Найти тему
ХРИСТИАНИЯ

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА, ХРИСТИАНСТВА В ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ, ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Оглавление

«Немецкий историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы, профессор Берлинского университета, член Академии наук» Карл Густав Адольф фон Гарнак (1851-1930) пишет:

«Что такое Христианство? Где же нам искать материал?

На это есть простой и в то же время исчерпывающий ответ: Иисус Христос и Его Евангелие. «…» Можно сказать, что чем могучее личность и чем сильнее она проникает во внутреннюю жизнь других, тем труднее определить совокупность ее существа исключительно по ее собственным изречениям и деяниям. Надо обратить внимание на ее отражения и действия в тех, для коих она стала и Вождем и Властелином. Поэтому невозможно дать полный ответ на вопрос, что такое Христианство, ограничиваясь одною проповедью Христа. Мы должны присовокупить первое поколение Его учеников – тех, которые и пили и ели с Ним вместе, – и от них узнать, в чем сказалось влияние Его жизни на них.

Но и этим материал наш не исчерпан: раз мы, обсуждая Христианство, имеем дело с величиною, значение которой не ограничивается известной эпохой; раз от него не один раз, а беспрестанно исходила энергия, ТО НАДО ПРИНЯТЬ В РАСЧЁТ И ВСЕ И ВСЕ ЭТИ ПОЗДНЕЙШИЕ ПЛОДЫ ЕГО ДУХА. Ведь дело не касается "учения", дошедшего до нас в однообразном повторении или в произвольном искажении; дело касается жизни, которая, снова и снова воспламеняясь, горит собственным пламенем» (Гарнак А. «Сущность христианства»).

Роль Христианства в истории человечества столь грандиозна, что это признают не только люди, называющие себя Его именем – Христиане, – но и их враги.

В начале

несколько общих мыслей

(по типу эпиграфа):

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

(1799-1837)

«Русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного зыка <...> Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент, – величайший пример гармонического прекрасного искусства в русской и мировой литературах» ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1081).

В отзыве на книгу «История Русского народа» А.С. Пушкин писал: «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть Христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история Христианства» (Пушкин А.С. "Собрание сочинений" т.6, М., 1981, с.99; Пушкин А.С. "Полное собрание сочинений в 10 томах" издание АН СССР, т.7, М., 1958, с.143).

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЧИЧЕРИН

(1828-1904)

-2

«Русский юрист, историк, философ-идеалист, почётный член Петербургской АН (1893). 1861-68 профессор Московского университета. Основоположник «гос. школы» в русской историографии. <...> Труды по истории гос. права, политических учений, «Воспоминания» ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1490).

«Христианство, явившись в мире не как новая философская теория, а как новая религия, изменило весь лик земли и сделалось поворотною точкою в истории человечества» (Чичерин Б.Н. «Наука и религия» М., 1999, с.216).

ЖОЗЕФ ЭРНЕСТ РЕНАН

(1823-1892)

-3

«Французский писатель, иностранный член-корр. Петербургской АН (1860). В «Истории происхождения христианства» пытался осмыслить евангельские легенды устраняя из них всё сверхъестественное. Труды по востоковедению, философии драмы» ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1114).

«Главным событием всемирной истории является тот переворот, при посредстве которого благороднейшие расы человечества перешли от древних религий, известных под общим неопределенным названием языческих, к религии, основанной на идее единого Божества, Троичности, воплощения Сына Божия. Для этого обращения потребовалось около тысячелетия. Новая религия употребила только на свою организацию по меньшей мере триста лет. Но исходной точкой переворота, о котором идет речь, послужило событие, имевшее место в царствование Августа и Тиверия. В эту эпоху жил великий человек, который своей смелой инициативой и той преданностью, какую Он сумел внушить к себе, создал и самый объект, и исходную точку будущей веры человечества» (Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса» М., 1990, с.54).

ФИЛИП ШАФФ

(1819-1893)

-4

«Немецко-американский протестантский историк церкви и богослов. Научное наследие Шаффа огромно. Широко известны его 8-томная "История Христианской Церкви" (History of the Christian Church), ценнейший 3-томный труд "Вероучительные символы Христианства" (Creeds of Christendom, 1877), 14-томное издание отцов Церкви, 13-томная "Энциклопедия религиозных знаний Шаффа - Герцога" (Shaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, 1884), американское издание комментариев Ланге (1864-80), исследование о церковных гимнах (1868), опровержение учения Штрауса – Ренана о Христе (1865)» .

В книге «Личность Христа» пишет: «Этот Иисус из Назарета, без денег и без оружия, завоевал больше миллионов, чем Александр Македонский, Цезарь, Магомет и Наполеон; без науки и учения Он пролил больше света на человеческие и Божественные предметы, чем все учёные и философы вместе взятые; без схоластического красноречия Он произносил такие слова Жизни, как никто до Него и после, и действие они имели такое, какого никогда не достигал ни один оратор или поэт; не написав ни одной строчки, Он привёл в движение больше перьев, и вдохновил на большее число проповедей, речей, споров, учёных трудов, произведений искусства и хвалебных песен, чем целая армия великих мужей древности и современности «... » Возникнут и исчезнут системы человеческой мудрости, царства и империи будут возвышаться и рушиться, но на все грядущие времена Христос останется «Путем, Истиной и Жизнью» (Цитата по книге: Джош Макдауэлл «Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства» М., 1993, с.15,121).

КЕННЕТ СКОТТ ЛАТУРЕТ

(1884-1968)

-5

«Американский китаевед и историк Древнего Востока, церковный деятель. Окончил Йельский университет и в 1909-1912 работал представителем этого университета в Китае. В 1914-1916 преподавал историю в колледже г. Портленда (шт. Орегон), в 1916-1921 – в университете в г. Гринвилле (шт. Огайо), с 1921 по 1953 – в Йельском университете. В 1941-1952 – президент т. н. Конвента американских баптистов. С 1955 – преподаватель объединенной нью-йоркской теологической семинарии. Основная работа Л. "TheChinese, theirhistoryandculture" (N.Y., 1934), так же как и др. его работы, рассчитана на неспециалистов. («Советская историческая энциклопедия» / Под ред. Е.М. Жукова. М.: Советская энциклопедия. 1973-1982).

«Бывший историк Йельского университета» (Цитируемый источник).

«Свидетельством Его важности, того влияния, которое Он имел на историю, и, по всей видимости, непостижимой загадки Его бытия, стало то, что ничья другая жизнь на этой планете не породила такого огромного объема произведений среди столь многих народов, на стольких языках. И поток этих произведений не оскудевает, а напротив, набирает силу» (Цитата по книге: Джош Макдауэлл «Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы Христианства» М., 1993, с.16).

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ

(1857-1927)

-6

«Русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт – первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В.М. Бехтерева».

«Не будем умалять значения Христианского учения для цивилизованного мира. Возвышение "духа" над телом, любовь к ближнему, непротивление злу насилием и самопожертвование ради торжества истины и ради общего блага – вот те нравственные принципы, которые выдвинуло Христианство.

Эти принципы, опрокинувшие некогда древний языческий мир, поборовшие его великим страданием самого Учителя и последующими страданиями его учеников, привели к обновлению мира, создав новую эру для современного человечества» (Интернет версия Бехтерев В.М. «Бессмертие человеческой личности как научная проблема»).

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ АВЕРИНЦЕВ

-7

(1937-2004)

«Сов. филолог, переводчик. Исследования о позднеантичной и христианской литературе, по библейской мифологии, философии культуры ХХ века" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.12).

«Доктор филологических наук (1979), член-корреспондент АН СССР (1987), действительный член РАН (2003); лауреат премии Ленинского комсомола (1968), Государственных премий СССР (1990) и Российской Федерации (1996)».

«Ибо Христианство – сразу и проще всего на свете, и сложнее всего на свете. Оно настолько просто, что ребенок или полуграмотный простец всегда мог и может в наши дни безошибочно ориентировать свое собственное бытие, свой личный подвиг по одному единственному речению Христову, расслышанному за литургией или прочитанному на раскрытой наугад странице Евангелия, приняв это речение абсолютно и до конца всерьез» (Интернет версия публикации: «По поводу статьи А. Зубова «Пути России» на сайте журнала «Логос»).

Продолжение следует.