Найти тему
Антиномия

Толчок

Толчок
Толчок

Чем старше становится человек, тем чаще его сознание уносит в далёкое прошлое и в памяти всплывают такие эпизоды жизни, которые он хотел бы пережить заново и поступить в них по-другому. Вот и у меня, уже немолодого человека, есть такие воспоминания. Одним из них мне хотелось бы с вами поделиться.

В моё «советское детство» большую часть свободного от учёбы и хозяйственных работ по дому времени, мы с ребятами проводили в играх на улице. Футбол – была, пожалуй, любимой из всех. Разбиваясь на команды, мы вступали в игру, как в сражение, отдаваясь азарту борьбы со всей силой юношеского задора. Проигрыш переносился тяжело и первые минуты после окончания игры мы даже не разговаривали с победителями, переживая своё поражение в гордом молчании. Играли мы, конечно, по правилам большого футбола и когда в пылу борьбы они естественно нарушались, игроками обеих команд нарушение признавалось, и пробивался штрафной, либо мяч переходил к игрокам «потерпевшей стороны».

И вот, в одну из таких футбольных баталий, в напряжённом игровом эпизоде, не успевая за мячом, я толкнул игрока другой команды Ваню в спину так, что он упал. Конечно, толчков и падений у нас во время игры было немало, боролись мы за победу отчаянно, но вот так, в спину, явно проигрывая Ване в скорости – это было подло. Естественно, что тогда, будучи детьми, ни я, ни мои сверстники не знали ни такого слова, ни его определения, но неприятное ощущение от совершения чего-то нехорошего, низкого, предательского в нас уже присутствовало.

Ваня жил на другой улице и приходил к нам во двор время от времени поиграть. Это был добродушный, весёлый мальчик чуть помладше меня, но как-то половчее в игре и шансы команды на победу, в числе игроков которой был Ваня, всегда были выше. За всё время игр не было случая, чтобы он с кем-то конфликтовал, а уж тем более подрался. Всегда предсказуемый в своём добродушном поведении, он всем нам –мальчишкам одного двора – очень нравился, хотя и считался чужаком. Вот и в этот раз, упав от моего толчка, он поднялся, ничуть не возмутившись моим неспортивным поведением. Пробили штрафной и игра продолжилась.

Ни о каком извинении с моей стороны тогда не могло быть и речи! Мы проигрывали! А когда проигрывали, соперники противоположной команды становились врагами! На кону стояла победа, и для её достижения я отдавал все свои силы и умение. А когда сил не хватило… что ж, прибегнул вот и к такому «приёму». Не извинился я и по окончании игры, хотя всем нутром чувствовал, что неправ. Но мы проиграли! А самолюбие и горечь от поражения ни как не способствовали такому моему поведению.

Правда позже, поостыв и мучаясь от переживания своей подлости, я решил непременно загладить перед Ваней вину. Как? Проявить к нему повышенное внимание при встрече. Всем своим видом показать, что он мне нравится, что испытываю к нему дружеские чувства. Решил даже подарить ему одну из своих любимых коллекционных машинок (миниатюрную копию настоящих зарубежных брендов), с открывающимися дверями, капотом и багажником! Я с нетерпением ждал, когда же вновь увижу Ваню, чтобы убедиться, что мои действия приведут к нужному результату, и он на меня не будет сердиться.

Но на следующий день Ваня не пришёл к нам во двор. Не пришёл он и через неделю, и через месяц. А затем я узнал, что его семья переехала в другой город. След Вани затерялся, воспоминания о нём заслонили другие события. Жизнь шла своим чередом. Мы взрослели, детские годы ушли в далёкое прошлое, впечатления о них потускнели, ослабли, почти совсем изгладились из памяти. Но чем старше я становился, тем всё чаще из всех моих детских воспоминаний приходило на память именно это. И даже сейчас, по прошествии стольких лет, я со стыдом и ужасом вспоминаю с какой злобой и даже ненавистью совершил этот толчок! Кажется, упади Ваня так, что получил бы травму, я был бы этому только рад.

И всякий раз, прокручивая в своём воображении этот эпизод, я пытаюсь ему придать другое продолжение. Пусть подлый толчок состоялся. Но вот, я помогаю Ване подняться после своего подлого толчка. Вот я заглядываю ему в глаза, стараясь по его взгляду определить степень своей вины. Вот я обнимаю его и всем своим видом показываю, что сожалею о случившемся. А по окончании игры я вместе с Ваней и его командой радуюсь их победе! А перед расставанием, бегу домой и выношу ему в подарок свою любимую машинку!

И мне порой кажется, что многих толчков разной степени силы и подлости мне удалось бы в своей жизни избежать, если бы тогда, всё закончилось именно так…