Найти в Дзене
Осевое Время

Франсиско Гойя

Одним из наиболее ярких и запоминающихся представителей эпохи романтизма является не кто иной, как Франсиско Гойя.

Автопортрет юного Франсиско Гойя, 1790-1795 г., Мадрид
Автопортрет юного Франсиско Гойя, 1790-1795 г., Мадрид

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес был третим ребенком в семье обычного ремесленника. В деревенской провинции, где жила его семья Гойя был отправлен в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса на обучение живописи. Там Гойя получает основные знания и отрабатывает навык, но никто из его окружения не испытывал восхищения его картинами. Его работы не признавались, а сам он был серой посредственностью для всех окружающих.

Гойя известен тем, что многократно принимал участие в художественных конкурсах, где искал славы и успеха, но как на зло его ожидало поражение за поражением.

Его картины никого не удивляли и не вызывали восхищения. Он пытался выбиться в свет, гнался за славой и признанием, но безуспешно. Одним словом - посредственность. В 1766 году Гойя участвует в конкурсе на поступление в академию Сан-Фернанда, но терпит неудачу и переезжает в Рим, где берет уроки у придворных художников и изучает их творчество.

Стоит отметить упорство молодого художника. В 1771 году удача сопутствует ему в конкурсе Парской академии, где его наконец-то замечают. Выиграв премию, он получает заказ на роспись церкви дель-Пилар. Работа Гойи вызывает уважаение и восхищение. Начинается история его успеха.

Зонтик, 1777 г. Франсиско Гойя
Зонтик, 1777 г. Франсиско Гойя

Своим трудом и упортсвом он пробил себе место в ряду придворных живописцев, где сумел сколотить состояние и получить славу среди аристократов. Но не всё было так гладко.

Всю свою жизнь Франсиско только и делал, что пытался копировать манеру и стиль рисунка известного Диего Веласкеса. Публика способствовала продажам этих копий, придворные не любили нововведений. Франсиско не творил, он угождал спросу придворных, чей вкус, как правило, не блещет изящностью.

"Маху" заказал фаворит жены Карла IV Мануэль Годой. Долгое время эти картины были скрыты от чужих глаз. Вероятно, Гойя вдохновился картиной Веласкеса "Венера с зеркалом", но у Веласкеса Венера была представлена украдкой, а у Гойя она выставлена гордой искусительницей, воплощением желания. Ничто на картине не отвлекает внимание зрителя от шелковой, алебастрой кожи девушки. Её румянец выдает её юную красоту. Вероятно, именно из-за откровенного сюжета художника просят "приодеть" девушку, чтобы не шокировать общественность. Когда инквизиция узнает про картину, то конфискует её, а от художника требуют выдать имя натурщицы. Несмотря на все угрозы, Гойя отказывается идти на компромисс.

Вопреки всему, художник все равно пишет картины для элитного сословия, одними из заказчиков его картин являются младший брат короля и его жена, Гойя знакомится с семьей маркиза де Пеньяфель, которые становятся постоянными заказчиками, и в скором времени даже получает заказ на серию картин для королевской столовой во дворце Падро, а после становится королевским художником Карла III и Карла IV. В 1785 году он становится вице-директором Королевской Академии.

Карл IV и его семья, 1801 г. Франсиско Гойя
Карл IV и его семья, 1801 г. Франсиско Гойя

И вот, когда наступает самый пик карьеры успешного художника коварная судьба наказывает его. Из-за французской революции спрос на его работу начинает падать, отказы сыпяться один за одним.

Вскоре болезнь навсегда меняет ход жизни живописца. В 1793 году Гойя был порализован параличом и остался глухим. Документов о его точном диагнозе не сохранилось.

В тот период с 1793 - 1794 во Франции бушевала революция и мир неумолкал об устрашающих ужасах якобинского террора.

Штурм королевского дворца Тюильри 10 августа 1792 года – одно из ключевых событий Французской революции. Картина Жака Берто
Штурм королевского дворца Тюильри 10 августа 1792 года – одно из ключевых событий Французской революции. Картина Жака Берто

Оккупация Испании и жестокое подавление гражданских восстаний, страх и горе людей оказали огромное влияние на художника. Тогда Гойя решает, что безопаснее ему будет за границей. Он переезжает в Бордо и обрывает бОльшую часть связей.

Под давлением этих событий в размеренную жизнь художника приходит хаос. Именно этот хаос становится отправной точкой, началом развития гениального творчества Франсиско. Впервые он чувствует наслаждение от процесса создания своих собственных картин.

Гойя - это художник, который всегда стремился показать мир красочным и нежным, спокойным и умиротворенным, вдруг, отходит от жизнерадостного и обращается к черным и мрачным сюжетам.

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя

В центре картины, вскинув руки в верх, стоит недоумевающий молодой человек, приговоренный к расстрелу. Некоторые специалисты полагают, что в создании этого персонажа был заложен образ Христа перед распятием. Сцены происходящих убийств отвратительны, герои на заднем плане закрывают свои лица, чтобы не видеть этого бесмысленного кровопролития.

Под впечатлением от всех событий Гойя создаёт серию картин, состоящую из 87 гравюр, которая называется "Бедствия войны". Её принято разделять на три части: первые 47 гравюр изображаю ужасы войны, вторые 18 изображают последствия голода, а третьи 17 разочарование, которое связано с восстанием монархии Бурбонов.

В начале 1820 года Гойю одолевает новая болезнь, после которой он окончательно замыкается в себе. Только погрузившись в свои переживания, он, наконец, создает то, за что его в дальнейшем полюбят потомки. На накопленные деньги он покупает себе дом, который в народе прозвали "дом глухого". Вот "черная живопись", которая провисела на стенах дома до самой кончины художника:

Шабаш ведьм, 1819-1823 г.
Шабаш ведьм, 1819-1823 г.
Фестиваль в Сан-Исидро, 1819-1823 г.
Фестиваль в Сан-Исидро, 1819-1823 г.
Два старика едят суп 1819-1823 г.
Два старика едят суп 1819-1823 г.

Поединок на дубинках, 1819-1823 г.
Поединок на дубинках, 1819-1823 г.
Паломничество к источнику Сан-Исидро, 1819-1823 г.Атропа
Паломничество к источнику Сан-Исидро, 1819-1823 г.Атропа
Атропас, 1819-1823 г.
Атропас, 1819-1823 г.

В творческом порыве Гойя забывался, он так хотел передать экспрессию, что отбросил кисти и стал писать пальцами по стенам своего дома. В нем играл ужас, отчаянье и безысходность.

Последняя картина "Атропас" или как её иногда ещё называеют "Атропа" была приготовлена художником для своей спальни, это особенная картина. Атропас - это старшая из греческих богинь судьбы, которая является смертью.ойры прядут нить жизни. Джон Мелуиш Страдвик

Всего в греческой мифологии три мойры, три сестры: Клото - богиня, которая прядёт нить жизни, Лахесис (или Лахеса) - она определяет судьбу, и вышеупомянутая Атропас, которая перерезает нить. Всех трех богинь Гойя не изображает красивыми молодыми девушками, как это было принято. Он рисует трёх уродливых старух, летящих где-то над болотом, больше похожих скорее на ведьм. На картине присутствует четвертое лицо, в самом центре - это дьявол. Обратите внимание на надменное выражение его лица, дьявол словно надсмехается над своим создателем. А грязно-желтые тона усугубляют эту тревожную картину.

Сатурн, пожирающий своего сына, 1819-1823 г.
Сатурн, пожирающий своего сына, 1819-1823 г.

Одна из самых известных миру картин художника "Сатурн, пожирающий своего сына" висела в столовой художника. Гойя не первый, кто обратился к этому сюжету, но полотно Рубенса выглядит в разы наивнее и эстетичнее, чем полотно Гойя. Сатурн - покровитель времени. По легенде, ему предсказали, что он умрет от руко своих детей. Поэтому он решил съесть всех своих детей, чтобы пресечь такой исход. Задумайтесь, эта картина буквально обозначает время, поедающее своих детей. Картина - это воплощение ужаса и безумия, того самого, которое когда-то пришлось пережить автору. Это воплощение власти, которая до последнего цепляется за свой трон и идет на всевозможные преступления, ради своей цели.

Гойя умирает в своем доме, в тишине и забвении, без восхищения придворных и богатства. Для того, чтобы наконец-то прозреть ему пришлось погрузиться в самую тьму.

Дом Франсиско Гойя
Дом Франсиско Гойя

Гениальность - это уникальный путь, который каждый проходит по своему.