ПЕВЕЦ КРАСОТЫ
Автор: Марина Политова
Искусствовед, коллекционер, автор проекта «Путешествие в мир кукол», exdolls@yandex.ru
Куклы Брю/BRU с момента своего появления и по сегодняшний день завораживают – неземной красотой, ангельским выражением лица, роскошью наряда и... ценой. Кто бы мог подумать, что их создатель прошел путь от деревни до Парижа ради славы изобретателя совершенства.
Начало
Леон Казимир Брю родился в 1837 году на юго-западе Франции, в крошечном провинциальном городке, не имевшем особых достопри-мечательностей, а лишь размеренную жизнь ради жизни. История гласит, что отец будущего кукольного кутюрье, Жан Брю, был ткачом. Естественно, сын не мог оставаться в стороне от семейного дела и мог неплохо разбираться в тканях, а может быть, и ткачестве. Именно это
поможет ему в будущем быстро наладить свою финансовую стабильность, когда он переберется в Париж, имея за душой лишь огромное желание добиться успеха – как и большинство амбициозных провинциальных юношей в 20 лет на пути к покорению столицы.
Знания, полученные от отца, помогли молодому Леону устроиться
в магазин по продаже тканей – закупщиком или, как бы мы выразились
сейчас, «в отдел снабжения». В Париже он не только обрел старт для
дальнейшей карьеры и достойный заработок, но и встретил свою любовь и будущую жену – дочку портного, за которой числилось хорошее приданное бытового характера, что явно делало невесту богаче и статуснее жениха. Но это не помешало молодым людям обрести счастье
и идти по жизни вместе не только в семье, но и в бизнесе. А он появился совершенно неожиданно, сюжет может показаться сказкой, но чаще
всего именно так звучат подлинные истории успеха.
Дело
После свадьбы молодоженам пришлось искать жилье, и тут таилась
самая большая удача в их жизни. Андре и Мари Шатор, владельцы
квартирки, которую решили снять новоиспеченные супруги, имели кукольный бизнес. Но на момент знакомства с молодой четой Брю были
уже в почтенном возрасте и к тому же не имели детей. Новоиспеченная
семья очаровала мужа и жену Шатор, вероятно, искренностью своих
нежных чувств, жаждой жизни и стремлением добиться успеха в своем труде. Знакомство переросло в деловое предложение: Андре Шатор
предложил Леону купить кукольную фабрику, которой владел Шатор,
но уже был не в силах активно вести ее дела.
Предложение конечно же было очень заманчивым, и Леон был готов
мгновенно согласиться на него – еще бы, готовый бизнес, приносящий
доход: вероятнее всего, Андре именно так преподнес свое детище. Но
существовало значительное препятствие в этой красивой истории –
у Леона совершенно не было средств для столь масштабного вложения, их с женой доходов хватало лишь на самое необходимое. Но в этом повороте истории сказка продолжилась – Андре Шатор предложил Леону безвозмездное пользование фабрикой, но не бесконечное, и поначалу оказывал финансовую поддержку новому владельцу своей фабрики. К слову, Леон оказался не только знатоком тканей, но и, видимо, успешным предпринимателем, с закалкой коммерсанта, если уже через несколько лет не просто полностью отдал долг прежнему владельцу, но и делился с ним прибылью – видимо, такой пункт был в контракте сделки, которую он и Андре Шатор заключили.
Вскоре после этого появилась новая фирма по производству и продаже
кукол – товарищество Bru Jeune et Cie, что в переводе означает «Брю
младший и компания»: почему младший – возможно, дань традиции,
когда занимаешься тем же делом, что и отец, чтобы не возникало путаницы. Хотя эта версия неубедительна, ведь отец его не был известным
в Париже, да и дело его не было связано с куклами, а лишь частично
пересекалось в работе с тканями. Остается только гадать. А вот с при- ставкой «компания» все можно объяснить логически – история гласит,
что контракт был заключен с неким лицом, возможно, это был Андре
Шатор, ведь с трудом верится, что он мог просто так подарить работающее и приносящее доход предприятие, не имея с него дивидендов. По всей видимости, Шатор и Брю стали совладельцами фирмы, в которой фактически Брю была отведена роль генерального директора для нового развития фабрики и статуса лучшей кукольной мануфактуры.
Куклы
Очаровательно-ангельский лик, яркий, пронзающий и манящий
взгляд, аристократизм в выражении лица, роскошные наряды и богатые аксессуары – правда, похоже на описание портрета знатной дамы,
сводящей с ума королей и монархов? Но это все о произведениях искусства Леона Казимира Брю – куклах, взошедших на вершину кукольного олимпа Европы в конце 1860-х годов. Их популярность не
утихает и сегодня – не только среди коллекционеров антикварных кукол они являются сокровенной мечтой, его куклы продолжают жить и в репликах современных авторов. Удивительно, но куклы Брю – одни
из самых популярных моделей для воспроизведения. И все так же роскошны и дороги.
История кукол под маркой «Bru…» за все время своего существования делится на три периода, которые классифицируются по именам
владельцев фирмы, но каждый период может иметь несколько направлений деятельности, которые обозначены разнообразием выпускаемой
продукции в определенные временные отрезки.
Три периода:
1. Леон Казимир Брю: 1867–1883 гг.
2. Анри Шевро: 1883–1890 гг.
3. Поль Жирар: 1890–1899 гг.
Самый насыщенный и интересный период конечно же был при самом
Брю, но ни в коей мере нельзя умалять заслуги его преемников в развитии компании, которым, надо сказать, совсем было нелегко поддерживать столь высокий статус изделий, заданный Леоном.
Первый период – певец красоты
Начало производства великолепных парижанок фирмы Bru Jeune et
Cie ознаменовано созданием Lady fashion doll, или «модной» куклы.
Бисквитные головы Брю не производил самостоятельно, а заказывал
у Евгения Борруа – между прочим, лучшего парижского производителя
бисквитных кукольных голов того времени. Благодаря то ли амбициям
Брю, то ли его любви к порядку кукол данного периода, произведенных по его заказу, можно идентифицировать по клейму – Bru.Jne&Cie
или B.J. Сам Борруа часто оставлял свои изделия без опознавательных
знаков или добавлял Е.В.
Удивительно, но, по сути, Брю не имел фабрики в ее полноценном значении. Куклы собирались из заготовок, их наряжали и упаковывали
в коробки – все это производилось в небольшом помещении «фабрики». А тела для кукол Брю и вовсе чаще всего создавались надомными
сотрудниками.
Тела у кукол Брю первые пару лет работы фирмы были из кожи или
ткани, но вскоре стали использовать деревянные тела с шарнирным
соединением, что позволило «модным парижанкам», как кукол прозвали в народе, приобрести подвижность. Данные тела стали своего рода революцией кукольного производства – до такой степени, что компания сделала их своим отличительным знаком и тиражировала их популярность при помощи изображения тел на коробках, в которых
продавались куклы.
Популярность модных кукол Брю была необычайно высока – его куклы желанны коллекционерами не только сегодня, но и в третьей четверти XIX столетия знатные дамы сходили с ума по красоте лиц и нарядов кукол Брю и желали их заполучить. Но столь элитная продукция априори не может быть многотиражной, этот факт один из тех, что делает продукцию редкой и вожделенной. Вместо того чтобы зарабатывать значительные суммы на продаже того, что хорошо продается, Брю предпочел быть изобретателем и новатором. Поэтому вскоре за модными куклами, традиционными для Брю, стали появляться такие изыски в производстве, как двуликая кукла – одна голова и два лица, одно из которых выражало пребывание в спящем состоянии, а другое весело улыбалось. Была кукла и с музыкальным механизмом внутри – предполагается, что Брю имел более 20 патентов на изобретения кукол-новинок, не считая усовершенствования отдельных частей тела. Его жена вспоминала даже о некой невероятной говорящей кукле, которая к тому же пела различные песенки… Конечно, все эти достижения в производстве, изначальная дороговизна кукол делали их предметом искусства и коллекционирования, далеко уводя куклу от нашего современного понятия игрушки. Хотя мир игрушек для взрослых всегда был поразительнее детских!
Французская «Мона Лиза»
Несмотря на значительное количество изобретений в кукольном производстве, использование уникальных технологий и материалов, все же популярной куклой, прославившей Брю на все времена, стала бесподобная своей красотой и загадочностью Мона Лиза, как позднее ее станут называть коллекционеры. В 1873 году Брю запатентовал модную
куклу с улыбкой, так напоминающей знаменитую работу Леонардо да
Винчи. Более того, судьба толков у двух знаменитейших творений –
одного в истории живописи, другого в истории кукольного искусства –
тоже очень схожа: попытки выяснить, кто стал моделью для образа
улыбающейся Брю (ее более приземленное название), до сих пор не
умолкают. Устойчиво фигурируют две версии – первая гласит, что лик
куклы очень схож с одной из скульптур ангела из Реймского собора;
вторая, что кукла – это портрет супруги Наполеона III, императрицы
Евгении. На самом деле обе версии могут быть правдой – знаменитый
собор XII века не мог быть незамеченным Брю, как один из старейших,
и он вполне мог почерпнуть в нем вдохновение на создание куклы,
ведь творческие люди способны улавливать нужное в малейших деталях и воспроизводить это в своем видении произведения. Но и версия
с красавицей-императрицей также может быть правдой, ведь каждому
времени – свой идеал, а последняя императрица Франции была эталоном моды, красоты, изящности. Брю, который прекрасно знал своего
потребителя – аристократические круги Франции, вполне мог взять за
идеал этот образ, который был практически иконой для женщин его
времени. Эти рассуждения и поиски правды могут быть бесконечными, но всегда нужно помнить о возможности существования третьей версии – собирательный образ, истинно расшифровать который может только художник.
Покоренный мир
Настоящее признание успеха, подтверждение правильности выбранного пути и ненапрасного труда, пришло к Брю в 1878 году, когда на Всемирной выставке в Париже он стал обладателем сразу двух медалей – золотой и серебряной. На выставке присутствовала и знаменитая улыбающаяся Брю, и кукла-африканка – новая разработка на тот момент, а также другие новшества. Но основной акцент был сделан на новом изобретении неутомимого в технических изысках Брю – кукла «Гурман». О, это было великолепное зрелище! Кукла самостоятельно ела конфеты! Вспомним, что на дворе последняя четверть XIX столетия, а не технологии XXI века. Для создания подобного шедевра изобретателю понадобился часовой механизм, сложное устройство конструкции куклы, фантазия и талант. Когда вспоминаешь, что одной из негласных целей выставки 1878 года была задача поднять престиж Франции в политическом мире, то осознаешь всю значимость невероятных кукол Брю – они были достойны того, чтобы представлять не просто мир забав и амбиций знатных дам, как своеобразное зеркало эпохи, они были призваны в числе других весомых достижений представлять целую страну – и блестяще с этим справились, доказав статус куклы как произведения искусства.
Новые времена
Несмотря на головокружительный успех предыдущих моделей, Брю
и в этот раз захотел пойти дальше. Вокруг него менялся мир, а с ним
отношение к кукле. Роскошные парижанки, модные куклы в потрясающих нарядах, словно сошедших с журналов мод, становились все
менее интересны публике. Им на смену пришли милые, порой озорные или капризные – bebe, куклы в образе детей. Брю не стал просто
подражателем нового веяния во вкусах, он и тут сумел быть новатором
и разработчиком нового. Прежде всего изменения касались головы куклы – она, естественно, приобрела характерные для детей черты, такие
как пухленькие щечки и губки, небольшую припухлость под нижними
веками, более коротенькие носики – в общем, милейший образ детей
в возрасте 3–5 лет. Затем изменения коснулись тел. Закономерно, что
детское личико не могло сочетаться с истинно женскими пропорциями и формами в фигуре. Поэтому Брю адаптировал тела под детские,
он продолжал изготавливать их из кожи, но позднее представил куклу
bebe с деревянным телом, причем со сложными конструкциями, которые даже позволяли поворачивать пятку.
Куклы bebe от Bru, несмотря на угоду времени в изменении облика,
подстройку под покупательскую способность, все же оставались очень
дорогими, изысканными изделиями. Они имели роскошные наряды из
потрясающих и дорогих тканей, по-прежнему их производили в небольшом количестве, соблюдая только лучшие технологии и качество
материалов. Но самое главное – они не нуждались в подтверждении
и тем более оправдании своей цены, ведь они были произведениями
марки Bru Jeune et Cie.
И вот, в период такого успеха, высокой продуктивности и замысловатых идей, Леон Казимир Брю продает свою компанию едва знакомому
человеку по имени Генри Шевро. Что побудило 46-летнего Брю расстаться с делом своей жизни? Наверное, это останется загадкой, как и улыбка его самой знаменитой куклы.
Период второй – золотой век Брю
Выбор преемника оказался крайне удачным – Генри Шевро был немного младше Брю, но полон сил для ведения административных дел и продвижения кукол на рынке. Именно в его период куклы типа bebe
имели наибольший успех и еще громче прославили фирму, которая продолжала носить имя своего главного владельца – увы, сказать первого
нельзя, ведь когда-то Брю и сам был преемником готового дела. Итак,
Генри Шевро был не понаслышке знаком с миром игр и игрушек –
его отец владел фирмой, специализирующейся на выпуске детских
игр. Кстати, продав унаследованное от отца, добавив к этому свои капиталы, Шевро и купил фабрику у Брю.
Начал Шевро с изменений кукольных тел для bebe – сначала он придерживался изготовления кожаных тел с использованием дерева для
ног, потом полностью перешел на деревянные шарнирные тела. Конечно, некоторые изменения претерпели и головы кукол – мелкие доработанные детали изменили их взгляд и в целом придали новый шарм выражению. Компания имела стабильный успех – как в продажах, так и в признании профессионалов, что доказывают победы и золотые медали на выставках в Париже и Ливерпуле. Надо отдать должное, Шевро сумел сохранить высокий уровень кукол Брю, их несравненную роскошь и неподражаемое очарование.
Но конец 1880-х годов ознаменован значительным спадом у потребителей французских кукол, и связано это было с серьезным конкурентом –
Германией, которая завоевала мир более дешевой продукцией, оттеснив эксклюзивную французскую на задний план. Иным стал и потребитель – если французские куклы были ориентированы больше на статус предмета искусства, высокопарной красоты и роскоши, а соответственно взрослых коллекционеров, то немецкие производители обратились к другой группе ценителей кукольной красоты – детям. Снижающийся успех фирмы вынудил Генри Шевро продать фирму ее последнему владельцу.
Третий период – курс на популярность
Поль Жерар, который завладел фабрикой в 1889 году, был более уступчив к требованиям времени, поэтому пошел на уменьшение высококлассной и дорогостоящей продукции, заменив ее куклами в более простеньких одеждах, по сравнению с предыдущим периодом, не говоря уже о расцвете модных кукол при самом Брю. Изменения в куклах коснулись не только костюма и перехода на более дешевые ткани, но и тел кукол, когда дерево было вытеснено композитом, головы стали делать с открытым ртом, оттенок благородного фарфора тоже стал отличаться…
Несмотря на то что небольшая фирма Брю продолжала идти в ногу со временем – выпускала каталоги, продавала не только кукол, но и одежду, пыталась всячески занять свое место среди средней ценовой категории, ей все же не удалось изменить свой первоначальный курс, но новое время
этого не приняло. Поэтому, как и большинству парижских производителей некогда сверх элитной продукции, им пришлось войти во Французское объединение по производству кукол и игрушек – S.F.B.J.
Эпилог
Любая история по законам драматургии имеет – завязку, развитие, кульминацию, развязку и эпилог. Рассматривая историю жизни кукол Брю, можно отчетливо просмотреть эти стадии. Завязка или начало – это желание молодого юноши уехать в большой город и вырваться из тесных просторов глубинки. Развитие – это его работа, устройство в новой жизни, любовь, семья и судьбоносная квартира, которая подарит новую ступень. Кульминация – это взрыв успеха на кукольном олимпе, это признание профессиональное и народное, это честь быть гордостью своей страны. И это – внезапный обрыв, уход от всего, что было. Ведь так часто случается после бурного темпа… Развязка – это то, что после. А после два периода фирмы, один с продолжением успеха и медленным спадом, второму было суждено принять на себя сокрушительный удар конца. Эпилог – самая умиротворенная часть, когда все уже случилось и есть возможность осознать, что же произошло. В нашем эпилоге – бесконечное упоение красотой лица прекрасной эпохи модных французских кукол Леона Казимира Брю, сохранения их статуса лучших из идеальных и неугаса-емого вожделения коллекционеров – главных ценителей творчества художника.
В статье использованы фотографии кукол Bru из частной коллекции Ольги Ручкиной, из собрания Парижского музея кукол и галереи «AngelDolls» в Токио.
Фото: Ирина Мызина, Галина Захарова, Ольга Ручкина.
Использованы источники:
Antonina Fraser. Dolls. London, 1973.
Dawn Herlocher. 200 years of dolls. USA, 2005.
Энциклопедия Куклы мира. Москва, 2005.
www.antiquedolls.ru
"Кукольный Мастер" № 57/ 2018 г.
Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь:
www.instagram.com/akademiyatvorchestva