Найти тему
УДАРНИЦА

Пугало огородное

Изображение создано автором с использованием нейросети Кандинский
Изображение создано автором с использованием нейросети Кандинский

Моя бабушка жила на краю деревни. Недалеко было место, которое называли Капище. Никаких идолов там, конечно, не было. Только несколько обыкновенных огородных пугал.

Кто, когда их поставил и менял на них одежду – было загадкой. Но периодически жители узнавали на них чью-нибудь старую одежду. При этом хозяева уверяли, что относили её на помойку. Каким образом она перекочёвывала на чучела, оставалось тайной.

Отношение к капищу было настороженное. Рассказывали, что в старые времена у пугал даже были имена, типа: Огородник, Луговик, Огуречник, Грядочник, Полевик.

Считалось, что они спасают деревню и её угодья не только от птиц и зверей, но и от кикимор, которые по ночам пробираются полакомиться огурцами.

А дружбу с ними водят деревенские домовые, которые якобы и снабжают их одеждой. Бывало, что она пропадала прямо с верёвок, на которых сушилась, и оказывалась на пугалах капища.

Некоторые особо суеверные старушки приносили чучелам угощение: яблочки, сливы, у кого, что было.

Видели и такое, идёт мимо старичок, да и поклонится, скажет добрые слова пугалам, попросит о защите.

Такое идолопоклонство не нравилось местным властям. Ещё в советские времена председатель колхоза, обеспокоенный мистическим отношением к этим творениям, велел выкорчевать их и сжечь. Что и было тут же сделано.

Устроили целое народное гулянье. Мужики и бабы выдирали из земли пугала и складывали их в костёр, а малолетняя детвора плясала вокруг с криками "Гори, гори ясно!"

Каково же было изумление жителей, когда наутро они увидели пугала на том же месте, краше прежнего. А наутро пошёл град, да такой, что побил весь урожай, превратив грядки с клубникой и огурцами в сплошное месиво.

С тех пор на чучела уже никто не покушался и относился к ним, если не с уважением, то с настороженностью.

Всё своё летнее детство я бегала мимо капища, но приближаться побаивалась по причине суеверия и врождённой трусости.

Однажды летом, перед поступлением в музыкальное училище, я отдыхала у бабушки. Мне нужно было много репетировать, иногда я выходила в сад.

Как-то сижу со своей скрипкой, и меня как будто кто-то позвал со стороны капища. Мне послышалось: "Соня, сыграй нам!". Я пошла посмотреть, может и правда, там кто-то есть. Никого. Только мне играть захотелось.

И я заиграла Грозу Вивальди, готовила её для поступления. Сама не поняла, что случилось. Играла я так, как никогда прежде. Это было что-то невероятное. Музыка звучала сама по себе, пальцы и смычок двигались помимо моей воли. Когда я закончила, то услышала: "Спасибо! У тебя всё получится. Не волнуйся!"

Я поступила. А потом долго думала, что же произошло? Кто со мной говорил? До сих пор, как только я приезжаю к бабушке, сразу иду на капище поздороваться и сказать спасибо. Суеверие? Конечно. Но в этом что-то есть.

Источником вдохновения для рассказа послужила картина художника Влодзимежа Куклински:

Читайте: Острое Колено