Найти тему
Блог пастора

Почему люди не веруют во Христа!

Оглавление

(Матф.11:16–24)

Хендрик Тербрюгген
Хендрик Тербрюгген

Эта глава из Евангелия от Матфея начинается с упоминания об Иоанне Крестителе — одном из величайших религиозных лидеров в истории человечества, который изначально поддерживал Иисуса, но теперь исполнен сомнения и даже смущения от некоторых поступков и слов Христа.

Он ожидал, что Иисус продемонстрирует Свою абсолютную власть, совершив полный и окончательный всемирный суд. Но вместо того, чтобы вершить суд, Иисус собрал группу из двенадцати сомнительных последователей и начал учить их так, как это делали многие другие раввины на протяжении веков. Он демонстрировал силу, способную творить чудеса, но использовал её только для того, чтобы спасать и исцелять, а не судить.

Поэтому он через двух своих учеников посылает Иисусу сообщение и спрашивает: «Ты действительно Обещанный Мессия? Ты точно пришел к нам с небес? Ты Тот, или мы должны ожидать другого?». Вся остальная часть этой главы — это ответ Иисуса на сомнения Иоанна, на его вопрос. И это очень подходящий ответ для нас сегодня.

Мы приглашали разных людей на Пасху. Не все пришли. И даже те, кто пришли, не все уверовали. Мы благовествуем о Христе постоянно. Но в людях мы часто не видим никакого положительного отклика.

В нашем библейском отрывке Иисус помогает нам понять, почему все еще так много людей не верят в Него, не принимают Его, хотя и знают о Нем. В этот отрывке идет речь о неверии. Хотя в самом отрывке мы и не встречаем этого слова.

И Иисус показывает неверие в контексте мудрости. Посмотрите, прямо посередине этого отрывка (в стихе 19) Он говорит: "Откуда мы знаем, что верно? Откуда мы знаем, что реально? Мудрость — это знание того, что реально". Как узнать, что реально? Иногда мы говорим о людях, которые много знают, но они не очень мудры. Они знают очень много, но они не очень практичны.

Что мы имеем в виду, когда говорим, что кому-то не хватает мудрости? Он плохо понимает реальность, суть того или иного события, того или иного явления, суть той или иной вещи и т.д.

Иисус побуждает людей задуматься, как бы задавая им такие вопросы: «Почему так много людей смотрят на Меня и не понимают кто Я? Почему так много людей не верят? Почему так много людей отвергают Меня? Почему неверие?».

Мы сегодня сможем лучше понять несколько важных истин касательно неверия. Мы поговорим о силе неверия, о сущности неверия и о победе над неверием.

1. Сила неверия (ст. 20–24)

Сначала посмотрите на вторую часть этого отрывка с 20-го стиха, где Иисус говорит:

«Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! Горе тебе, Капернаум! Я там сотворил столько много чудес, и все же вы не поверили».

Это показывает нам силу неверия.

Иисус говорит здесь, что есть три города (Хоразин, Вифсаида и Капернаум), где Он часто бывал и совершил много публичных чудес. В конце своего Евангелия Иоанн говорит, что он записал всего лишь крошечную часть того, что сделал Иисус. Поэтому, когда вы читаете о различных чудесах в Евангелиях, то знаете, что это всего лишь описание малюсенького числа чудес Христа.

Иисус говорит: «Я пришел в эти города и предоставил им все необходимые подтверждения и доказательства того, кто Я такой, и все равно они не поверили». Он показывает нам, что неверие — это не просто недостаток чего-то, но это присутствие чего-то. Неверие — это не просто отсутствие веры по причине недостатка доказательств или неубедительности аргументов. Неверие — это присутствие чего-то другого. Неверие — это не недостаток веры; это присутствие чего-то другого.

У нас, людей, есть определенная сила, в наших сердцах есть что-то, что сопротивляется и, может быть, даже вернее сказать, боится, поэтому, ненавидит или сопротивляется учению Иисуса. Христос подчеркивает здесь, что даже все доказательства в мире не способны сокрушить или преодолеть эту силу. Неверие — это не просто отсутствие веры; это присутствие чего-то другого.

Но мне следует сделать пояснение. Вполне нормально и правильно задавать вопросы, высказывать свой честный скептицизм. Наша церковь построена на том, чтобы иметь открытой диалог и общение, а не заниматься индоктринацией или промывкой мозгов людей. Каждый человек, приходя в эту церковь, имеет право спросить: «А где доказательства? Где весомые аргументы? Как вы это можете объяснить?». Мы не говорим здесь — просто верьте и не задавайте вопросы. Христианская вера не боится вопросов, она побуждает людей быть думающими и размышляющими. Настоящая вера — не слепая вера. Настоящая вера не отключает разум, напротив, она включает его и развивает его. И она не боится вопросов. Какими бы сложными или вызывающими они ни были.

Иисус Христос так поступал с самых первых дней Своего публичного земного служения. Он не пришел в Хоразин, Вефсаиду или Капернаум и не сказал там: «Просто верьте в Меня. И никаких вопросов!».

Он не делал таких заявлений или утверждений. Он не говорил: «Просто поверь в Меня, потому что Я так тебе сказал». Он предоставил им многочисленные доказательства. Он рассуждал с ними, и Он показал им, Кто Он есть на самом деле. Однако они не поверили. И это показывает нам, что неверие вызвано не просто отсутствием доказательств; неверие побеждает доказательства. Неверие поглощает доказательства и говорит: «Я все еще чувствую голод». Неверие — это присутствие силы в сердце, которая отталкивает Иисуса Христа.

Кстати, сейчас будет уместно вспомнить еще одно небольшое доказательство Воскресения Христа. В конце Евангелий мы читаем, как Иисус встречался со Своими учениками после Своего воскресения. Он являлся им многократно. Он позволял им притронуться к Себе, они могли даже вложить свои пальцы в Его раны от гвоздей. Он ел рыбу прямо перед ними. И говорил, что Он точно не призрак. Но Он мог проходить сквозь стены и двери. И Он разговаривал с ними. Снова и снова. На протяжении 40 дней.

И вот мы читаем в конце 28-ой главы Евангелия от Матфея такие особенные слова в стихах 16 и 17:

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17 И, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

Посмотрите на конец 17-го стиха: "..увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились".

Если бы это была выдумка, то авторы бы такое не написали. Есть только одно адекватное объяснение этой фразе — они говорили правду, и свидетели были еще живы.

Понимаете, друзья, мы все можем обманывать себя, говоря, что мы не можем поверить в то или другое, потому что у нас нет достаточных доказательств. Вот если бы Он предстал передо мной сейчас, вот тогда бы я точно поверил.

Но давайте продолжим: «Если бы кто-то стоял передо мной и подошел к человеку, чья рука была только что потеряна в ужасном дорожно-транспортном происшествии, и он сказал бы: «Во имя Иисуса, исцелись!». И вот эта рука поднялась бы в воздухе и вернулась на свое место и все быстро бы исцелилось, так что не было бы ни крови, ни раны, ни шрама, ничего. Все было бы как прежде. Вот тогда бы я поверил!».

Иисус говорит: «Я уже так сделал, и они не поверили». Если вы думаете, что вы поверили бы, то вы просто не понимаете своего сердца.

Поэтому нет ничего удивительно, что мы читаем в Евангелии эту фразу — иные усомнились.

Если бы вы выдумали такую историю, историю о воскресении, то вы бы такое не записали. Какие могут быть сомнения?! Это абсолютно противоречило бы словам Апостолов, и это показало бы их какими-то странными, недалекими, умственно отсталыми людьми. Но потому, что это было правдой, Апостолы и их последователи написали об этом. Они хорошо помнили этот день, все эти события.

Поэтому, друзья, нам следует признать, что в наших сердцах есть что-то, что сопротивляется посланию Бога, и пока вы этого не осознаете, пока вы этого не увидите, вы не сможете понять, что же это такое.

Вы не должны обманывать себе, говоря, что единственная проблема вашего неверия — это отсутствие доказательств. Да, можно прожить жизнь и так и не услышать ясного, библейски точного изложения христианской веры. Но не стоит думать, что твоя единственная проблема — недостаток аргументов и обоснований. Иисус говорит нам, что проблема не в этом. Он показывает, что есть мощная сила неверия.

2. Сущность неверия (ст. 16–17)

Теперь давайте посмотрим на сущность неверия. Сам Иисус помогает нам в этом разобраться. Понимаете, что-то удерживало Хоразин и Вифсаиду, и всех этих людей от уверования во Христа. Что это? Ответ в стихах с 16-го по 17-ый. Здесь Иисус показывает уже не саму причину, но природу этого неверия. Почему эти люди отвергли Его?

Иисус говорит:

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17 Говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».

Для многих из нас вторая часть этого отрывка может звучать оскорбительно: «Горе вам … Суд. Покайтесь». Но знайте, первая часть отрывка гораздо более оскорбительна. Просто, возможно, вы этого еще не заметили.

Иисус использует здесь пример из привычной жизненной ситуации, который показывает, что мы можем быть недовольными капризными детьми.

В те далекие дни жизнь деревни строилась вокруг местного рынка. Люди приходили туда, чтобы пообщаться, что-то купить, что-то продать. И нередко они были там вместе со своими детьми. Детям надо было чем-то занять себя. Вот они и собирались вместе, и играли в разные игры. Иисус наблюдал это не раз за время Своих путешествий. Обычно там был какой-то заводила или, может быть, даже несколько, который говорит: «Давайте поиграем». И как мы видим в этом отрывке, в их арсенале было две популярных игры.

И это вполне понятно. В те времена в деревнях происходило два самых значимых события, которые, в определенном смысле, предполагали празднование и развлечение. Я говорю о свадьбах и похоронах.

Свадьбы обычно длились целую неделю, и это было очень заметное явление в деревне (даже у нас в церкви свадьба — это большое событие). И во время свадебного празднования танцевали.

Другим важным событием были похороны. Похороны, конечно, связаны с причитанием и рыданием. Но вот, что следует отметить: для детей большой разницы между свадьбой и похоронами почти нет. Поэтому они легко могли играть и в свадьбу, и в похороны. Однако они знают, что есть одно принципиальное различие.

Итак, этот маленький заводила встает и говорит: «Давайте поиграем в свадьбу». Он или она немного играет на свирели, исполняя известную свадебную танцевальную мелодию, и вот некоторые из детей говорят: «Хорошо. Ты будешь невестой. А я буду женихом. Давайте поиграем в свадебное шествие». Но тут стоит одна недовольная группа. И они говорят:

Нет!
Почему нет?
Нам не нравится эта игра. Это глупая игра. Кто вообще захочет играть в эту свадьбу?!

Может быть, они добавляют:
У нас плохое настроение. Мы не хотим играть в веселую игру. Нам не нравится эта игра.

Тогда заводила скажет им:
Хорошо. Давайте поиграем в другую игру, — ведь у них в запасе была еще одна, — Давайте поиграем в похороны, и мы все будем похоронной процессией.

Обычно женщины пели плачевные песни на похоронах. Там были рыдание и причитания. Поэтому этот маленький мальчик со свирелью скомандовал:
Теперь вы, девочки, выстроились в линию, и вы будете плакать или делать что-то подобное.
Некоторые из детей ему отвечают:
Да, давайте поиграем!
Но тут есть небольшая группа, и они говорят ему:
— Нет. Нам не нравится эта тупая игра. Похороны. Это глупо. У нас хорошее настроение. Мы не хотим играть в такую игру.

Если вы родитель, то вы не раз наблюдали нечто подобное в своих детях, сталкиваясь с похожим поведением своих детей. Например, вы проводите день рождения вашего ребенка. Всю предстоящую неделю ваш ребенок, сын или дочь, с радостью и нетерпением ждет этого дня, он предвкушает праздник, подарки, игры с друзьями и т.д. День наступил. И вот вдруг посередине празднования Ваш ребенок бежит в свою комнату, хлопает дверью и не выходит.

Вы заходите, садитесь на кровать и говорите:
Что случилось? Все тебя ждут.
— Я не хочу этого праздника. Я ненавижу этот торт. Все подарки плохие.


Если это ваш первый ребенок, то вероятно вы расстроитесь, и будете озадачены, что же делать. Вы скажете своему ребенку:
Любимая, как же так. Ты же сама так сильно ждала этого дня?! Мы же все так сильно к нему готовились!
Но это не сработает. Рассуждения в данный момент не работают.

Это как раз то, о чем здесь говорит Иисус. Логическая аргументация не работает. Причина, по которой Ваш малыш говорит, что ему или ей не хочется подарков: «Мне не нравится этот торт. Мне не нравятся эти подарки. Мне не нравится этот праздник. Я не хочу здесь быть…». Вот, что на самом деле говорят в этот момент наши дети: «Все не так, как я хочу, поэтому я буду убеждать себя, что мне это и не нужно».

Иисус в этой иллюстрации показывает своим слушателем, что эти дети в действительности лгут. Они врут сами себе. Они обманывают самих себя. Они говорят: «Мне не нравится эта игра, потому что там радостная мелодия. А мне не нравятся веселые мелодии… Причина, по которой мне не нравится эта игра, потому что там грустная мелодия. А я не люблю печальные мелодии.»

Эти недовольные маленькие дети, хотя и заявляют, что они не хотят играть по причине неподходящей мелодии, в действительности же они не желают играть совсем по другой причине. Настоящая проблема заключается в том, что эти дети в сущности говорят: «Это твоя мелодия, а не моя мелодия. Это я хочу играть на свирели. Я хочу быть заводилой». И когда они говорят, что причина в мелодии, то даже если вы поменяете мелодию, ничего не изменится. Они найдут другую причину, чтобы не играть.

Почему? Потому что реальная причина спрятана за этим внешним объяснением. Причина того, что они не хотят играть, и не причина вовсе. На самом деле, они не играют, потому что хотят быть во главе. Вот она причина. Иисус говорит, что когда вы приходите к Нему и вам нужны доказательства, то они у Него есть. Он предоставил их всем этим городам многократно и ясно. Но Он показывает здесь, что природа неверия такова, что ты будешь обманывать сам себя, убеждая себя, что вот это или то неправильно с христианством, когда в действительности проблема не в этом. Проблема в вопросе власти. Кто здесь главный!

Ведь если слова Иисуса являются истиной, то вы потеряете всю свою власть. Если то, что говорит Иисус, истинно, то вы теряете власть над своей жизнью. Если то, что говорит Иисус, справедливо, тогда вы теряете право на то, чтобы строить свою жизнь, как вам заблагорассудится. Вот корневая проблема, лежащая в основе внешних препятствий для веры. Вы истолковываете все аргументы и, возможно, находите еще массу других причин, тогда как на самом деле основная причина всего лишь одна.

Вы можете говорить: «Мне не нравится эта мелодия». Но как вы сами видите, когда Иисус меняет мелодию и говорит:
Ну, как насчет этой?
Ну, мне эта тоже не нравится.
Потому, что проблема в другом: «
Это твоя мелодия, а не моя мелодия. Я хочу свирель. Я не хочу танцевать под твою мелодию. Я не хочу танцевать по твоей композиции. Я хочу написать свою».

Кстати, здесь можно увидеть глубокую философскую мысль. Современные философы только начинают сознавать это. Иисус говорит, что никто не является нейтральным. Что вопрос не просто в интерпретации данных, но в том, что мы интерпретируем данные во свете того, что, по нашему мнению, является самым авторитетным и важным.

Прекрасным примером этого является одна известная иллюстрация, которая была в одном из медицинских журналов, в разделе Юмор. Некоторые из вас, возможно, слышали ее, но она очень помогает лучше разобраться в сути проблемы.

Давайте представим себе, что у вас есть друг, который вдруг стал настаивать, что он уже умер.
Я ходячий мертвец, — говорит он вам.
Вы конечно запереживаете за его душевное здоровье, и попытаетесь убедить его в том, что он не мертв. Вы испробовали несколько способов, но все напрасно. Наконец, вы придумали идею. Вы говорите:
Я достал три самых авторитетных книги по медицине. Все три говорят, вот посмотри, что мертвые люди не могут кровоточить.
Он читает эти разделы. И когда он заканчивает, вы спрашиваете:
Видишь ли ты, что медицина доказывает без толики сомнений, что мертвые люди не кровоточат?.
Да, я понимаю. Я вижу это.

Отлично! — продолжаете вы. И просите его подать вам его руку. Он протягивает ее, и вы укалываете его палец иголкой. В ранке появляется кровь, его глаза становятся большими от удивления. И вы с торжеством смотрите на него и говорите:
Ты теперь видишь? Ты видишь, что доказывает твоя кровь?!
Да, я вижу! — с восторгом отвечает ваш товарищ.
И что это доказывает? — восклицаете вы.
Она доказывает, что медицинская наука не права. Мертвые люди могут кровоточить.

Иисус предлагаем нам здесь краткую, но емкую аналитику. Одни и те же данные могут быть применены для того, чтобы доказать одно или совсем другое. Все зависит от того, каков ваш авторитет. Если вы считаете, что конечный авторитет находится за медицинской наукой, а не в ваших чувствах и восприятии, тогда эти данные докажут, что медицинская наука права, а вы ошибаетесь.

Однако, если вы думаете, что ваше личное восприятие и ваша способность выносить суждения гораздо компетентнее, чем вся медицинская наука, тогда эти же данные будут интерпретированы совершенно по-другому. Понимаете, есть реальная причина за всеми внешними причинами. Кто здесь главный! Если вы решили: «Я не собираюсь потерять контроль над своей жизнью и передать его в руки Христа», — тогда вы будете интерпретировать все данные на свой лад.

Полагаю, что нам всем ясно, что этот странный герой, который вдруг решил стать ходячим мертвецом, избрал неверные критерии для оценки. И он потерял связь с реальностью. В его жизни нет мудрости. Он совершенно не связан с реальностью, и даже если снова и снова он обнаружит, что его взгляд на вещи не согласуется с реальностью, он будет продолжать и продолжать интерпретировать все таким образом, чтобы его конечный авторитет, который он есть сам, всегда оставался нетронутым. Он найдет способ объяснить все во свете этого.

Например, мне не раз говорили о том, что идея блаженства в святых небесах и адских мучений просто ужасна. Один мой товарищ сказал, что он не сможет жить на небесах, видя и зная, что другие мучаются в аду.
Почему? — спросил его я.
Да как вообще такое может быть?! Люди хотят вырваться из ада, а Бог посмеивается над ними, и не пускает в рай, говоря, что они уже опоздали. Я просто не могу представить себе такого. Поэтому я не верю.
Мой товарищ придумал себе ложную картину, чтобы не верить. Картину об аде, о рае, о Боге. В его картине и я бы не хотел оказаться. Она далека от духовной реальности. Но на эту претензию еще задолго до меня ответил
Клайв Льюис. В его известном шедевре «Расторжение брака», аллегорической повести об Аде и Рае. В нем он развенчивает многие предрассудки о христианском понимании Рая и Ада.

-2

Льюис справедливо показывает, что в аду никогда никого не будет, кто попросит выйти от туда, никогда и никого. Если вы думаете, что люди в аду способны понять, что они неправы, то вы все еще не понимаете наставление Христа. В своей книге Клайв Льюис, в сущности, во многом иллюстрирует наш сегодняшний библейский текст, рассказывая притчу, что люди из ада направляются на экскурсию в небеса, и люди с неба призывают их войти.

Люди из ада находят всевозможные способы объяснения, почему они не хотят в небеса и желают быть в аду. Они не хотят туда попасть. «О, это ужасно. Вы не можете делать то, что хотите. Я бы предпочел остаться здесь». Их логика похожа на цитату из другого известного произведения — «Потерянный рай» Джона Мильтона: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах!». Они никогда не уйдут из ада. Не хотят, да и не могут, и невозможно. Потому что, как можно увидеть в нашем тексте, как только вы избрали неправильные критерии для оценки, вы будете истолковывать всю информацию в соответствии с ними, и это может быть навсегда.

Иллюстрация Джона Мартина (1789–1854) — английского художника эпохи романтизма к поэме “Потерянный рай” (1667) Джона Мильтона.
Иллюстрация Джона Мартина (1789–1854) — английского художника эпохи романтизма к поэме “Потерянный рай” (1667) Джона Мильтона.

Вы никогда не признаете правду. Вы всегда будете обвинять что-то или кого-то помимо своего восприятия реальности в том, почему вы так несчастны. «Это их вина. Они меня не понимают. Они меня не знают. Они не пришли ко мне на помощь». Никто в аду никогда не попросит выйти. Вспомните Евангелие от Луки 16 главу. Богатый человек, который оказался в аду, не просит выйти оттуда, совершенно нет. Он просто говорит: «Почему Лазарь не может спуститься и послужить мне в моих мучения? Это несправедливо. Я был богатым человеком. Я должен был иметь здесь слуг». Он не раскаивается. Он остается эгоистом.

Понимаете ли вы теперь? Неверие начинается с предположения и не позволяет даже рассмотреть возможность того, что вы не компетентны управлять своей жизнью, вы не компетентны быть окончательным арбитром в определении того, что мудро, что правильно и что плохо. Иисус говорит: «Не важно, что Я вам говорил или показал — вы никогда не увидите правду, потому что вы остаетесь не только мерилом истинности, но интерпретируете все во свете этого».

Причем человек при жизни может менять даже свои философские воззрения, но так и не прийти к настоящей вере во Христа.

Неверие полностью противоречит самому себе из поколения в поколение. Достаточно почитать учебники по философии. Это то, что и говорит Иисус. Прошлое поколение скажет: «Разум. Вот почему мы не можем верить в Иисуса». Сегодняшнее поколение скажет: «Чувства. Проблема в том, что христианство слишком рационально». Но проблема не в характере мелодии. За этим внешним объяснением скрывается совсем другая причина.

3. Решение проблемы неверия (ст. 18–19)

Если такова ситуация с неверием, то каково решение?

Первое, что нам следует понять, это то, на что Иисус указывает нам с самого начала в этом отрывке — нам необходимо увидеть как абсолютный пессимизм христианства, так и его полный оптимизм.

Послушайте еще раз стихи 18–19:

18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес». 19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее.

В этих словах Иисуса можно увидеть, что Иоанн Креститель как бы представляет своим служением панихиду, а Иисус представляет радостный танец.

Другими словами, Иисус говорит своим слушателям: «Вот Иоанн пришел к вам, не ест и не пьет. Строгий человек. Суровый. Говорит о плохих новостях: «Покайтесь. Вам нужен Спаситель». "Какой-то фанатик", — говорите вы. Потом пришел Я. И ем и пью. И провожу время с налоговыми сборщиками и грешниками. Говорю о благодати. Праздную с людьми. И вы говорите: «Вот обжора и пьяница».

Так обстоит дело и сегодня. Вы рассказываете человеку Евангелие, в особенности печальную его часть:
Вы такой грешник, вы настолько плохи, что не сможете заработать себе место на небе, даже если будете стараться делать добро каждый день; вам нужен Спаситель; вам необходимо полностью положиться на заслуги кого-то другого.
Вы знаете, что говорят люди?
Да. Я конечно не святой, но далеко не такой плохой. Это слишком обидно. Почему так жестко — злой, грешник, тебе нужно покаяться. Нет, я пока не готов в монастырь. Поэтому пока я не собираюсь становиться верующим.
Почему? — спросите Вы.
Как-то все слишком все серьезно и трудновато, — ответят вам.

Но если вы будете проповедовать другую сторону Евангелия. И скажете человеку:
Если вы доверитесь Иисусу и последуете за Ним, тогда определяющим фактором в ваших взаимоотношениях будет не ваше прошлое, а прошлое Христа. Определяющим фактором в ваших отношениях с Богом станут уже не ваши прошлые поступки, но поступки Христа, не ваше настоящее, но настоящее Христа. Вы будете полностью приняты Богом.

Иоанн Креститель (Хосе Леонардо)
Иоанн Креститель (Хосе Леонардо)

Вы уже можете догадаться, что люди вам ответят.

Другими словами, когда приходит Иоанн Креститель, когда он провозглашает плохие новости Евангелия и говорит: «Ты злой; тебе нужно покаяться», — то они отвечают: «Это слишком серьезно!». Как только вы говорите, что можно получить полное прощение по милости и благодати, не по своим заслугам и делам, то люди говорят: «Это слишком легко». Понимаете, это не причина. Причины не являются причиной.

Слишком трудно или слишком легко! Но это не причины. Когда вы рассказываете людям плохие новости о Евангелии, вы говорите им, что они более грешны, чем хотят верить. Потому что, если они такие грешные, то они теряют контроль. Вы теряете власть. Вы не можешь спасти себя сами. Вы должны пойти к кому-то другому. Вы теряете власть. Вот где находится корень проблемы.

Не так давно я поговорил с одной женщиной, которая светский человек, не религиозный. Я рассказал ей, что в мире существует только две религии (или два Евангелия):
- Евангелие благодати Божией — спасение по милости Божьей;
- Евангелие самоспасения — неважно, религиозное оно или светское.

Мы любим быть нашими собственными спасителями. Наши сердца любят создавать славу для себя. Поэтому нам нравятся и кажутся чрезвычайно привлекательными идеи о само-спасении независимо от того, являются ли они религиозными (соблюдайте эти правила, и вы заработаете вечное благословение) или светскими (хватайтесь за эти вещи, и вы испытаете благословение, успех). Евангелие приходит и переворачивает все на 180 градусов. В нем говорится: «Вы находитесь в таком безнадежном состоянии, что вам нужно спасение, которое вы никак не сможете сами заполучить или совершить». И затем оно говорит: «Бог в Иисусе приготовил спасение, которое дает вам гораздо больше, чем любое ложное спасение, которое ваше сердце может любить или за которым гонится сейчас».

Я спросил у нее:
Почему люди предпочитают религию, которая не является ни погребальным пением, ни танцем? Почему люди предпочитают религию, которая не скажет вам, что вы ужасный грешник, но с другой стороны не скажет, что вы полностью спасены благодатью? Вместо этого оно посоветует: «Старайтесь двигаться вперед, добиваться большего, достигнете максимума. Всегда беспокойся, потому что никогда не может быть уверен, что ты достиг нужного уровня. Старайтесь изо всех сил, молись и борись. Никогда не ощущай, что у тебя есть близкие отношения с Богом, но всегда надейся, что достиг нужного уровня личной праведности, чтобы Святой Бог принял тебя». Почему люди предпочитают религию, которая не является ни похоронами, ни танцем?

Она поняла суть и ответила мне:
Если я принята Богом исключительно и полностью по благодати, как вы говорите, тогда нет предела тому, что Бог может попросить у меня. Если же моя религия соответствует идее: «Старайся изо всех сил», тогда, если Бог обратится ко мне, то для меня это означает, что Он не может ничего попросить у меня».
Скажу даже больше, раз вы так сильно старались, то это Бог вам должен, при таком образе мышления.

Понимаете, при такой религии: «Бог не может ничего попросить у меня. У меня есть мои права. Я духовный налогоплательщик. Я крещенный. Я исполняю свой долг. Бог может делать то и другое, но Он должен мне». Если вы спасены благодатью, то вы теряете власть. В этом-то и корневая проблема. Реальная проблема не в этой или той мелодии, которая настраивается. Не в том или другом музыкальном стиле. Дело в другом: «Это твоя мелодия, не моя».

В самом конце 19-го стиха мы читаем такое предложение:

И оправдана премудрость чадами ее.

Эта фраза относится не сколько к этим играющим или неиграющим детям. Это вывод из иллюстрации Христа.

Последнее слово скажут, окончательный приговор вынесут не сварливые и упорствующие в своем заблуждении критики, а дела. Иудеи могли критиковать Иоанна за его отшельничество, но Иоанн обратил сердца людей к Богу, как этого уже никто не делал веками. Иудеи могли критиковать Иисуса за Его слишком тесные контакты с простыми людьми, но люди обретали в Нем новую жизнь, новую добродетель и новую силу жить так, как они должны были жить, а также новый доступ к Богу.

Понимаете ли Вы, что здесь говорит Иисус? Он говорит о том, что Божественная мудрость, явленная через Иоанна и Него, — единственная настоящая мудрость.

В конце концов, если вы живой мертвец, если вы продолжаете утверждать: «Я компетентен управлять своей жизнью», — со временем ваши глупости и грехи найдут вас. Вы будете избиты. И вы увидите, что вы оторваны от реальности.

Иисус же говорит, что доверие Ему приводит нас к настоящей мудрой жизни. Сам Христос и есть мудрость Божия. И поэтому через Него мы сможем соединить вместе панихиду и танец жизни. Христианство несет в себе настолько сокрушительную похоронную мелодию и настолько восторженное праздничество, что оно является единственной религией, которая точно и верно объясняет реальность; это единственное мировозрение, которое по-настоящему мудрое.

Видите ли, ни одна религия и никакая философия не являются настолько пессимистичны, как христианство. Христианство — самая скорбная панихида из всех. Например, Ницше сказал, что в основном люди ужасны; люди страшны. Даже самые пессимистичные философы никогда не говорили, что говорит Библия … что даже Ницше ужасен.

Было много, много философов, которые говорили: «Люди смердят». Зигмунд Фрейд написал в переписке с пастором Оскаром Пфистером, что большинство людей — мусор. Такого же мнения он был и о своих пациентах. Он не сказал: «Я тоже мусор, и я грешник».

Христианство настолько пессимистично, что говорит: «Мы испорченные грешники. Мы злы. Мы потеряны без Бога». Нет другой такой религии. Каждая религия говорит: «Если вы приложите усилия, если вы серьезно постараетесь, то вы сможете найти Бога». Никакая другая религия не является настолько пессимистичной, как христианство. Христианство понимает, что проблема в нашей греховной природе, не просто в наших плохих делах.

Проблема не в том, что мы проголосовали не за того кандидата на выборах. Проблема не в том, что у нас слишком много коррупции или слишком мало хороших чиновников. Проблема не в политике. Проблема также и не в образовании. Не в экономике. Не в геополитике. Проблема заключается в греховности наших собственных сердец. Никто не поет более печальной песни о реальности, чем христианская вера.

Но христианство также говорит: «Но знаете ли вы, что можно жить вечно. Можно «бежать и не уставать». Можно «ходить и не ослабевать». Ведь внутри нас есть внутренняя, сразу необъяснимая, тоска по чему-то большему, вечному, идеальному».

Почему внутри нас есть желание жить вечно? Потому что это возможно. Вы были созданы для этого. Почему вы хотите, чтобы вас полностью любили? Потому что это возможно. Вы были созданы для этого. Почему вы хотите быть совершенным? Потому что это возможно, и вы были созданы для этого.

Понимаете, христианство более оптимистично, чем любая современная философия или религия. Оно говорит о том, о чем никто другой не рассказывает. Я готов ответить на возникшие вопросы.

Понимаете, друзья, если вы пессимист, не оптимист, то вы не сможете верно понять реальность; вы не сможете объяснить наши внутренние вдохновения и восторги, откуда они появились; но если вы оптимист и не пессимист, то вы также не сможете верно интерпретировать реальность. Откуда появился этот злой поступок? Только Иисус может соединять их вместе.

Чем шум отличается от музыки? Великий композитор Моцарт ответил: «Музыка — это упорядоченный шум». Музыка — это два звука, связанных друг с другом; шум — это те же два звука, которые не связаны друг с другом.

Как вы сможете объединить такие два несоединимых факта о нас людях вместе:
1) мы злы, и мы заслуживаем наказания. Если вы попытаетесь избавиться от этого, вы не будете мудрым. По мере развития цивилизации человечество не становится добрее. Посмотрите вокруг себя;

2) с другой стороны: мы прекрасны, мы ценны, мы люди, полные достоинства и надежд.

Как соединить это вместе? Только на кресте, где умер Иисус Христос, Божий Сын.

Иисус — воплощенная мудрость Бога. Иисус — Личность. Мудрость Бога — это не формула, которую необходимо выявить и применить; Мудрость Божия — это Личность, которую необходимо узнать. Иисус говорит: «Только если вы познаете Меня, то вы сможете удержать вместе панихиду и танец, сможете объяснить пессимизм и оптимизм, ужас и красоту людей».

-5

На кресте Голгофы, где умирал Иисус за наши грехи, мы можем увидеть как Святость и Любовь Божии находятся не в напряженном конфликте друг с другом, но они связаны друг с другом. Божия Святость была защищена, и Божия справедливость была удовлетворена, когда Бог излил Свой справедливый гнев на Иисуса. Наказание за грех свершилось. Но и Его любовь была явлена на кресте. И там открылась безмерная Божия благодать для людей, которая сегодня изливается незаслуженно на кающихся грешников. И поэтому сегодня, если доверимся Христу, то мы будем полностью оправданы и приняты Богом. Только Иисус смог соединить эти две несоединимые наши реалии в Себе Самом: панихиду и танец жизни, создать музыку, а не шум. Мудрость — это музыка. Мудрость — это отношения. Мудрость — это гармония. Иисус говорит: «И оправдана премудрость чадами ее».

Друзья, если вы сегодня настроены скептически, то послушайте, пожалуйста, мою финальную мысль. Постарайтесь посмотреть на себя объективно и честно. Представьте, что вы судья, который должен вынести вердикт по одному экономическому делу, где ответчиком выступал бы глава компании, где у вас контрольный пакет акций. Если он проиграет дело, то и вы обанкротитесь. Вы были бы встревожены. Наверно даже бы напуганы. Как вы думаете, были бы вы предвзятыми в суде? Вы мне скажете: "Такому судье не должны были дать вести такое дело".

Но когда вы читаете Библию, то вы похожи на этого судью. Вы должны увидеть, что у вас есть такая предвзятость, чрезвычайно сильное предубеждение. Например, когда Вы читаете «Илиаду» Гомера и спрашиваете: "...а насколько здесь много исторической правды?" — то в действительности, правда это или нет, не будет иметь никакого значения; но если вы читаете Новый Завет, ответ на вопрос "правда это или нет" имеет определяющее значение. И вам следует признаться себе, что вы не нейтральны, что вы предвзяты. Вы должны это увидеть. Вы должны осознать, что внутри вас находится такой маленький капризный ребенок. И пока вы этого не сделаете, вы не будете открыты для того, чтобы увидеть и обдумать доказательства Христа.

С другой стороны, мои дорогие христиане, братья и сестры, видите ли вы, что Господь является Господом праздника? Он приглашает вас на торжество. Евангелие — это танец. Видите ли вы, что Иисус здесь говорит: «Если вы будете смотреть на Меня, то проблемы жизни, трудности жизни, панихиды и танцы жизни, они смогут существовать вместе. Вы сможете соединить их вместе. Вы сможете признавать, что вы грешник, и в то же самое время видеть свою ценность во Мне и через Меня!». Это воистину самая настоящая мудрость которая является конечной мудростью.

Если мы не будем жить Божьей мудростью, жить Христом, то мы всегда будет болтаться то туда, то сюда. Вы терпите неудачу и чувствуете себя неудачником, вы смиряетесь, потом вы преуспеваете, и чувствуете себя ценным, обретаете уверенность и превозноситесь. И так по кругу, постоянно. Бежите как белка в колесе, катаетесь на американских горках успеха и разочарования. Вы не уверенны, вы не можете цельно и объективно понять реальность. Потому что только через Мудрость Божию, которая открылась нам через Христа, висящего на кресте ради нас, мы можем увидеть реальность, какая она есть на самом деле! Если сегодня вы смущены, потеряны, самоуверенны, то идите ко Христу, чтобы познакомиться с Ним, поговорить с Ним, обрести подлинную мудрость.

И вы увидите, как премудрость Божия будет оправдана через Вашу жизнь.

Вопросы для обсуждения

1. В чем вы замечали проявление силы неверия? Настолько она сильна? Объясните.

2. В чем состоит сущность неверия? Приведите примеры проявления неверия в жизни вокруг вас, может быть, из своей собственной жизни. Отличается ли неверие христианина от неверия нехристианина? В чем и как может проявиться недоверие Богу со стороны верующего?

3. Как победить неверие в своей жизни? Как помочь своему неверующему другу? Верующему? Себе?