что ей пытался отомстить за разлуку огромный концертный рояль? Но все это факты из жизни бесконечно очаровательной Олены, - прелестной Тайны, которую сотворила вода!
Это интервью было дано по телефону, поэтому начало предсказуемое!
Олена Уутай (ОУ): Алло!
Весенняя свирель (ВС): Алло! Еще раз здравствуйте! Это Павел, и первое, что мне просто необходимо сказать перед началом интервью – это выразить свой восторг перед Вашим искусством! Я много почитал о Вас и много посмотрел видео.
ОУ: (Слышно, что улыбается) Спасибо, приятно!
ВС: Вам наверняка часто это говорят и я не добавлю ничего нового, но у меня есть внутренняя потребность высказать наяву то, что я испытывал, слушая Ваши удивительные композиции.
ОУ: Благодарю!
ВС: Тут же, наверно, надо признаться, что варган, хомус я никогда не любил! Слишком много в Москве людей, которые объявляют, что учат игре на варгане, и что каждый, кто придет к ним учиться, сразу же прозреет все тайны мироздания, и что только они обладают «шаманскими» техниками, пробуждающими все чакры сразу.
ОУ: (Сочувственно) – Да, понимаю, встречаются такие…
ВС: Да, пытаются «сварганить» себе какую-то легкую популярность за счет древнего инструмента, пользуясь окружающим варган волшебным ореолом. И эта профанация, к сожалению, приводит к обратному эффекту – хомус берут все, кому не лень, и, получив совершенно поверхностные понятия о его возможностях, портят все впечатление от инструмента.
ОУ: Есть такое дело.
ВС: А Вы наполняете его звучание такой мощью! И понятно, что в Ваших руках не хомус является центром вселенной, а человек, человек творящий, глубокий, думающий и чувствующий! И потому у Вас этот инструмент действительно обретает магию и начинает говорить на всем понятном языке! И поэтому именно Вы изменили мое мнение о варгане. И я искренне за это благодарю! И теперь, с Вашего позволения, я хотел бы перейти в вопросам, которых уже долго ждут наши читатели!
И первый из них – как мне правильнее всего Вас называть? Ольга, Алена, Олеся?
ОУ: Да (смеется), у меня много имен, и я отзываюсь на разные! Все-таки мое имя сценическое, и нем тоже раскрываются некоторые важные черты, поэтому Олена (через е) Уутай (Uutai) (с ударением на вторую У), что в переводе с якутского означает «Тайна, сотворенная водой».
ВС: Олена, о Вас много пишут, много видео, но мне хотелось бы попросить Вас сказать те два слова, которые именно Вам кажутся наиболее точной характеристикой Вас!
ОУ: (Небольшая пауза, задумчиво) Наверное… Любовь и… преданность.
ВС: Любовь – к чему? Преданность – чему?
ОУ: К своему делу, конечно, и преданность и любовь – к своей Родине. Да, это понятия глобальные. И иногда требующие даже самопожертвования. Потому что далеко не сразу и меня приняли в этом мире. В этническом… Я воспитывалась и росла, как пианист. Я родилась и выросла в Якутии, и хотя я сама не якутка, но всегда была безумная любовь к якутской культуре, и считаю себя полноправным представителем этой культуры. Хотя и сейчас есть люди, которым важнее твоя внешность, какие-то антропологические показатели. Поэтому подчас приходилось и мирными методами воевать, доказывая свою любовь и преданность Якутии, ее музыке, ее культуре.
ВС: Странно, что за право любить приходится воевать… А хомус? Какие два главных слова вы найдете для своего инструмента?
ОУ: (После недолгого раздумья). Свобода.. и сила!
ВС: Вы снова поражаете меня. Совершенно неожиданные образы! Можете расшифровать?
ОУ: Да, конечно! Почему я прежде всего сказала «свобода», потому что хомус, варган, да и вся якутская культура открыла мне мир! Я никогда не могла представить, что я буду путешествовать по всему миру и участвовать в потрясающих проектах, причем благодаря хомусу! Это всегда было для меня как хобби! Просто кружок, на который я ходила во время, свободное от занятий фортепиано!
Но в итоге благодаря фортепиано, - ну и профессиональному образованию!, - мне открылась сцена, но именно хомус стал востребованным во всем мире! Люди захотели меня видеть и слышать, я начала путешествовать. Отсюда – свобода!
Свобода еще в там понимании идет, что играя на варгане и занимаясь этнической музыкой, ты свободен излагать свою душу и свое видение. Допустим, если ты в классической музыке играет Моцарта или Баха, ты должен играть то, что композитор написал. Ты исполнитель. Всего лишь.
А в варганной музыке, в этнической, ты еще и автор! «Ты сам композитор, ты свободен от чужих правил, ты волен изливать свою душу» - как я говорю своим ученикам!
ВС: Да, я понимаю! А сила?
ОУ: Сила в том, чтобы изменять мир! Это инструмент изменил меня! Всю свою жизнь, все юношество я была человеком неуверенным, замкнутым, никогда не была красавицей…
ВС: (встревая в паузу) Невозможно в этом поверить!
ОУ: (Смеется), ну как-то так. В школе меня притесняли дети. Я была таким ботаном, и не особенно участвовала в «веселой жизни». Всегда вся в учебе, в получении знаний, и меня тюкали, клевали, как неоперившегося птенца.
И только когда я стала играть на хомусе, стала путешествовать и выступать, увидела, что люди меня любят – я поверила в себя, обрела некую силу, и прежде всего нашла в себе силу простить всех, что у меня было не самое шикарное и радостное детство. И этой силы уже достаточно, чтобы быть сильной спокойной, уверенной в себе.
ВС: Здорово, очень приятно это слышать, пусть так и будет!
Олена, скажите пожалуйста, ощущаете ли вы какую-то свою миссию, и есть ли какой-то девиз, помогающий Вам двигаться дальше? Или, напротив, имел место случай?
ОУ: Наверно, все-таки случайность. Я специально к этому не шла. Я не посвящала 13 лет свой жизни по 8 часов в день, как это было на пианино. Я училась в школе-интернате, где мы жили, и очень серьезно погружались в изучение музыки, как будто твой единственный путь – быть пианистом. И вот это – да, там я упиралась!
А хомус – нет. Специально я себя никогда не заставляла ничего делать, глобально не погружалась в изучение техники. И оно все открылось само и пришло очень гармонично! Мне ничего не пришлось «выдирать из лап судьбы». Не было борьбы за славу и признание.
ВС: Здорово! Так может, Вселенная так и показывала Вам, что вот он, Ваш уникальный путь?
ОУ: Да, я придерживаюсь такой позиции, что если ты сильно что-то «выдираешь» у судьбы, корпишь долго, но безрезультатно – значит, это не твое. Конечно, под лежачий камень вода не течет, но если ты уже видишь, что никак не можешь добиться успеха – ну видимо, пора отпустить. Иначе можно получить не желанный результат, а лишь разочарование и боль.
А когда мир сам раскрываете тебе с распростертыми объятиями, значит, ты на правильном пути! Значит, ты на своем месте!
И у меня особых препятствий не было. (Тут Олена, смеясь, говорит «тьфу-тьфу-тьфу» и стучит по дереву). Дорога открывалась практически сама.
ВС: Здорово! В моей жизни тоже есть аналогичный пример – я лично достаточно долго учился музыке, и в Военно-Музыкальном училище, и на Военно-Дирижерском факультете, сменил несколько инструментов – кларнет, тенор, тромбон, саксофон – и все было без огня, «по долгу службы». Пока вдруг мой преподаватель, замечательный человек, полковник, начальник кафедры, Заслуженный артист России Вениамин Мясоедов не дал мне в руки свирель и не сказал: «Паш, а почему бы тебе не попробовать?»! И уже к концу дня я играл на этой замечательной русской флейте и понимал – вот она, любовь на всю жизнь! =0))
ОУ: Да-да, то самое!
ВС: Олена, внезапно пришел в голову вопрос – а пианистку Олену Уутай мы когда-нибудь услышым?
ОУ: Не исключено! Я периодически играю, дома есть пианино, но… если и заиграю, то только в русле этнической музыки. Вряд ли я сейчас сяду за концерты Рахманинова. Я, конечно, играю, я подавала большие надежды как пианистка, и в интернете даже есть мои записи, участие в каких-то больших международных конкурсах. У меня много наград и каких-то лауреатских званий, но творческий путь как пианиста по здоровью оборвался, и поначалу я отнеслась к этому как к трагедии, огромному провалу, и теперь наоборот я вспоминаю то происшествие, и понимаю, что не будь его, я бы никогда не вошла бы в этот мир хомуса и не обрела бы эту свободу и силу!
ВС: Точная иллюстрация пословицы «не было бы счастья, да несчастье помогло».
А какие первые шаги были на хомусе?
ОУ: Это заслуга моих соседей, которые еще до школы меня познакомили с хомусом. Соседей моих родителей в с Якутске. В одном доме с нами жила якутская семья, семья саха, и их дочка, моя ровесница, Диана. И у якутской семьи, конечно, был хомус. Диана и показала мне хомус, и я была сначала в шоке! Но у меня сразу получилось играть, и для меня огромной радостью стало, что в затем в школе-интернате оказался кружок этнической музыки. Был факультатив национальной культуры, и дети могли ходить туда по желанию, в свободном режиме.
И там я увидела учительницу по хомусу, Дегтяреву Альбину Михайловну, которая сейчас является руководителем ансамбля «Айархаан», и стала ходить к ней в любое свободное время, даже в перерывах между занятиями! Это был другой мир, этнический, непосредственный, веселый! Здесь не приходилось потными руками испуганно играть гаммы. И многие дети находили в этом кружке отдушину и охотно его посещали. И именно там я освоила все базовые приемы игры.
ВС: Замечательно! А вот сейчас, какое из своих достижений Вы сами оцениваете как большое? Ну и напротив, был ли какой-либо впечатляющий провал, о котором Вы могли бы рассказать?
ОУ: К счастью, судьба меня любит! Провалов не было, но был смешной эксцесс, когда я, во всем обмундировании, завалилась под рояль! (Олена смеется, вспоминая). Я выступала на фестивале «Музыка Земли». Это фестиваль знаменитейшего пианиста Бориса Березовского, и это удивительный человек, который объединяет классическую музыку с этнической. И вот Петербурге, в Мариинском театре, проходил финальный гала-концерт. Я была, что называется, с корабля на бал, только что с самолета, прилетела то ли из Швеции, то ли еще откуда, и это было очень символично, что я, всю жизнь готовясь стать пианистом, вхожу в этот храм классического искусства, вся в мехах национального костюма, как абориген, как амазонка, и играю на хомусе и извлекаю из него звуки природы, природы дикой и необузданной. В принципе, первобытное, исконное искусство. Некий даже нео-шаманизм. По идее, это было не для такого места! Ну, конечно, большой успех, я там победила, в номинации «За самобытность», мне подарили диплом. Но во время вручения, оглушенная овациями, я забыла наставление, что уходить надо только в левую кулису, потому что из правой будет выкатываться огромный концертный рояль! И вот с цветами, с наградами, со статуэткой СТЕКЛЯННОЙ (Олена выделила голосом это слово, а я вынужден выделить крупным шрифтом), я смотрю в зал, вся счастливая, и по привычке сворачиваю направо! И тут же на меня катится этот рояль, и я с грохотом, не выпуская из рук свои сокровища, оказываюсь под роялем. Весь зал: «А-а-ах!», я эффектно распласталась под роялем, и вытаскивал меня из под рояля сам Березовский!
ВС: Это огромная часть Вашего таланта – все делать эффектно, даже падать под рояль!
ОУ: Да, (смеется) это и Березовский сказал, мол, умеешь ты, Олена, красиво уходить! Все было благополучно, я не поцарапалась, ничего не разбила, но можно, наверно, сказать, что это был такой реванш от рояля. Он как бы показал мне, что «раз ты меня бросила, да еще и приперлась суда со своим хомусом, то я все равно окажусь выше тебя!». (Смеется).
ВС: Королевская месть Рояля (фр. royal «королевский». Прим. автора)
Спасибо за веселый рассказ! Но вернемся к достижениям!
ОУ: Я не могу выделить какое-то одно достижение. Наверно, можно сказать, что каждое мое действие дополняет и укрепляет одно мое достижение – и это все то, что сделано на сегодняшний день.
ВС: Шикарно. То есть все, что на сегодняшний день Вами достигнуто – и любовь зрителей, и великолепные композиции, представленные в Ютубе, Ваша огромная роль в мировом признании хомуса и так далее – это и есть то главное достижение?
ОУ: Да, и это – один большой процесс! И думаю, даже после моей жизни этот процесс будет идти – музыка будет звучать, есть выпущенные альбомы, есть ролики с миллионами просмотров, они навсегда останутся на мировых серверах. И наверно, это будет вечным достижением, пока… роботы не захватят планету! (Смеется).
ВС: Но даже когда роботы захватят планету, для них этот металлический инструмент тоже окажется родным! Так что Ваше творчество имеет шанс пережить человечество (смеемся оба)! =0))
Олена, скажите пожалуйста, каков вкус у ВАШЕГО успеха? Отдает ли он, в Вашем случае, металлическим привкусом?
ОУ: Отдает он, если честно, привкусом пота и крови. В буквальном смысле. Потому что инструмент обладает острым язычком, и иногда, в порыве страсти, на концерте, когда ты играешь, он может сместиться с первоначального положения и разрезать тебе очень прилично губы.
ВС: (Удивленно и сочувствующе) Вау!
ОУ: Да, и пальцы, кстати, тоже.
ВС: Случалось?
ОУ: Да, но это не очень больно. Эмоциональный фон на концерте заглушает боль, и ты иногда можешь понять, что губы порезаны, только по вкусу крови, появившемся во рту. Поэтому в такие моменты надо успеть быстренько ладонью протереть губы, чтобы не стоять, как вампир, и не улыбаться людям окровавленными губами. Такое уже было. Не раз.
ВС: Да, это тот случай, когда искусство требует кровавых жертв!
Концерт Олены Уутай в Казахстане
Друзья, продолжение следует!
Пожалуйста, напишите в комментариях, какие вопросы вы хотели бы задать Олене, потому что наша с ней беседа пока не закончена!
Если Вам понравилось, автор будет рад получить подтверждение вашего интереса в виде комментариев, "лайков" и донатов!