Найти тему
История моды с Марьяной С.

Роскошная женщина в роскошном автомобиле

Этот автопортрет - одна из самых известных, и, можно сказать, "культовых" работы Тамары Лемпицкой. И его история напрямую связана с модой! Вернее, модным и элегантным образом самой художницы.

Был такой немецкий женский журнал Die Dame, который выходил с 1912 по 1943. Особенной популярностью он пользовался в двадцатых годах. Акцент там делали на новый образ женщины – свободной, решительной, эмансипированной, независимой, делающей собственностью карьеру! И вот в 1929 журнал заказал обложку Лемпицкой.

"Автопортрет в зелёном Бугатти", Тамара Лемпицка, 1929. (сс) Wikimedia Commons
"Автопортрет в зелёном Бугатти", Тамара Лемпицка, 1929. (сс) Wikimedia Commons

Согласно легенде, художницу, одетую в жёлтый костюм, в тон её маленькому жёлтому "Рено", увидел возле Гранд-Отеля в Монте-Карло то ли издатель журнала, то ли редактор. Этот элегантный образ произвёл огромное впечатление. Так что решили – автопортрет эффектной женщины, которая выглядела, как символ эпохи, должен украсить журнал. Позднее эту картину назовут "гимном современной женщине".

Тамара говорила: "Я всегда одеваюсь, как автомобиль, а автомобиль - как я". Она села за руль ещё перед Первой мировой. Правда Бугатти на картине – не её собственность. Просто автомобиль - это своеобразный аксессуар, А раз так, то у любящей внешние эффекты Лемпицкой он должен быть престижным и самым лучшим. И Бугатти лучше, чем Рено.

Правда, композиции ради художница сдвинула руль на левую сторону, тогда как в то время руль у Бугатти был ещё с правой стороны. И в какой-то мере этот автопортрет можно считать рекламой дорогого автомобиля.

Обложка "Vu", октябрь 1928. (с) Getty Images
Обложка "Vu", октябрь 1928. (с) Getty Images

Возможно, Лемпицка, помимо прочего, вдохновлялась одной обложкой французского еженедельник «Vu» предыдущего года. Её украшала фотография девушки за рулём спортивного автомобиля в спортивном же ансамбле от дома Эрмес – костюм, кожаный шлем, перчатки. Весьма похоже на то, во что одета Лемпицка на автопортрете.

Кстати, можно вспомнить, во что одета соперница Эллочки-Людоедки, Вандербильдиха, на одной из фотографий: "...В авиационном костюме (высокие сапожки, тончайшая зеленая куртка и перчатки, раструбы которых были инкрустированы изумрудами средней величины". На Тамаре кожаные перчатки с удобными и модными раструбами, шлем, плотно облегающий голову, и, скорее всего, куртка – того же оттенка, что и шлем и длинный шарф.

"Автопортрет в зелёном Бугатти", Тамара Лемпицка, 1929. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Автопортрет в зелёном Бугатти", Тамара Лемпицка, 1929. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

И у неё типичный макияж эпохи: тонкие выщипанные и подрисованные брови, которые станут символом 1930-х, и ярко-красная помада, которая тоже как раз входит в моду. Для сравнения - фотография, сделанная несколько лет спустя:

Тамара Лемпицка, 1933. (с) Getty Images
Тамара Лемпицка, 1933. (с) Getty Images

Словом, перед нами действительно икона стиля!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory