Найти тему
Вадим Марушин

Первое участие команды школьников-ориентировщиков на Всероссийских соревнованиях.

Первое участие команды школьников Башкирии во Всероссийских зональных соревнованиях.

Приглашение нашей команды как победителя республиканских соревнований школьников 1968 года по ориентированию мы получили от Республиканской детской туристско-экскурсионной станции Министерства народного образования нашей республики и РСФСР.

Когда я познакомился с положением о соревнованиях и требованиям, предъявляемых к участникам я понял, что его составляли люди далекие от спорта. Наша старшая наша команда, состоящая из десятиклассников, почти в полном составе принимала участие в школьных олимпиадах. Поэтому у меня выбора не было и, исходя из полученного безграмотно составленного положения, я решил выступать своими восьмиклассниками, которые у меня занимались уже четвертый год, начиная с пятого класса. Я прекрасно понимал, что силенок у них маловато и соревноваться с десятиклассниками можно будет лишь дисциплиной и грамотностью прохождения дистанции. Попасть в десятку сильнейших - было бы нашим достижением. Соревнования проходили вблизи города Тольятти. Размещались команды в помещении школы интерната небольшого города Приволжский.

Я знал, что по возрасту нашу команду допускать нельзя. Поэтому прикинулся не тренером, а человеком, которого откомандировала школа для участия в этих соревнованиях. Комиссии принимающей нашу заявку для участия в соревнованиях я, опираясь на положение о соревнованиях доказал, что ребята являются учениками девятого класса, что это разрешено положением. На вопрос – где свидетельства о рождении и медицинский допуск к соревнованиям? Я, прикинувшись «незнайкой», показал им справку из школы. В ней были перечислены фамилия, имя и отчество каждого участника соревнований. Указано, что они являются учениками девятого класса. Справка со штампом школы была заверена подписью и печатью директора школы, а здоровье участников с разрешением их участия в данных соревнованиях было закреплено печатью и подписью школьного врача.

Одним словом, ссылаясь на полученное нами положение, я доказал, что все нами сделано согласно его требованиям. Судьи, принимавшие наши документы были крайне возмущены безграмотностью тех, кто его составлял. Нас допустили. Весь разговор об этом я веду для того, чтобы знать, как защищать свои права, опираясь даже на заведомо неправильные документы.

Соревнования проходили по двум дисциплинам: на маркированной дистанции и эстафете. В первый день, на радость нам, команда заняла третье общекомандное место. На следующий заняли пятое место из 30 команд участниц. Если в первый день нашим козырем была грамотность чтения карты и минимальная сумма штрафов обеих команд – мальчиков и девочек, то во второй день ребятам просто не хватило физических сил: как, ни как, а разница в два года сказалась. Но все были несказанно рады тому что, заняли четвертое общекомандное место. Особенно радовались за нас Свердловчане и Челябинцы, показавшие первый и второй результат.

- У тебя же ребята не десятиклассники? Резонно спрашивали они у меня. Да, они восьмиклассники, теперь можно об этом говорить. Победителей не судят, - ответил я и добавил: - мы еще встретимся с вами и покажем, что мы все с Урала. На том и разъехались по домам.

Наступила зима 1969 года. Наша команда вновь выиграла все соревнования и опять представляла Башкирию и наших шефов гастеловцев на Всероссийских соревнованиях школьников, проводимых в городе Омске.

Ранг соревнований был весьма серьезным, так как отнесен к Всероссийским соревнованиям Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Состав команды был тот же, что и в прошлом году. У девочек были: Ольга Мараховская, Татьяна Землянова, Рита Хафизова и Любовь Трубко. Команда мальчишек состояла из Александра Лосева (капитан команды), Евгения Гусева, Валерия Щелушкина и Сергея Одинцова. В их спортивных книжках были записи об их участии в соревнованиях с выполнением ими второго взрослого разряда по спортивному ориентированию.

Кстати, Сергей Одинцов после окончания школы в 1972 году был направлен Башвоенкоматом, служить в спортивной роте города Самары. На следующий 1973 год он, участвуя в зимних армейских соревнованиях по ориентированию, первым среди моих учеников получил звание «Мастер спорта СССР» по ориентированию. Но вскоре был комиссован по состоянию здоровья. Случилось это из-за армейского головотяпства - соревнования были проведены с нарушением температурного режима, повлекшим госпитализацию многих спортсменов. Они проводились при температуре воздуха почти в минус 30 градусов, а потому многие из спортсменов просто поморозили верхние дыхательные пути и вершины легких.

Вторым ориентировщиком получившим звание «Мастер спорта СССР» по ориентированию стала Ольга Мараховская, ныне знакомая многим спортсменам, как врач спортивного диспансера под фамилией Русских. Они оба стали заниматься у меня, начиная с пятого класса. Ольга, к тому же, стала вначале бронзовым, а затем и золотым призером среди школьников на Всесоюзных соревнованиях школьников по ориентированию. Но вернемся к соревнованиям в Омске.

Во время построения и приветствия участников соревнований главный судья заинтриговал всех своим сообщением. Он сказал, что для самой успешно выступившей команды главная судейская коллегия приготовила тайный сюрприз. Он будет вручен победителю во время подведения итогов.

Участвуя в многочисленных соревнованиях среди школьников, я весьма редко встречался с непорядочностью тренеров и руководителей команд. Если кто-то не справедливо задевали самолюбие любой команды с Урала – то берегись! Все тренеры и руководители команд от Перми до Оренбурга вставали на их защиту. Мы знали друг друга и при необходимости помогали, чем могли.

Все удивлялись тому, что мы представляли обычную, а не спортивную школу, хотя и называли себя «гастелловцами». Соревнования длились несколько дней. Все команды, как и обычно, для школьников, жили вместе в школе интернат.

Вечером к нам в комнату зашел мужчина. – Не поможете ли мне и моим ребятам объяснить, как работать с картой и компасом? - обратился он ко мне. Я был ошеломлен этой просьбой. – Вы откуда и каким образом попали на эти соревнования? – Я из Хабаровска, работаю в школе учителем физкультуры. Имею звание заслуженного мастера спорта СССР по лыжам, а вот в ориентировании ничего не соображаю. Ребята у меня десятиклассники, имеют первый взрослый разряд по лыжам. Он своим бесхитростным поведением и просьбой о помощи своим детям буквально растрогал меня.

- Возьмите наши спортивные тренировочные карты, компасы и помогите вашим сверстникам. Отправил я своих ребят им на помощь.

– Я всем ваши лыжи подготовлю. Мази нужные подберу, уходя от нас, пообещал он, и пошел вместе с моими ребятами к своей команде.

И представьте себе, его команда не оказалась последней среди всех команд участниц. А ранним утром он перед стартом двух видов соревнований – на маркированной дистанции и эстафете тщательно готовил лыжи вначале нам и только потом свои ребятам.

В первый день соревнований на маркированной дистанции мы были вторыми, пропустив вперед лишь команду города Свердловска. Третьими стали челябинцы. Наступило время старта следующей дисциплины – эстафеты. Первыми стартовали девочки. Согласно положению о соревнованиях все участники первого этапа выстроились в один ряд в соответствии занятых мест первого дня.

Первой стартовала Ольга Мараховская. Справа от нее стояла свердловчанка – член сборной команды России, слева девушка из Челябинска – тоже, член сборной России. Впереди них была лыжня предстоящего трех километрового этапа. Задачей Ольги было первой занять лыжню. Как это сделать? Решение этой задачи предстояло сделать мне.

В студенческие годы я сам занимался не только туризмом и волейболом, но и лыжами у прекрасного тренера А.А. Книсса. Зная бойцовский характер Ольги, ее физическую подготовку и мыслительную реакцию в оценке местности, мною ей было предложена следующая тактика, Во-первых – не дать рядом стоящим девушкам первыми завладеть лыжней. Для этого она должна буквально на долю секунды выкинуть вперед перед соперницами свои лыжные палки и резко оттолкнувшись первой выйти на лыжню. Это позволяло Ольге сковать на секунду движение соперниц, и не дать им возможность использовать толчки своими палками на старте.

Во-вторых. Пройти дистанцию «по нулям», навязав соперницам настоящую лыжную гонку, тем самым заставить их ошибаться на КП.

В-третьих. Для контроля за количеством нанесенных проколов КП, швейные булавки с разноцветными вершинками-бусинками не вытаскивать, а оставлять их на месте.

В-четвертых. На финише еще раз просчитать на карте КП, вынимая при этом булавки. Это позволит избежать ошибки КП на дистанции. Ольга все исполнила безукоризненно. Финишировала «по нулям», «привезя» за собой девушек из Свердловска и Челябинска.

Оказалось, что обе они оштрафованы по максимуму - по пять штрафных кругов длиною по 300 м.

Команда наших девушек заняли безоговорочное первое место, а ребята заняли третье. Опять-таки сказался, как и на прошлых соревнованиях в Тольятти их возраст – они только что перешли в 9 класс.

По показанным результатам в двух видах ориентирования наша команда заняла первое общекомандное место. Это обеспечивало нам участие на следующих Всесоюзных соревнованиях школьников, по спортивному ориентированию намеченных на лето следующего 1971 года на озере Селигер Калининградской области.

Настало время награждения. Наша команда была награждены многими Дипломами и Почетными грамотами, но главное таинственным призом огромным, весом более 10 кг тортом! Оказалось, что в эти же сроки в Омске проходил конкурс кулинарных училищ Сибири и этот торт, представленный Новосибирским кулинарным училищем, занял первое место. Торт был огромен. Пришлось его вдвоем нести, а после мы кормили этой прелестью пассажиров целого нашего вагона вплоть до Уфы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ