Фильмы о боевых искусствах когда-то были очень популярными. Многие и сегодня пересматривают старые хиты. Какие же фильмы этого направления эпохи VHS можно рекомендовать современному зрителю?
“Разборка в маленьком Токио”
Один - воин, а второй - мудрец. Именно так слоган фильма характеризует главных героев картины “Разборка в маленьком Токио”. Главные роли в картине исполнили стремительно набиравшие популярность Дольф Лундгрен и Брэндон Ли, сын легендарного Брюса Ли. В фильме они играют двух полицейских из Лос-Анджелеса, которые в ходе расследования кидают вызов беспощадной и коварной преступной группировке якудза. Поначалу казалось, что сработаться эти парни не смогут. Однако профессиональный долг, сноровка и, конечно же, пара-тройка проведенных драк с плохими парнями сблизили бравых копов. Режиссёр фильма Марк Лестер был вынужден вырезать некоторые особо жесткие и пикантные сцены для прокатной версии. Однако это не помогло, и в Штатах фильм провалился, чего не скажешь о наших родных просторах. У нас у фильма полный порядок со зрительской аудиторией, положительными отзывами и званием крутого фильма о боевых искусствах девяностых, который неоднократно пересматривался и занимал видное место в домашней киноколлекции.
“Кто я?”
Джеки Чан - уникальный актёр, который всегда и до последней капли крови и пота выкладывался на съемочной площадке. К концу девяностых Чан пребывал в статусе безоговорочной легенды жанра. Со множеством жутких травм и повреждений он продолжал пахать и снимать свое кино. В фильме “Кто я?” Джеки Чан играет выжившего после авиакатастрофы солдата спецназа, который потерял память и отчаянно пытается вспомнить, кто он, попутно преодолевая массу препятствий и сопротивление в лице обученных спецагентов ЦРУ. У фильма полный порядок с экшеном, смотрится происходящее на экране на одном дыхании. Чан остался верен себе и своему зрителю, сняв ряд запоминающихся оригинальных сцен. Ключевой стала феерическая сцена драки Джеки с двумя долговязыми агентами на крыше высотки. Неудивительно, что по итогам просмотра у нашего зрителя фильм сразу же занял видное место на полке с кассетами видеохитов крутых фильмов о боевых искусствах
“Смертельная битва”
Особый фильм для всех тех, кто застал те славные времена девяностых, где была популярна игровая приставка Sega и крутая игра “Mortal Kombat”. Благодаря фильму Пола Андерсона любимые и всеми узнаваемые герои игры получили своих киношных прототипов, имена которых все знали наизусть: Шанг Цунг, Лю Кан, Джонни Кейдж, Рэйден, Кано, Рептилия, Саб-Зиро, очаровательные красотки Соня и Китана и другие культовые герои столкнулись в смертельной схватке на древнем турнире. Некоторые зрители и особо пытливые киноэксперты критиковали фильм Андерсона, но мы - все те, кто заполнял до отказа импровизированные игровые салоны в подвальных помещениях подъездов, не обращали внимания на критику и много раз на видеокассетах и по телевизору пересматривали “Смертельную битву”. Тогда впечатляло всё - актёры, спецэффекты, сюжет, постановка сцен поединков и, конечно же, суперпопулярный одноимённый саундтрек.
Бессмертное кино для поколения девяностых “Смертельная битва” как образцовая экранизация популярной игры и один из лучших жанровых представителей фильмов о боевых искусствах.
“Двойной удар”
Очередной культовый хит отечественных видеосалонов начала девяностых “Двойной удар”с Ван Даммом в главной роли. У Жан-Клода в фильме сразу две главные роли, именно он сыграл братьев-близнецов Чеда и Алекса. Кроме того, Жан-Клод выступил соавтором сценария и сопродюсером фильма. По сюжету фильма живущие в разных странах братья-близнецы спустя много лет вновь встречаются. Прошло немало времени с тех пор как их родители были жестоко убиты, и вот они такие разные по характеру и поведению вместе пытаются найти и отомстить убийцам родителей. В фильме Ван Дамм вновь после “Кровавого спорта” встретился с Боло Йеном, их спарринг был невероятно крут, как и фильм в целом. Как следствие у “Двойного удара” неплохие кассовые сборы с положительными рецензиями зрителей. У нас кассета с заголовком “Двойной удар” непременно находилась на передовой домашней коллекции и частенько пересматривалась.
“Однажды в Китае”
Азиатские фильмы девяностых о боевых искусствах - это всегда зрелище и торжество файтинга. Для тех, кто хотел видеть массу качественно поставленных драк, - азиатские фильмы - это кладезь. Как раз таковым и является “Однажды в Китае”, фильм, вышедший на экраны в 1991 году и сразу же ставший хитом. Главную роль борца за справедливость, хранителя китайских традиций исполнил Джет Ли. Фильм является первым крупномасштабным проектом в карьере Джета, благодаря которому его стали узнавать далеко за пределами Китая. Впоследствии фильм был признан одним из лучших в жанре, и даже сейчас, спустя много лет, регулярно пополняет различные топы фильмов, посвящённых боевым искусствам. У нас фильм в лихую эпоху девяностых распространялся на видеокассетах с авторским переводом Визгунова.
“Однажды в Китае” - это знаковый для жанра фильм, который принципиально никогда не устареет, и его можно порекомендовать тем знакомым, которые хотят посмотреть классное кино с торжеством боевых искусств.
“В осаде”
“В осаде” - очередной сверхпопулярный у нас фильм девяностых, где доминировал выдающийся мастер айкидо Стивен Сигал. То были славные времена для Стивена, когда многое получалось, и фильмы с его участием сподвигли многих заниматься айкидо. В фильме группа организованных террористов под прикрытием популярной рок-группы захватывает линкор с ядерным оружием на борту. И всё у злодеев идет как по маслу, команда корабля изолирована, оружие захвачено, пока на их пути не встает кок Кейси Райбек, который массово и беспощадно нейтрализует зловещих террористов, обламывая их коварные планы. Постановкой сцен поединков занимался сам Стивен Сигал. У фильма есть две номинации на Оскар, впечатляющие для жанра кассовые сборы в почти 160 млн долларов, а также номинация на постановку лучшей сцены боевых искусств в кино в 1992 году. И хотя Сигал принципиально никогда не выделял персонажей из своей карьеры, для нас его кок Кейси Райбек, безупречно владеющий приёмами айкидо, безусловно, является одним из любимых героев в жанре.
“Только сильнейшие”
Капоэйра - увлекательное национальное бразильское боевое искусство, которым в совершенстве владеет главный герой фильма Луис Стивенс в исполнении Марка Дакаскоса. Как ни парадоксально, но на момент выхода фильма и годы спустя “Только сильнейшие” оставался основным и едва ли не единственным известным фильмом, посвящённым капоэйре. По сюжету герой Дакаскоса возвращается из Бразилии, где он служил в армии, домой, однако дом и школа, где он учился, уже не те, там царят хаос и беспредел. Луис с одобрения руководства школы пытается изменить ситуацию, став наставником для кучки неблагополучных школьных хулиганов. Вопреки всему, он сумел завладеть их вниманием и заинтересовать их. Теперь их увлечение - капоэйра. Они оставили в прошлом алкоголь и наркотики, однако всегда найдется тот, кто всё испортит. Сильверио - местный главарь крутой банды, который также в совершенстве владеет приемами капоэйра. В начале девяностых у нас фильм стал хитом показов в тогдашних видеосалонах. Прошло уже много лет, а “Только сильнейшие” остаётся в статусе самого известного фильма, посвященного капоэйре. Его можно и нужно рекомендовать просмотру всем, кто хочет ознакомиться с этим увлекательным боевым искусством.
“В поисках приключений”
Картина “В поисках приключений”, вышедшая в 1996 году, является режиссерским дебютом Жан-Клода Ван Дамма. Персонажей и основную идею фильма также определил сам Жан-Клод. Студийные боссы предоставили Ван Дамму немалые по тем временам 30 млн долларов. И хотя фильм в американском прокате провалился, не помог даже бывший Джеймс Бонд Роджер Мур, в мировом прокате фильм ждал успех. У нас же фильм и вовсе стал хитом и пополнил коллекцию ценителей жанра боевых искусств. Грандиозное жизненное приключение героя Жан-Клода Кристофера Дюбуа привлекло отечественного зрителя. Кульминацией фильма стал турнир в Затерянном городе, куда съехались представители различных школ боевых искусств. Ключевым на турнире стал изматывающий поединок Дюбуа с колоритным громадным ужасающего вида монголом героя Абделя Кисси. Режиссерский дебют Ван Дамма удался, и “В поисках приключений” в девяностые пополнил ряды домашней киноколлекции с хитами фильмов, посвящённых боевым искусствам.
“Кулак легенды”
Азиаты всегда умели ставить кино, посвящённое боевым искусствам. “Кулак легенды” - наглядный пример образцовой постановки. Это ремейк известной картины “Кулак ярости” с Брюсом Ли во главе. Главную роль исполнил стремительно тогда набиравший популярность Джет Ли, который в фильме играет Джен Чена, одаренного ученика великого мастера, который был убит. Узнавший о трагедии Джен Чен обещает во что бы то ни стало отомстить за учителя. Так Шанхай превратился в арену беспощадного боя, где торжествовали боевые искусства. В 1994 году фильм вошел в число лучших в жанре, получив несколько престижных наград в Гонконге вместе с положительными отзывы критиков и впечатленных зрителей. У нас же фильм стал хитом показов на полулегальном тогда кабельном телевидении, а также на видеокассетах с авторским переводом Визгунова и Дольского. “Кулак легенды” - кинохит славной эпохи VHS и по праву занимает место в золотой коллекции фильмов, посвящённых боевым искусствам.
“Пьяный мастер 2”
Первый фильм “Пьяный мастер” вышел на экраны в 1978 году и принёс исполнителю главной роли Джеки Чану всемирную славу. Продолжение, которое многие ждали, состоялась лишь в 1994 году. Джеки вновь сыграл главную роль, а кроме того, заканчивал проект как режиссёр. Дело в том, что в ходе съемочного процесса между Чаном и режиссером Лю Ча-Ляном произошел конфликт из-за расхождения во взглядах на постановку отдельных сцен драк. И когда разгневанный Лю покинул проект, Джеки сам заканчивал съемки. Чан добивался в каждом эпизоде максимальной отдачи от актеров и сам всегда и без остатка отдавался на съемочной площадке. Положив на алтарь здоровье, он создавал великое кино в жанре боевых искусств. Так было и на этот раз, он дважды падал на раскаленные угли, продолжал съёмки с повреждённой лодыжкой и выбитым плечом в сцене драки в ресторане, а финальный спарринг снимали 4 месяца. Один эпизод фильма снимали 4 месяца! Именно после этого фильма Чан произнёс ставшую впоследствии крылатой фразу о том, что для того, чтобы добросовестно снять три секунды эпизода хорошего фильма, нужно потратить на это один съемочный день. “Пьяный мастер 2” - безоговорочно культовое кино девяностых в жанре боевых искусств.