В 1967 году отмечалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, - к юбилею и была приурочена эта картина. Это было удивительно, как советская цензура согласилась на постановку музыкальной комедии, посвященной столь серьезной теме, - ведь известно, что к революционным событиям относились трепетно, таким серьезным датам посвящали обычно что-то монументальное.
Вероятно из-за сюжета, в котором селяне все как один приветствуют Красную Армию, симпатизируя бойцам и поддерживая отряды красноармейцев.
Но, несмотря на идеологический уклон, киностудия им. Довженко отказалась снимать картину, посчитав фильм «несерьезным» и недостойным к 50-летию революции. И зря. Была упущена возможность снять фильм, о котором помнят и которым восхищаются спустя более чем полвека.
Картину было решено снимать на киностудии Ленфильм. И в 1967 году советские зрители увидели киношедевр. Актеров, сыгравших в этом фильме, можно вписать золотыми буквами в историю отечественного кинематографа: Владимир Самойлов, Михаил Пуговкин, Николай Сличенко, Михаил Водяной, Алексей Смирнов, Евгений Лебедев, Зоя Федорова, Тамара Носова, Андрей и Григорий Абрикосовы и многие другие. Столько блистательных советских актеров в одном фильме – и каждый органичен в своей роли и очень колоритны их персонажи.
Удивительно, что цензура этого не заметила и пропустила картину
Замечательный Яшка-артиллерист влюбил в себя зрителей, это одна из ключевых ролей в его фильмографии. Один из завораживающих эпизодов – это исполнение танца «В ту степь». Потрудиться Михаилу Пуговкину пришлось немало – полтора месяца разучивал. Зато потом какие аплодисменты он срывал, исполняя этот танец на встречах со зрителями.
Но со стороны бандитов с невероятным обаянием и харизмой воплотил своего героя Михаил Водяной. Каждая фраза, сказанная Попандопуло, ушла в народ, в том числе и куплеты. Он был очень хорош в этой музыкальной комедии – зрители, смотревшие фильм не первый раз, просто наслаждались его игрой. Впрочем, это даже на игру не похоже, - ощущение, что пришел он на съемочную площадку с одесских улочек и живет в фильме по-настоящему.
У Алексея Смирнова в этом фильме и реплик-то практически нет, но улыбка появляется непроизвольно, когда появляется в кадре Сметана. Вряд ли цензура предполагала, что образы бандитов получатся столь обаятельными. Глядя на Попандопуло и Сметану, прощаешь этим прохиндеям и воровитость и участие в банде Грицко.
Картина, показавшаяся «несерьезной» на киностудии им. Довженко, стала одной из любимых у зрителей нескольких поколений.