Найти тему
Кот-ученый

СРАЖЕНИЕ В ЯВАНСКОМ МОРЕ

Юрий Каторин

Флагман контр-адмирала Доормана крейсер «Де Рейтер» в бою в Яванском море
Флагман контр-адмирала Доормана крейсер «Де Рейтер» в бою в Яванском море

В начале 1942 года Япония находилась в зените своего могущества. Ее флот стремительно захватывал все новые и новые территории. В январе 1942 года японские войска и силы флота, начали операцию по захвату Индонезии, которая тогда была голландской колонией. На помощь флоту Голландии пришли английские и американские корабли. В конце декабря 1941 года было создано межнациональное объединение ABDA (американо-британо-голландско-австралийское), которое располагало 3 американскими и 3 голландскими крейсерами, чуть позже в состав соединения вошли английский тяжелый крейсер «Эксетер» и два легких — «Хобарт» и «Перт» (австралийские). Командующим нидерландскими военно-морскими силами в Голландской Ост-Индии был Конрад Хелфрих (Conrad Emil Lambert Helfrich; 1886—1962). Он сразу стал вести агрессивные боевые действия, и нидерландские подводные лодки потопили в первые недели войны больше японских судов, чем флоты Великобритании и США вместе взятые. 12 февраля 1942 года Хелфрих сменил американского адмирала Томаса Харта (Thomas Charles Hart; 1877—1971) на посту командующего ABDA.

Адмиралы Конрад Хелфрих (слева) и Томас Харт
Адмиралы Конрад Хелфрих (слева) и Томас Харт

Серьезной проблемой союзников была катастрофическая нехватка авиации. По числу самолетов японцы превосходили противников более чем в 10 раз. 27 февраля американский авиатранспорт «Лэнгли» с 40 новейшими истребителями на борту, на которые возлагались большие надежды, был потоплен японцами южнее Чилачап. Подавляющие силы авианосной авиации были основным оружием в наступлении японцев, и союзники несли тяжелые потери. Англичане стали убеждать командующего отвести военно-морские силы в Австралию, чтобы сохранить их для использования в будущем в другом месте, но голландцы решили сражаться до конца.

.  Контр-адмирал Карел Доорман
. Контр-адмирал Карел Доорман

Когда запасы топлива почти истощились Хелфрих наконец согласился на отвод части сил. В распоряжении союзников остались поврежденный американский тяжелый крейсер «Хьюстон», английский тяжелый крейсер «Эксетер», австралийский крейсер «Перт» и семь эскадренных миноносцев. Сами голландцы имели крейсеры «Де Рейтер», «Ява» и 2 эскадренных миноносца. Объединенной эскадрой командовал голландский контр-адмирал К. Доорман (1889–1942). После полудня 26 февраля 1942 года было получено сообщение о большом японском конвое с десантом, идущем недалеко от побережья Борнео. Небольшое разнородное соединение адмирала Доормана получило приказ выйти в море для проведения ночной атаки. Приказ заканчивался словами: «Вы должны продолжать атаки до тех пор, пока противник не будет уничтожен». Соединение имело в своем составе: 5 крейсеров: голландские «Де Рейтер» (флагман) и «Ява», американский «Хьюстон», английский «Эксетер» и австралийский «Перт»; 9 эсминцев: голландские «Витте де Витт» и «Кортенар», английские «Юпитер», «Электра», «Энкаунтер», американские «Эдвардс», «Олден», «Форд» и «Пол Джонс».

Обнаруженный американскими патрульными самолетами японский конвой насчитывал 41 транспорт. Помимо непосредственного охранения из двух дивизий эскадренных миноносцев (2 легких крейсера и 14 эсминцев), дальнее прикрытие осуществляли тяжелые крейсеры «Нати» и «Хагуро», которые следовали позади конвоя. Командовал японским соединением контр-адмирал Райдзо Танака (1892—1969).

Контр-адмирал  Райдзо Танака
Контр-адмирал Райдзо Танака

«Нати» и «Хагуро» строились в 1925–1929 годах с расчетом использования как флагманов дивизий крейсеров и по этой причине имели помещения для размещения офицеров их штабов. Проект создан под руководством Юдзуру Хираги (1878–1943). Эти корабли — одни из наиболее совершенных договорных крейсеров, сочетавшие мощное вооружение и броневую защиту, высокую скорость хода и большую дальность плавания. В пределах Вашингтонских ограничений японцы сотворили шедевр, почти идеально подходящий для войны на Тихом океане.

Японский тяжелый крейсер «Нати»
Японский тяжелый крейсер «Нати»

Водоизмещение 12342/15933 т, основные размерения 201,74×20,73×6,35 м (после модернизации). 203-мм артиллерия главного калибра располагалась в 5 двухорудийных башнях. Универсальный калибр состоял из восьми (4×2) 127-мм пушек. Зенитное вооружение непрерывно усиливалось на протяжении всего периода службы. Авиационное вооружение – две катапульты и 4 самолета. Бронирование: пояс — 102 мм; палуба — 32–35 мм; башни — 25 мм. Энергетическая установка – 4 турбины «Кампон» и 12 котлов «Кампон Ро Го», мощность 130 000 л.с., скорость 35,5 узла. Экипаж 764 человека.

Крейсера союзников шли со скоростью 24 узла строем кильватера – «Де Рюйтер» в голове, за ним «Эксетер», «Хьюстон», «Перт» и «Ява». Девять эсминцев осуществляли охранение. Такой порядок был хорош для защиты от подводных лодок, но не годился для артиллерийского боя, поскольку в этом случае эсминцы должны быть впереди более тяжелых кораблей, чтобы занять удобную позицию для торпедной атаки.

Американский тяжелый крейсер «Хьюстон»
Американский тяжелый крейсер «Хьюстон»

Наиболее мощный корабль союзников, «Хьюстон» (CA-30 Houston), вступил в строй в 1930 году, водоизмещение 12 150 т, основные размерения 177×20,1×5,9 м, вооружение девять 203-мм и восемь 127-мм орудий, планировали установить 4×4 — 28-мм автомата, однако этих установок не хватало (в 1942 году было 2×4 — 28-мм, 12 — 20-мм зенитки), авиационная группа – 2 катапульты и 4 гидросамолета. Бронирование: пояс – 76…95 мм; палуба – 25…51 мм; башни – 63,5…19 мм; барбеты – 38 мм; рубка – 32 мм. Энергетическая установка – 4 ТЗА, 8 котлов White-Forster, мощность 107 000 л.с., скорость 32,5 узла. Экипаж 1100 человек.

Британский тяжелый крейсер «Эксетер»
Британский тяжелый крейсер «Эксетер»

Тяжелый крейсер «Эксетер» (HMS Exeter) вошел в состав флота 27 июля 1931 года. Водоизмещение 10 658 т, основные размерения 175×17,7×6,2 м, вооружение шесть 203-мм и четыре 102-мм пушки, 2×4 – 12,7-мм пулемета, авиационная группа – 2 катапульты и 2 гидросамолета. Бронирование: пояс – 75 мм; палуба – 37…51 мм; башни – 25 мм; барбеты – 25 мм; погреба – 76…140 мм. Энергетическая установка – 4 ТЗА Parsons, 8 водотрубных отапливаемых нефтью котлов, мощность 80 000 л.с., скорость 32 узла. Экипаж 628 человек.

Схема общего расположения голландского крейсера «Де Рейтер»
Схема общего расположения голландского крейсера «Де Рейтер»

Легкий крейсер «Де Рейтер» (De Ruyter) вошел в строй 3 октября 1936 года. Водоизмещение 7548 т, основные размерения 170,8×15,7×5,1 м, вооружение 3×2 и 1×1 — 150-мм, 5×2 — 40-мм пушек, 4×2 — 12,7-мм пулемета. Авиационная группа – 1 катапульта, 2 гидросамолета. Бронирование: борт — 50-30 мм; палуба — 30 мм; башни — 100-30 мм; барбеты — 50 мм; рубка — 30 мм. Двигатели – 2 ТЗА Parsons, 6 котлов «Ярроу», мощность 66 000 л. с. Скорость хода 32 узла. Дальность плавания 11 000 миль на 12 узлах. Экипаж 35 офицеров и 438 унтер-офицеров и матросов.

Схема общего расположения голландского крейсера «Ява»
Схема общего расположения голландского крейсера «Ява»

Крейсер «Ява» вошел в строй 1 мая 1925 года. Водоизмещение 8 208 т, основные размерения 153×16×5,5 м. Вооружение: 10×1 — 150-мм/50, 2×2 — 40-мм/56, 4 — 12,7-мм пулемета, авиационная группа – 2 гидросамолета. Бронирование: борт – 75–50 мм; траверзы – 60 мм; палуба – 25 (на скосах — 50) мм; орудийные щиты – 100 мм; рубка – 125–100 мм. Двигатель: 3 ТЗА типа «Germania» фирмы «Крупп», 8 водотруб­ных котлов типа «Шульц-Торникрофт», мощность 65 000 л.с., скорость 30 узлов. Экипаж 526 человек.

Австралийский  легкий крейсер «Перт»
Австралийский легкий крейсер «Перт»

Легкий крейсер «Перт» (HMAS Perth ) вступил в строй в июле 1936 года. Водоизмещение 9090 т; основные размерения 171,4×17,3×5,6 м. Вооружение: 4×2 – 152-мм, 4×2 – 102-мм пушек, 3×4 – 12,7-мм пулеметов, авиационная группа – 1 катапульта и 1 гидросамолет. Бронирование: борт – 102 мм (только напротив МО и КО); палуба – 32 мм; траверсы – 37 мм; башни и барбеты – 25 мм; погреба до 89 мм. Двигатель: 4 ТЗА Parsons, 4 паровых котла, мощность 72 000 л.с., скорость 32,5 узлов. Экипаж 570 человек.

Около 16 часов противник был обнаружен. Однако союзники встретили совсем не то, что ожидали. Адмирал Танака получил известие об обнаружении противника еще в 12 часов 30 минут. Поэтому он приказал транспортам под эскортом сторожевиков начать отход на север. Тяжелые крейсера резко увеличили ход и нагнали силы охранения. В районе боя они появились практически одновременно с установлением визуального контакта с противником. Таким образом, вместо транспортов и легких кораблей союзники встретили мощную эскадру из 4 крейсеров и четырнадцати эсминцев.

Схема боя в Яванском море
Схема боя в Яванском море

Видимость была хорошая, но сильный восточный ветер поднимал значительное волнение. В 16 часов 16 минут японские крейсера открыли огонь с максимальной дальности, и корабли союзников изменили курс влево, чтобы ввести в действие все орудия. Оба соединения шли западными курсами, причем японцы были несколько впереди, причем дистанция боя постепенно уменьшалась. Вначале японские снаряды падали вокруг крейсеров союзников не причиняя им большого ущерба, впрочем, так же как и союзники японцам.

«Де Рейтер» под огнем японских крейсеров в ходе боя в Яванском море
«Де Рейтер» под огнем японских крейсеров в ходе боя в Яванском море

Приняв бой, адмирал Доорман нарушил распоряжение, так как ему было приказано атаковать противника ночью. Поначалу японские снаряды падали вокруг крейсеров союзников и не причиняли им заметного ущерба. В 16-30 «De Ruyter» получил прямое попадание, но снаряд не разорвался. Обе стороны продолжали вести стрельбу с большого расстояния, когда японские эскадренные миноносцы произвели торпедную атаку, но из 43 торпед ни одна не попала в цель. Чтобы уклониться от торпед, корабли союзников отвернули к югу, и вскоре после этого крейсер «​Ja​va» получил попадание снаряда, которое не нанесло ему большого урона. Артиллерийская дуэль продолжалась до 17.10, когда японские эскадренные миноносцы произвели еще одну торпедную атаку. Во время маневрирования 203-мм снаряд с «Хагуро» пробил палубу и разорвался в кормовом котельном отделении крейсера «Exeter», и его скорость уменьшилась до 15 узлов. Это привело к беспорядку в строю союзного флота и корабли стали маневрировать самостоятельно, подставляя себя под очередную торпедную атаку. Торпеду «лонг лэнс» в 17:15 получил эсминец HNLMS Kortenaer, после этого перевернулся и затонул. Кильватер союзников развалился.

Японский эсминец типа «Кагеро» (1939 г, водоизмещение 2700 т, размерения 118,5×10,8×3,76 м, скорость 35 узлов, вооружение шесть 127-мм, четыре 25-мм пушек, восемь 610-мм торпедных аппаратов) торпеды этих эсминцев в значительной степени решили исход боя в Яванском море.
Японский эсминец типа «Кагеро» (1939 г, водоизмещение 2700 т, размерения 118,5×10,8×3,76 м, скорость 35 узлов, вооружение шесть 127-мм, четыре 25-мм пушек, восемь 610-мм торпедных аппаратов) торпеды этих эсминцев в значительной степени решили исход боя в Яванском море.
Американский эсминец типа «Джиллис» (1919 г. водоизмещение 1330 т, размерения: 95,8×9,4×3,0 м, скорость 30–32 узлов, вооружение четыре 102-мм орудия, 76-мм зенитная пушка, четыре трехтрубных 533-мм торпедных аппарата)
Американский эсминец типа «Джиллис» (1919 г. водоизмещение 1330 т, размерения: 95,8×9,4×3,0 м, скорость 30–32 узлов, вооружение четыре 102-мм орудия, 76-мм зенитная пушка, четыре трехтрубных 533-мм торпедных аппарата)

Доорман приказал поставить дымовую завесу, между поврежденным «Эксетером» и противником. Английский эсминец «Электра» в дыму столкнулся почти в упор с 3 японскими эсминцами, получил много попаданий и через несколько минут затонул. Дорман вновь собрал свои крейсера и повернул на север, чтобы возобновить бой. «Эксетер» стал отставать, поэтому в сопровождении тоже поврежденного голландского эсминца был отправлен в базу.

В 18:30 крейсера союзников направились на северо-восток, за ними пошли оставшиеся эскадренные миноносцы. В 19:30 японские крейсера с дистанции 10 миль вновь открыли огонь. Управление кораблями союзников осуществлялась только с помощью прожектора, т.к. радиостанция на «De Ruyter» была повреждена. Американские эскадренные миноносцы, не вполне понимая, что хочет от них командующий, произвели торпедную атаку с большой дистанции, что заставило японские корабли отвернуть. После непродолжительной стычки в темноте с крейсерами противника соединение вновь повернуло на юг. Около 21 часа 4 американских эсминца, у которых почти закончилось топливо, а все торпеды были израсходованы, по приказу командира группы вернулись в Сурабато, где нашли «Эксетер» и голландский эсминец, прибывшие туда после боя. Таким образом, в море с 4 крейсерами остались только 2 английских эскадренных миноносца. В 21 час 30 минут эсминец «Юпитер» наскочил на мину и затонул, второй эсминец получил приказ подобрать людей. Так крейсера остались без эскорта.

Английский эсминец «Юпитер» (1938 г, водоизмещение 2300 т, размерения 108,6×10,9×3,9 м, скорость 36 узлов, вооружение шесть 120-мм и четыре 40-мм орудия, десять (2×5) торпедных аппарата)
Английский эсминец «Юпитер» (1938 г, водоизмещение 2300 т, размерения 108,6×10,9×3,9 м, скорость 36 узлов, вооружение шесть 120-мм и четыре 40-мм орудия, десять (2×5) торпедных аппарата)

В 23 часа снова появились японские крейсеры «Нати» и «Харуго». В последовавшем бою «Де Рейтер» получил попадание в корму, которое заставило его отвернуть в сторону. Через несколько минут в «Яву» и «Де Рюйтер» попало по торпеде. Оба корабля загорелись. Было видно, как среди взрывов боеприпасов экипажи покидали крейсера. Через несколько минут «Де Рейтер» затонул. Гибель «Ja​va» никто не наблюдал, но, по всей видимости, это произошло вскоре после гибели флагмана. Своим последним приказом адмирал Доорман запретил подбирать экипажи «Де Рейтера» и «Явы» дабы не подвергать опасности остатки своей эскадры. По итогам сражения союзники потеряли 2 голландских крейсера и 5 эсминцев. Всего погибло 2300 человек. У японцев только слегка был поврежден один тяжелый крейсер. Не малую роль в бою сыграла и разная мотивация союзников – голландцы рвались в бой и практически все погибли, а англо-саксы стремились вывести корабли в тыл. Действительно – зачем англичанам, американцам и австралийцам умирать за голландские колонии...

Гибели голландского крейсера «Де Рейтер»
Гибели голландского крейсера «Де Рейтер»

«Перт» и «Хьюстон» уцелели, сумели оторваться и пришли в Батавию. Чтобы сохранить оставшиеся корабли, им было приказано в ту же ночь покинуть Батавию и уйти в Чилачап. Однако когда они проходили Зондский пролив, их перехватили японские крейсера и эсминцы из охраны конвоя. Бой продолжался 99 минут, в течение которых японцы выпустили по врагу 87 торпед. Большинство из них прошло мимо целей, но остальных хватило, чтобы в 00:25 отправить на дно «Перт», а еще через 20 минут – «Хьюстон». Попытка прорваться из опасной зоны последнего крейсера, «Эксетер», не удалась. 29 февраля он и два эсминца погибли в бою с четырьмя японскими крейсерами.

Из всей мощной эскадры спастись смогли только 4 американских эсминца, которые прорвались в Австралию. В этом бою прекрасно вооруженные и хорошо бронированные японские крейсеры, которые создавались специально для уничтожения кораблей противника, показали свои лучшие качества. Однако больше им такой возможности союзники старались не предоставлять. Они предпочитали выставлять против японских тяжелых крейсеров линкоры, или уничтожать их авиацией. Кроме того были созданы специальные «истребители крейсеров» – корабли типа «Аляска». Которые некоторые «знатоки» совершенно неправильно относят к линейным крейсерам из-за их 305-мм орудий главного калибра, но подобные разговоры не имеют под собой никакой почвы, кроме алкогольной. Сами американцы отнесли эти корабли к новому классу «больших крейсеров» – с обозначением СВ.

Большой крейсер «Аляска» (USS Alaska; CB-1)
Большой крейсер «Аляска» (USS Alaska; CB-1)

Кроме того, следует учитывать и личность командующего японской эскадры. По оценкам многих историков и военных экспертов Танака — лучший адмирал тактического уровня Второй мировой войны. Однако сам японец с этим не согласен: «Я слышал, что американские флотские эксперты хвалили мои действия. Но я не заслуживаю такой чести. Это было превосходное мастерство и большая преданность тех, кто служил со мной, они принесли нам эту тактическую победу».

Если вам понравился материал, не забудьте поставить "лайк". Спасибо.