Пока остаются только виртуальные путешествия и воспоминания? Что же, начну с ближайшего зарубежья. Про Ригу пишут много плохого, но для меня она остается красивым и каким-то очень комфортным городом. А люди встречаются только вежливые и доброжелательные, как в Питере. Вообще здесь немножко как в Питере – красивая архитектура, интересно одетые прохожие, запах моря и чайки в городе, налет провинциальности, вкусная и недорогая еда в «столовых». Словом, после 10-летнего перерыва я была страшно рада побывать здесь.
Очень странное ощущение – прилететь за границу и оказаться полностью окруженным русской речью. Маршрутка за мало денег, водитель почти каждому пассажиру рассказал, где ему лучше выходить. Атмосфера как на Кубани – десяток незнакомых людей вели между собой разговор «за жизнь».
В названии отеля меня покорило слово design, и это так. Очень приятный, уютный и красивый. Минус – довольно далеко от центра, старого города и вокзала. Но зато близко от квартала арт-нуво.
Поэтому после поселения мы отправились в Lido, а потом сразу, к прекрасным домам. Хотя пока дошли, замерзли, и телефоны разрядились… С погодой не повезло – прямо перед нашим приездом сильно похолодало. Кажется, первый раз в жизни в поездке было холоднее, чем в Москве. Но достопримечательности должны быть осмотрены!
Квартал югендстиля в Риге включает в себя улицы Антонияс, Альберта и Стрелниеку. Югендстиль - это одно из названий популярного в конце XIX - начале XX века стиля модерн, или ар-нуво. Каждый дом этой улицы - своего рода шедевр. Некоторые спроектированы Михаилом Эйзенштейном - отцом известного режиссера Сергея Эйзенштейна.
Сходили в музей югенстиля. В отличие от Питера, в Риге в музеях нет ничего особо выдающегося. Но если холодно, зайти можно, благо цены вполне умеренные. И в прошлый приезд его, кажется, не было Музей находится квартире, которая до 1907 года принадлежала известному архитектору Константину Пекшену. В реальных интерьерах экспонируются предметы в стиле модерн: мебель венского, парижского и петербургского изготовления, наряды рижских модниц и картины. Музей небольшой и потому не произвел чудовищного впечатления лавки старьевщика, как Фонд Антонио Тапиеса в Барселоне. Честно, я избегаю залов с коллекциями предметов, мне нехорошо становится.
Потом мы побрели в Старый город, потому как Алле пока еще ничего особо не понравилось. Но очень замерзали. И ныли. И потому ничего особо не посмотрели, только попили кофе, и не пошли в еще один новый музей - Рижскую биржу. А пошли в аптеку за препаратом от кашля и в торговый центр.
Купила в Cos брюки, потому что какая заграница без Cos? А потом еще зашли в отель Radisson, где на последнем этаже видовой бар. Но в бар уже не было сил идти, потупили в окно возле лифта, как другие туристы и решили посидеть здесь в другой раз. Но уговорила зайти в потрясающую церковь святой Гертруды, где заканчивалась служба и звучал орган. Один из лучших в Европе, как потом узнала.
В отеле было хорошо. Сидела на широченном подоконнике и пила пиво.
На второй день, после вкусного завтрака мы поехали в Юрмалу. Потому что какая Рига без Юрмалы, и потому что в прошлую поездку с огромным удовольствием погуляла по бесконечно пустынному январскому пляжу в поисках ракушек и вдруг даже янтаря. Сели в промозглую ретро-электричку (вот правда, этот поезд был модным и крутым в 80-е годы прошлого века, в мое первое посещение Латвии) и доехали до Добулты.
Где, как я читала, открыт единственный в мире арт-музей прямо на вокзале. Да, художественная станция «Dubulti» - это очень круто. Это единственное в Европе пространство современного искусства в здании железнодорожного вокзала. Вход в галерею не то что бесплатный, но даже в туалет ты можешь попасть только через музей. Студентки текстильной академии и свои работы создавали на станции. Мне понравилось там очень, и выходить под холодный ветер вовсе не хотелось. В Добулты много красивых деревянных домов, очень настоящих каких-то. Ну вот, к примеру, в дачном поселке у родственников гораздо больше «дворцов», чем во всей Юрмале. Но они пафосные и бессмысленные. А в Юрмале – живые, даже если на первый взгляд заброшенные.
Вышли на пляж и чуть не умерли от чудовищного ветра. Однако, согласно моему маршруту, пробежали до следующего выхода, то есть до Майори. Где первым делом пошли в первое же кафе. Там два нереально прекрасных парня, в чудесном интерьере сварили прекрасный кофе. И мы долго не могли выбрать идеальную плюшечку на обильной витрине.
Но нам все же надо было гулять. Главная пешеходная зона курорта и одна из его старейших улиц – Йомас как-то весной не впечатляет совсем. Но мы погуляли и там, и в парке Дзинтари, поднялись на смотровую вышку, сфотографировали глобус, пошлялись по магазинчиками и вернулись на станцию. Дзинтари. Так мой план пройти пешком всю Юрмалу почил в бозе.
По приезду в Ригу случайно обнаружили, что Театр оперы и балета, куда мы собирались вечером, находится буквально в двух шагах от вокзала. И купили билеты, а потом пошли в отель переодеваться. И сразу с покупкой билетов в театр улучшилось настроение, и даже на улице немного потеплело. Переоделись, поели в том же Lido и довольные пришли в театр. Где было хорошо. Аля просила еще раз сходить на эти же два балета.
После театра мне хотелось гулять по ночному центру, но ребенок таки устал. Так что в отель, смотреть фильм и спать.
Утром выглянуло солнце, и появилась свежая энергия. Отправились наконец досматривать Старый город. Начали с традиционных культовых достопримечательностей, сходили в Рижскую биржу, потом на концерт в Домский собор.
Три брата – самый старый комплекс жилых домов в Старой Риге, ещё 15-го века. Сегодня в них располагаются Музей архитектуры и Государственный центр охраны памятников культуры. о легенде, три дома, тесно прижавшиеся друг к другу, действительно построили мужчины, принадлежавшие к одному роду. Во времена средневековья улица, на которой стоят дома, находилась на окраине города. Здесь жили ремесленники. В доме № 17, самом старом из «братьев», находилась ремесленная мастерская. Предполагается, что здание самого старого брата построено в 1490 году. Дом имеет аскетичный вид, единственным украшением сооружения являются два каменных столбика, расположенные перед входом. До сих пор сохранились каменные скамьи, расположенные по обеим сторонам от двери здания, которые являются характерными чертами времен раннего Средневековья.
В музее Рижская биржа понравилось здание – мносветное, с прикольной инсталляцией- расчлененной лодкой. Коллекция картин довольно скромная, но качественная, неожиданно огромный отдел восточного искусства и комнатка с картинами Рериха.
В Домский собор мы спешили на мини-концерт в 12. Ну такое, приятное, но ничего особенного. Очень понравился внутренний двор с какими-то потрясающе хипстерскими артефактами.
А потом пошли гулять по туристическим местам. Очень понравился Собор Святого Иакова (около 1225 года.). У основания шпиля помещены часы, а в расположенной выше части у консоли когда-то находился набатный колокол. Он назывался и колоколом грешников, его звуки приглашали рижан посмотреть на исполнение приговора на Ратушной площади. Во время осады города русскими войсками царя Алексея Михайловича в церковь Св.Иакова попадает несколько снарядов. Два из них в память об осаде Риги были замурованы в стены.
И еще прекрасна готическая церковь Святого Искупителя. Она предназначалась для общины британских моряков, которые начали укрепляться в столице Лифляндской губернии с конца XVIII века в связи с необходимостью расширения торговых связей королевства. Интересно, что ярко-красные кирпичи для постройки привезены самими прихожанами из всех регионов Британского королевства. Это подчеркивает, что церковь располагается на британской земле. Церковь эта знаменита среди рижан ещё и тем, что в июле 2005 года в ней прошла первая в истории Латвии гей-служба, которую провёл пастор Марис Сантс, всегда открыто заявлявший о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Рижский Замок создавали рыцари Ливонского ордена, которые не пользовались расположением рижан. Поэтому здание многократно разрушалось, ремонтировалось, перестраивалось и вновь разрушалось. А после разгрома Ливонского ордена Рижский замок начал менять не только кирпичи, но и хозяев. Начиная со второй половины 16-го век, владельцами замка были польские, шведские, русские правители. Сегодня там вроде бы резиденция Президента. Несмотря на бурную историю, выглядит замок очень гармонично.
По набережной и через мост дошли до рынка в ангарах, купили чернику и шпроты, послушали реально крутого саксофониста. Снова вернулись на «свой» берег.
Зашли в ТЦ. Почему-то в магазинах в этот раз не попадалось ничего путного, притом что сами рижане одеты со вкусом и стильно. Видно, не туда ходили… Очень проголодались. И пошли есть в Lido же… Но по пути попали еще на один концерт – в соборе. Променяли физическую пищу на духовную.
Наконец после сытного, излишне даже, обеда еще погуляли, еще купили мне плащ в Cos и немного сувениров.
А потом все же снова поднялись наверх Radisson – он по пути к нашему отелю. Из бара открывается потрясающий вид на Ригу, в том числе на Старый город. Бар был полон, но все-таки место у окна отыскалось. Пиво в огромном каком-то стакане, у Альки кола и разговоры о неопределенном будущем. Кстати, единственное место в Риге, где вокруг была иностранная речь.
Утром я побрела на последнюю рижскую прогулку. Снова арт-нуво, сходила снова в Церковь святой Гертруды, на которую долго любовалось накануне из бара. Старая церковь Гертруды — лютеранская церковь; расположена в центральном районе города на пересечении улиц Гертрудес и Базницас. Построена в эклектичных неоготических формах.
Это одна из первых церквей, для которой было выделено специальное место постройки - восьмиугольная площадь. Церковь известна с 14 века, однако перестроена в 1864 известным местным архитектором Иоганном Фельско, выпускником Санкт-Петербургской Академии Художеств. Медный шпиль церкви достигает 63 метров в высоту. Внутри тоже очень круто. Жаль, что не попали туда на концерт - очень бы хотелось.
Но время как бы заканчивалось, так что купила сыр с пажитником и в отель. Позавтракали и пошли на маршрутку в аэропорт. Он, кстати, просто отличный – с разумной навигацией, креслами-лежанками и приятной атмосферой. Вдруг еще доведется побывать?