Найти тему
Творческий Краснодар

Про чекистов и не только: живопись и карикатура Дмитрия Обозненко

Оглавление

Когда рассказывала об одном из самых дорогих жудожников современности, Иване Славинском, поняла, что ну никак нельзя обойти вниманием работы его отца! Особенно - потрясающий контраст в них: сатирическая карикатура и серьезнейшая живопись.

Итак...

Обозненко Дмитрий Георгиевич - российский живописец, график, Заслуженный художник РСФСР, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР). 

Родился 10 июля 1930 года в Ленинграде. Учился в Средней художественной школе.

В 1951 поступил на первый курс живописного отделения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Писал портреты, жанровые и батальные композиции, пейзажи, этюды с натуры, но больше известен своей сатирической графикой.

Носил звание Заслуженного художника РСФСР.

В 1989—1992 годах работы художника с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции.

Ка и большинство художников своего времени, обращался к теме революции, партии и власти.

Многие годы работал в объединении «Боевой карандаш»

"Боевой карандаш". Изд. Художник РСФСР. Тираж 3000 экз.
"Боевой карандаш". Изд. Художник РСФСР. Тираж 3000 экз.

Обозненко - автор большого количества оригинальных плакатов на злободневные темы.

Застолье
Застолье
Работнички
Работнички
Худржник создавал обобщённые образы и типажи своего времени.

Красочно высмеивал алкоголиков и тунеядцев, хулиганов и лодырей, взяточников и бюрократов.

-4

Не обходил карикатурист вниманием и молодежь своего времени, по традиции советских изданий, преувеличивал и утрировал яркую индивидуальность, чтобы было смешно и неповадно.

Здесь тебе будет легко и сытно
Здесь тебе будет легко и сытно

Доставалось и родителям. Типичный образ "яжматери" во всей красе показан и в то время)

- Я их предупреждал: маму лучше не вызывать
- Я их предупреждал: маму лучше не вызывать
Почти ничего и не изменилось, правда?
Почти ничего и не изменилось, правда?

Среди работ художника есть рисунки даже на тему экологии:

Актуально Сейчас
Актуально Сейчас

Картины, посвященные войне, совершенно другого рода... Тревожные, с надрывом.

22 июня 1941 года
22 июня 1941 года

Солнце, лето - и чёрное облако взрыва. Мать, дети - и опасность. Как живо, динамично показан контраст.

Искусство выбрать цвет так, что он подчеркивает и дополняет ощущения от картины - изумительные. "Земляков" объединяет один бой, одна цель, одна Родина и - один колорит.

Земляки
Земляки
Но одна работа особенно врезается в память. Наверное, потому что нет ничего общего с карикатурами и сатирой.

Посмотрите на чекистов у двери. Любой, кто мало-мальски знаком с историей нашей страны этого периода, любой, чью семью коснулись репрессии, прекрасно понимает, что означает такой ночной звонок.

Ночной звонок
Ночной звонок

Обычно говорят о какой-либо одной стороне творчества Дмитрия Обозненко: чаще о его карикатурах, реже - показывают живопись.

Пожалуй, эта разноплановость перейдет и к сыну, станет его визитной карточкой.

Скончался художник 19 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на семьдесят втором году жизни.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Спасибо за дочитывания и комментарии! Всегда интересно наблюдать преемственность поколений и разницу в стилях и почерках творческих родителей и детей.

Живопись советского периода всегда вызывает резонанс.

Интересно читать мнение гостей канала и подписчиков, но огорчает битва диванных историков и политологов именно под темами об искусстве СССР.