Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Почему британская эскадра расправилась с французской, хотя войны между странами не было

"Плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом!"- так сказал в своё время генерал Алексей Ефимович Едрихин (Вандам), серьёзно занимавшийся геополитикой. Но всё же русский менталитет накладывает отпечаток на это высказывание. Известный же британский политик Пальмерстон вообще ни о каких друзьях Британии речи не вёл, всего лишь о союзниках, да и то довольно своеобразно: "У Англии нет ни постоянных союзников, ни постоянных врагов. У Англии есть только постоянные интересы".

Интересы же эти вполне незамысловаты - грести до себе отовсюду, куда дотянется британская рука, веками имевшая вид морского флота. Всё, что могло, или если только существовало подозрение, что сможет ослабить силу этой руки, подлежало нейтрализации, а лучше уничтожению.

Лучшим подтверждением этого может служить операция "Катапульта", 80 лет со дня проведения которой исполнилось 3 июля.

Так сложилось, что мне довелось провести в сумме около полутора лет работая в военно-морской базе Мерс-эль-Кебир, обучая там алжирских моряков. Но благодаря нашему образованию, я и понятие не имел, что творилось в этой гавани в те далёкие дни. А в 1940 году она ещё не была полностью закончена, хотя причал, где впоследствии стояли наши ракетные катера, уже существовал. В этой базе англичане катапультировали на тот свет 1300 французских моряков, утопили и серьёзно повредили часть кораблей базировавшейся там французской эскадры. Французский плакат: "Не забывайте Оран!"

В Оране тоже были французские корабли, А сам Мерс-эль-Кебир если и не пригород Орана, то на автобусе там езды минут 15.

Теперь давайте вспомним о сложившейся на тот момент обстановке. 22 июня 1940 года между Францией и Германией было подписано перемирие и Франция вышла из войны. Стала ли она после этого союзницей Германии? На тот момент однозначно нет и уж тем более она не объявляла себя врагом Британии. Что касается флота, то существовало недвусмысленное распоряжение адмирала Дарлана, что французский флот не должен попасть в руки ни немцев, ни англичан. И вообще у французов осталось гаденькое ощущение от бегства британцев из Дюнкерка, хотя тогда и немало французов улизнуло на остров.

Но у англичан были свои резоны: распоряжения, это одно дело , а жизнь другое. Можно ли было доверять французскому руководству в тех условиях? Кстати, французы это решение выполнили, когда в ноябре 1942 года немцы решили наложить лапу на французкий флот, базировавшийся в Тулоне, он был тотально своими командами затоплен, да ещё вдобавок взорвано немало из этих кораблей.

Но всего через неделю после вступления в действие перемирия эта решительность была неочевидна. А кто управлял тогда Францией? Повсеместно упоминают коллаборационистов из правительства Виши. На самом деле это не так. Это правительство было создано только 10 июля, причём оно разорвало отношения с Британией именно в ответ на её действия по отношению к французскому флоту. Ведь "Катапульта" проводилась не только в Алжире. Французские корабли, находившиеся в британских портах Плимут и Портсмут, были попросту захвачены англичанами. Команды высажены на берег и интернированы. Вот те и союзники.

После таких дел не многие из них не захотели служить под начальством Де Голля в его "Свободной Франции". В июле его поддерживало всего 7000 человек, что не мешало мятежному генералу (а кто же ещё он был с точки зрения французского законного правительства?) объявить именно себя законным представителем интересов Франции и французов. И СССР и США признали правительство Виши и направили к нему своих послов.

Его глава маршал Петэн призвал к сотрудничеству с Германией только в октябре. Так с ней и СССР сотрудничал до 22 июня 1941 года. Тут ещё такая подробность имеется. Если оставить в стороне все эти формальные выкрутасы и посмотреть на факты. С одной стороны, сотрудничество не вылилось в посылку французских войск на Восточный фронт. Можно тут же вспомнить эсэсовцев из дивизии "Шарлемань". Но, во-первых, в отличие от немецких дивизий по 20 тысяч человек в ней служило всего 7000, формировалась в основном добровольцами. И сколько было среди них этнических немцев, проживавших во Франции, сейчас трудно установить.

С другой стороны, вот что писал французский премьер Рейно 25 марта 1940 года, когда немцы ещё и не начали нападение на Францию, в своём меморандуме британскому правительству : «Решительные операции на Чёрном и Каспийском морях необходимы союзникам не только для того, чтобы сократить снабжение Германии нефтью, но и в первую очередь парализовать всю экономику СССР до того, как рейху удастся использовать её в своих интересах… Отсутствие состояния войны между союзниками и Россией, возможно, будет рассматриваться английским правительством как препятствие для таких действий. Французское правительство не отрицает это препятствие, но считает, что нам не следует колебаться и, если нужно, взять на себя ответственность за разрыв с Россией…»

Речь идёт о советских нефтепромыслах на Кавказе, на то время практически единственных у нашей страны.Та же песня - ещё неизвестно, удастся ли рейху использовать экономику СССР, а бравый француз готов её парализовать бомбёжками, причём страны, с которой Франция не находится в состоянии войны. И где-то даже исторического союзника.

Впрочем, как поступали французы с союзниками, русскими солдатами из экспедиционного корпуса, отказывавшимися воевать на Западном фронте после революции 1917 года, хорошо известно.

Так что в Мерс-эль-Кебире англичане заплатили им той же монетой, вечных-то союзников нет, не так ли?

А вообще, история любит символические совпадения. Британский линейный крейсер "Худ",

-2

участвовал в избиении французской эскадры и его снаряды вызвали мощные взрывы на линкоре "Бретань", окончательно отправившие его на дно практически со всей командой. Меньше чем через год он был накрыт залпом во время сражения С"Бисмарком" и "Принцем Ойгеном", разорван на две части в результате мощнейшего взрыва и пошёл на дно в течение 3 минут. Спаслись всего три члена команды.

Воспоминания об Алжире:

Мои полтора года в Алжире. Ракетный катер отправляется в путь.
Наши ракетные катера в Алжире. Первые впечатления.
Как жандарм нашего матроса за алжирца принял и что они со своими матросами делали
Как алжирская девушка с нашим матросом дружить хотела
В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас...
Что мы пили в Алжире в свободное от службы время
Чем обернулась "арабизация" для советских военных в Алжире.

..........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь