Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.13): ИЗБЕГАЙТЕ ОТСТУПНИЧЕСТВА

Оглавление

(Евр. 3:12–19)

Продолжая увещевать, автор побуждает этих христиан сохранять свою веру непоколебимой и сильной. Он предупреждает, что отсутствие веры может привести к краху.

Всё наставление в 3:12–19 можно разбить на четыре меньших наставления. Он побуждал, воодушевлял и убеждал своих читателей избегать ловушек греха.

«СМОТРИТЕ» (3:12)

«Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого».

Призыв «смотрите» в начале стиха 12 означает «берегитесь» (Слово Жизни) или «будьте осторожны» (Современный Перевод). Этот призыв показывает, что данное послание больше, чем теологический трактат; это крайне необходимая проповедь. Каждая представленная доктринальная тема сопровождается наставлением. Категоричность в этом случае показывает серьёзность его наказа.

В Пс. 94:7–11, цитируемом в Евр. 3:7–11, Дух Святой ссылается на события в Кадес-Варни по возвращении шпионов, которые осматривали землю обетованную (Чис. 14:28–30). В этом событии мы видим несколько предостережений, к которым мы должны отнестись со вниманием и которые должны применять сегодня. Во-первых, христиане подвержены опасности отступничества: мы можем отпасть от благодати. Во-вторых, эта опасность возникает из-за неверия. Впадение в отступничество происходит не про сто из-за мысленного несогласия с какими-либо фактами. Ясно, что можно в какой-то степени сохранить веру, но при этом, по её слабости, не избежать отступничества.

«Вера» в Послании к евреям подразумевает ожидание, рассчитывающее на исполнение Божьих обетований (11:13). Эта вера не «поколеблется» (см. 10:38) под давлением. Она содержит в себе как сердечные переживания, так и рассудительное принятие истины (11:1). Неверие, упомянутое в стихе 12, это намеренный отказ верить.

Неверие ведёт к ожесточению сердца. «Сердце» в Новом Завете означает как разум, или интеллект, так и мысли, волю и чувства (см. Мф. 22:34–40). Требование автора хранить сердце начинается в 3:1 настоятельным призывом «уразуметь Иисуса Христа», то есть подумать о Нём серьёзно.

Неверие идёт от лукавого сердца. Неверующий не просто плохой — он злой, скверный (понерос). Когда человек хочет творить зло, его сердце заболевает грехом, и неверие возрастает. И не потому, что он родился плохим и только катится вниз из-за того, что родился в полной порочности. Кальвинизм говорит: «Человек грешит потому, что он рождён грешником». Стих же 12 говорит, что человек выбирает грех из-за своего неверия и становится хуже из-за того, что не меняет этого состояния неверия.

Нас призывают «смотреть» (блепо), чтобы это не произошло с нами. Мы не родились неверующими, чтобы не помочь себе. Но даже у христианина, если он не будет беречься, может появиться такое отношение и огрубеть сердце, так что он «отступит» от живого Бога. То же самое греческое слово (в переводе «отступить») употреблено в Рим. 11:20, 23, где Павел говорил об отступничестве Израиля и отказе верить.

«НАСТАВЛЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА»

«Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».

Чтобы избежать гибельного конца отступничества, христианин нуждается в ежедневных наставлениях и увещеваниях своих товарищей. Стих 13 служит комментарием к Евр. 10:25. В наставлении, обсуждаемом там, нуждаются ежедневно те, кто потихоньку отпадает, но они полезны и всем нам. Мы должны наставлять друг друга всегда, когда у нас появляется такая возможность, ибо так мы помогаем друг другу оставаться верными. Как мы увидим, 10:25 означает «собираться для того, чтобы увещевать больше и больше», а не «наставлять собираться больше и больше».

Если опасность становится более злободневной, необходимо и больше наставлений. Фраза «доколе можно говорить: “ныне”» подчёркивает безотлагательность. От того, что вы делаете сегодня, может зависеть судьба души. Давление на христиан иудейского происхождения со стороны иудеев, находившихся вне веры, было заманчивым призывом, соблазнявшим их оставить Христа и снова начать служить иудаизму.

Поэтому, как Павел убеждал в Гал. 6:1, 2, мы должны носить «бремена друг друга и таким образом исполнить закон Христов». Иаков напоминает нам, что, возвращая в лоно церкви заблуждающегося брата, мы фактически спасаем его «душу от смерти» (Иак. 5:19, 20), что ни в коем случае не означает спасения его физической жизни от могилы. Скорее, автор говорит о смерти, приводящей к вечной потере. Если мы не сможем таким образом помочь, брат во Христе может «ожесточиться, обольстившись грехом».

Грех коварен, потому что он приходит под маской удовольствия. Грех обладает способностью обещать больше, чем может дать. Это хорошо видно на пьянице, наркомане и даже на легкомысленном искателе наслаждений, который не тратит время на то, чтобы хорошенько подумать о результатах своего распущенного поведения. Не может быть долговечных удовольствий вне Христа. Плата за грех состоит не только в смерти, но и в попадании в зависимость от тех неблаговидных занятий, какие человек себе позволяет.

Опасность, изложенная в стихе 12, заключается в отступничестве от «Бога живого». Отказ от принципов, провозглашённых Христом и апостолами, означает не только предательство Христа, но и уход от Бога. Таким образом, жизнь человека во Христе крепко привязана к тому, в какие требования, необходимые для благочестивого образа жизни, он верит. Тем, которые, «дойдя до бесчувствия, предались распутству», Павел сказал: «Но вы не так познали Христа» (Еф. 4:19, 20). Если человек «познаёт Христа», он познаёт, как жить, и не предаётся распутству, что очевидно из контекста Еф. 4. Итак, то, что мы узнаём о Христе, определяет то, как мы живём.

Некоторые так выразили свои мысли: «Важно не то, что вы делаете, а ваши отношения с Христом»; «Ваши поступки не имеют значения, пока вы находитесь в личных отношениях с Иисусом»; «В расчёт принимается не то, что вы делаете, а то, кем вы являетесь». То, что мы делаем, является ярким указателем на то, что у нас на сердце, как и наша речь выявляет истинного внутреннего человека. Это объясняет, почему мы будем призваны дать «ответ» «за всякое праздное слово» (Мф. 12:36, 37). Наш текст подразумевает, что мы есть то, что мы делаем; если мы практикуем то, что противоречит Христу, мы оставляем Его и отступаем от Бога живого. Человек не может отделить то, что он есть, от того, что он делает. Такое мышление звучит умно, но не имеет библейского подтверждения. Мы не можем отделить «познание Христа» (2 Кор. 5:16) от знания Его учения о том, как жить.

До этого момента и включая его автор озвучил в своём послании два предостережения. Во-первых, это опасность отступничества, что предполагает безразличие (2:1–4). Вторая отмеченная опасность — это отсутствие веры и последующее неповиновение (3:12, 13). Предки этих евреев преувеличили ожидаемое противодействие и проигнорировали силу Бога, которая, несомненно, была доступна им. Поступив так, они потеряли обещанную награду. Их неверие привело к неповиновению и собственной гибели. Мы должны научиться на их примере и стараться не потерять обещанную нам награду и не прекращать свой духовный рост.

«ТВЁРДО СОХРАНИМ» (3:14, 15)

«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца, доколе говорится: "Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши, как во время ропота"».

Как «причастники Христу» (ст. 14), мы можем фактически «иметь свою часть во Христе», или, как сказано в Восстановительном Переводе и Слове Жизни, стать Его «сотоварищами» — если будем твёрдо держаться своей веры. Как святые, мы духовно соединены со Спасителем, стали одним целым с Ним в крещении (Рим. 6:3). Мы разделяем с Христом великие благословения Его царства, которое не может поколебаться (Евр. 12:28). Если мы достигнем этой цели, это будет значить, что мы исполнили заповедь, сформулированную в 1 Кор. 1:10: говорить одно и то же и быть духовно одним целым. Это следствие того, что называется находиться «во Христе», что позволяет нам приносить плод (см. Еф. 2:10; Ин. 15:1–8).

В Своей молитве об апостолах и о нас Иисус формулирует цель для христиан, которая состоит в том, чтобы быть едиными «в Нас», а именно в Боге и Христе (Ин. 17:20, 21). Многие считают, что разделения в религиозном мире доказывают, что наш подход к Писаниям не верен. Они защищают ту точку зрения, что мы должны игнорировать доктринальные разногласия и объединяться, невзирая на «незначительные моменты». О таком ли союзе говорил Иисус в Своей молитве? Разделения обычно вызываются добавлениями к Библии. Придерживаясь одной только Библии, мы можем сохранять единство и быть в полной мере причастниками Христу.

Сегодня мы всё еще подвергаемся испытаниям. Чтобы быть уверенными в том, что мы в конечном итоге будем иметь всё, что подразумевает под собой выражение «причастники Христу», мы должны оставаться твёрдыми. Павел заверил христиан, что евангелие спасает тех, кто утвердился в нём, удерживает его и уверовал не тщетно (1 Кор. 15:1, 2). Уверовать «тщетно» должно означать, что человек оставил веру или не сохранил её до конца. Мы можем потерять союз с Христом по небрежности или из-за неповиновения (см. 2:1; 3:12, 13). Мы должны «твёрдо хранить», или «держать», свой венец, иначе потеряем его (Отк. 3:11), то есть подразумевается, что кто-то может забрать у нас наш венец.

Что мы должны «твёрдо сохранить»? Это не просто демонстрация религиозности: человек может демонстрировать её, но при этом не быть благочестивым. Это не ревностное отношение к партии или секте. Проявлять такое рвение было бы фарисейством — заботой только о своём положении, а не о благе Христа и Его церкви. Это не просто честность, ибо человек может быть честным по деловым причинам и не быть по-настоящему преданным Господу. Некоторые в Судный день, возможно, попытаются возражать Господу, потому что они были искренними в своих ложных верованиях, приведших их к неповиновению Божьей воле. Иисус скажет им: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:21–23).

Мы должны неуклонно пребывать в любви Бога и Христа, соблюдая свои сердца, находиться в общении с Богом и старательно изучать Библию. Мы должны владеть собой и регулярно посещать богослужения. Мы должны постоянно заботиться о своём внутреннем человеке, но также и выполнять общественные обязанности. Нас учат не увлекаться мирскими интересами, избегать безнравственности и бесчестности. Не может быть такого понятия, как «мирской христианин», как не может быть «высоконизкого человека». Можно быть «тайным учеником», как Иосиф из Аримафеи (Ин. 19:38), но такая секретность не может продолжаться долго.

Наша непоколебимость должна длиться так долго, «доколе говорится “ныне”», а именно пока продолжается жизнь. Дверь в Божью милость открыта именно на такой срок. Подобно иудейским святым первого столетия, мы должны прилагать постоянные усилия, чтобы не дать нашим сердцам ожесточиться или стать безразличными. Мы должны избежать того, что произошло с израильтянами в пустыне.

НЕ РОПЩИТЕ НА БОГА (3:16–19)

«Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?»

В Восстановительном Переводе даётся такой перевод: «Ибо кто, услышав, раздражал Его? Действительно, разве не все те, кто вышел из Египта благодаря Моисею? А кем Он был недоволен сорок лет? Разве не теми, кто согрешил, чьи тела пали в пустыне?» (см. также другие современные переводы). Автор хочет, чтобы христиане из евреев знали, что никто не избежит гнева Божьего, если не останется верным до конца. Чтобы доказать это, он напоминает им о большом числе тех, кто пал в пустыне.

Как прискорбно, что израильтяне роптали на Бога после всего, что Он сделал для них! Так много погибло! По оценке Кистемейкера, на один день приходилось до 90 человек.

«На кого гневался Бог»? Как всегда, Бог негодует на тех, кто грешит. И не невинные молодые люди вкусили смерть; им было позволено войти в землю обетованную. Божий гнев был направлен на роптавших и порочных людей, которые согрешили и погибли (1 Кор. 10:6–13). У них были все возможности узнать больше о Божьем заботливом руководстве, но они ничему не научились. Из-за их непослушания их «кости пали» в пустыне (Чис. 14:22–29).

Огорчать или гневить нашего небесного Отца — это трагедия, за которую мы дорого заплатим. Мы также можем оскорблять своим грехом Духа Святого (см. Еф. 4:30). Неверные израильтяне заслуживали немедленной смерти, как десять из двенадцати соглядатаев (Чис. 14:36–38), но Бог позволил некоторым умереть естественной смертью во время сорокалетнего пребывания в пустыне. Мгновенное уничтожение предотвратила молитва Моисея (Чис. 14:13–19). Мы должны научиться на ошибке Израиля.

«Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие».

Клятва Бога в стихе 18 — это ещё одна ссылка на Пс. 94:11, который был процитирован в 3:11. Бог поклялся (Втор. 1:34, 35), что Израиль не войдёт в Ханаан. Тот же самый грех, который не позволил Израилю войти в Ханаан, — неверие — может не позволить и нам попасть на небеса. Все чудеса и потрясающий опыт израильтян во время исхода из Египта и в пустыне не спасли их от наказания смертью ещё до перехода реки Иордан. Подобным же образом, и человек, провозглашающий, что пережил некий «потрясающий величайший опыт», не обладает гарантией того, что попадёт на небеса, пока и если он не повинуется заповедям Божьим.

Причиной проблемы, рассматриваемой в Послании к евреям, было неверие или отсутствие уверенности в Боге и Его благости. И в нашей теперешней жизни причиной большинства проблем является отсутствие доверия. «Когда человек теряет уверенность в Боге, он оказывается в безбрежном океане, полном водоворотов, камней и плывунов, — там, где уже невозможно бросить якорь» (Барнс). Другие вокруг нас могут тревожиться, но мы с твёрдой верой можем оставаться спокойными.

В результате безрассудного неверия древних израильтян в Божью благость они не смогли войти в Божий покой (ст. 18). Для них это означало никогда не увидеть Ханаан. Для нас это означает невозможность попасть на небеса, наш окончательный покой. Мы не должны сомневаться в абсолютной правдивости Слова Божьего. Судя по фразе «итак, видим» в стихе 19, становится ясно, что автор считал свои доводы не требующими доказательств.

Слово «непокорные» в стихе 18 равноценно фразе «за неверие» в стихе 19. Новый Завет часто приравнивает послушание к вере и непокорность к неверию. В Ин. 3:36 слово «верующий» противопоставляется фразе «не покоряющийся» (Славянское Евангельское Общество; см. также другие современные переводы). Давайте стремиться быть покорными и сохранять веру для того, чтобы войти в «Его покой».

ЛУКАВОЕ СЕРДЦЕ НЕВЕРИЯ

Лукавое, или злое, сердце является результатом неверия, а не того, что некоторые называют «греховной природой». Никому не следует считать себя умным потому, что он отвергает доказательства существования Бога. Он делает это оттого, что сердце его «лукаво», и он будет катиться вниз всё глубже и глубже, если не обратит своё сердце к Богу. Если человек, к примеру, увлекается порнографией, то его порочные желания усиливаются. Сердцу человека естественно ожесточаться грехом (Еф. 4:17–24). Готорн так описывает процесс отступничества:

«Стихи 12 и 13 вместе описывают тот процесс, который происходит глубоко внутри человека, когда отсутствует постоянная поддержка взаимными наставлениями, — процесс, который изначально невидим для любого наблюдателя. Сначала пускает ростки зародыш неверия, затем начинают распространяться порочные и противящиеся Богу мысли. Это всё постепенно начинает преобладать во взглядах в целом, пока не изменится весь характер… Его основной ответ Богу — НЕТ. Уже больше не существует покорного ДА, которое он исповедовал при своём крещении».

Результат — «отпадение» (афистэми), что подразумевает преднамеренное желание отвернуться от живого Бога. Это акт отступничества, который заключается в оставлении того, чего когда-то держался человек. Это бунт против Бога и Христа, нашего Спасителя, без какого-либо желания вернуться.

Люди, подвергающиеся риску отступничества, нуждаются в ежедневном подбадривании (ст. 13) со стороны своих товарищей-христиан. Церковь сегодня нуждается в этом больше, чем когда-либо. Притягательность мира обманывает ум и ожесточает сердце, пока некогда преданные люди не начинают думать, что им не нужна церковь или Христос. Подвергнувшиеся этому соблазну уже не могут видеть ясно, как будто бы им перерезали зрительный нерв души. Мы можем думать, что не нуждаемся в братском наставлении, но «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

НАСТАВЛЯЙТЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Послание к евреям не поддерживает точку зрения человека, который хочет быть независимым христианином, не имеющим уз, связывающих его с местной общиной. Наставление от членов тела помогает больше, чем может показаться на первый взгляд. Мы, регулярно поклоняющиеся со святыми, возможно, даже не осознаём всю ценность и силу влияния других на нашу жизнь. Кто может устоять в одиночку? Иисус знал важность «поклонения в теле» и установил церковь, чтобы сделать это возможным. Каждый из нас может «ожесточиться коварством греха» без регулярного и постоянного наставления друзей и христиан.

Слово «наставлять» (паракалео) передаёт идею энергичного подбадривания. Оно служит для описания напутствия, с которым обращался греческий военачальник, когда поднимал боевой дух своих воинов. После такой речи солдаты бились более доблестно.

«Как часто бывает, что члены церкви видят, что брат отпадает, но не предлагают ни слова увещевания или наставления!» (Барнс). Мы должны ежедневно ободрять своих братьев и сестёр. Если мы с Богом, то мы с самого начала уже можем видеть конец; наши сегодняшние испытания незначительны по сравнению с той славой, которую мы получим (2 Кор. 4:16–18). Он устраивает всё таким образом, чтобы всё содействовало ко благу тех, кто любит Его (Рим. 8:28). Помнить об этом в повседневной жизни есть дело первостепенной важности. Нельзя переусердствовать, постоянно напоминая об этом. Если поклоняется дружно вся семья, у неё гораздо меньше шансов распасться. Если отец регулярно берёт свою семью на церковные богослужения, то вряд ли дети когда-нибудь станут преступниками.

Размышление над Словом Божьим вместе с величайшим общением на земле, снимает бремена через веру. Христианин из иудеев в первом веке мог быть отверженным или подвергаться остракизму со стороны своих братьев по Аврааму, но то, что заменило его прежнюю веру, стоило того.

ПРИЧАСТНИКИ ХРИСТУ

Какое это благословение — быть «причастниками Христу»! Как бы фраза в стихе 14 ни переводилась — «Христу», «со Христом» или «во Христе», — это не имеет значения, так как все они выражают одну мысль: только с Иисусом мы разделим вечную славу. Этот стих говорит о духовном союзе с Христом, нашим Господом. Мы никогда не будем едины как «причастники Христу», пока некоторые будут игнорировать доктринальные вопросы или пытаться превратить один вопрос в «центральный», считая при этом другие «второстепенными» или «неважными». Такой образ мыслей в значительной степени субъективен и приводит к тому, что его приверженец выбирает то, что ему нравится, и отбрасывает то, что не согласуется с его мнением о том, что следовало бы Богу потребовать.

Чтобы быть по-настоящему едиными, мы, прежде всего, должны войти во Христа назначенным Им способом: через послушную веру и крещение (Гал. 3:26, 27). Если мы принимаем это основание веры и держимся его, мы на верном пути к всеобщему единству с нашим Спасителем и нашими братьями и сёстрами во Христе. Иоанн заявлял, что если мы ходим во свете, то имеем «общение» друг с другом, и кровь Христа постоянно очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7). Разве общение не продолжается вместе с очищением? Мы контролируем своё общение, а Бог контролирует членство в Своём теле. Он не нуждается в нашем совете.

Мы должны отказаться от своих человеческих склонностей выбирать себе заповеди по своему вкусу, судить других и советовать Богу. Мы должны крепко держаться Христа и Его истины, и свою начатую жизнь мы должны «твёрдо сохранить до конца» (ст. 14).

СЛУШАЙТЕ ГОЛОС БОЖИЙ СЕГОДНЯ

Каждый христианин должен ежедневно изучать Слово Божье, сберегая то, что узнал, так чтобы это стало его жизненным правилом. «Каждый новый день требует новой встречи с Богом, которая реализуется благодаря систематическому чтению Библии и молитве» (Браун). Мы должны изучать Слово, а не просто читать. Мало пользы в поднимании руки на библейском занятии в качестве подтверждения, что вы читали Библию каждый день на прошедшей неделе. Что вы узнали? Делали вы заметки по тексту, записывали свои мысли и реакции? Естественно, чем больше человек изучает, тем больше он понимает Писание. Всегда можно обнаружить жемчужину на следующей странице. А перечитывая, мы можем обнаружить ещё одну жемчужину на только что прочитанной странице. Никакая другая книга не может быть настолько же многообразной по своему значению и настолько же единообразной в своём учении. При регулярном изучении мы лучше начинаем понимать послание Бога, так как соотносим один отрывок с другим. Группа по-настоящему изучающих Библию может черпать друг от друга на занятии потрясающие открытия, которые они бы не сделали в одиночку. Если мы приходим на занятия неподготовленными, то можем обменяться с другими только своим невежеством и уйдём, практически не получив благословений.

МЫ МОЖЕМ ПРИВЕСТИ БОГА В ЯРОСТЬ

Слово «раздражал» (Восстановительный Перевод; парапикрайно) означает «разжигать горькие чувства» или «приводить в ярость». Да, мы, в конце концов, исчерпаем милость Господа и приведем в ярость нашего долготерпеливого Бога, если отступим от Его Слова и ожесточим свои сердца. Если человек получил все благословения, перечисленные в Евр. 6:4–6, а затем отпадает, то он заслуживает гнева Божьего. Когда израильтяне согрешили в пустыне, они пали, и их трупы истлели под солнцем. Бог негодовал на них в течение сорока лет, и этот гнев был вполне заслуженным. Он осыпал их Своими благословениями, вынес их «на орлиных крыльях» из Египта (Исх. 19:4). Он был им как отец, давая перепелов в качестве мяса, манну в качестве хлеба, воду из скалы и вождя, глубоко верующего в Него. Как мог Бог не гневаться, когда народ отверг Его? Он действительно гневался на них сорок лет! Давайте исследовать себя и быстро меняться, если заметим, что мы раздражаем Бога.

НЕВЕРИЕ НЕПОКОРНЫХ

Гнев Божий падает на тех, кто перестаёт повиноваться. Израильтяне начали своё путешествие с энтузиазмом, но однообразная диета заставила их забыть, как жестоко обращались с ними египтяне, и думать лишь о том, как хорошо они питались в прошлом (Чис. 11:5). Божий народ любил такие деликатесы, как чеснок, больше, чем он ненавидел своё прошлое рабство.

Мы можем стать вполне довольны своим греховным состоянием, так что не захотим меняться. Возможно, окружающие нас люди затрудняют для нас повиновение Божьей заповеди покаяться. Всё, что толкает на непокорность, должно быть преодолено, иначе гнев Божий падёт на нас.

Послушание — ключевая мысль в «Евреям». Вспомните, что гнев последнего дня падёт на тех, кто «не покоряется благовествованию» (2 Фес. 1:7–9). Спасение предлагается только повинующимся (Евр. 5:8, 9). Неверие в «Евреям» приравнивается к непокорности, как показано в стихах 18 и 19, — точно так же, как в Ин. 3:36. Вера и послушание часто являются синонимичными понятиями в Новом Завете. Без верности обрести спасение нельзя; сама идея «безусловной гарантии вечной жизни» является концепцией, чуждой Писанию.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻