Начало истории ТУТ
После продолжительного периода яростных ссор и безобразных сцен дома и на публике Констан Ламбер развелся с женой. Флоренс не смогла с этим смириться. "Ему нужна балерина? - сказала она. - Хорошо, я стану балериной". В 23 года она пошла учиться классическому танцу, занимаясь по 5 часов в день. Спустя два года ей удалось даже попасть в труппу Сэдлерс-Уэллс, в которой блистала ее соперница Марго Фонтейн, а музыкальным руководителем был Ламбер. Правда, Фло не взяли даже в кордебалет, она стала всего лишь артисткой мимического ансамбля, и, конечно же, это не помогло ей вернуть мужа.
Была ли у Марго любовная связь с Ламбером на момент его развода с женой? В точности неизвестно, когда она началась, но это определенно было свершившимся фактом в начале 1938 года, когда состоялась премьера нового балета "Гороскоп" на музыку Ламбера. Композитор посвятил опус Марго Фонтейн.
Несмотря на это посвящение, Ламбер и Марго не афишировали свои отношения. В 1930-е годы люди соблюдали приличия. Во время скандального развода с Фло Ламбер даже изображал любовную связь с другой женщиной (приводил ее к себе домой и играл с ней в карты до утра), чтобы репутация Марго Фонтейн, благонравной юной леди, послушной дочери и восходящей звезды английского балета, не пострадала. Об их связи знали только близкие друзья, а труппа, в которой они оба работали, долго оставалась в неведении.
Пара попалась при чрезвычайно драматических обстоятельствах. В мае 1940 года Сэдлерс-Уэллс балет угораздило отправиться на гастроли в Нидерланды. Ночью, когда ничего не подозревавшие артисты спали после спектакля, на мирную страну напала Германия. Поднялась тревога, все в панике проснулись, и тогда-то Марго была обнаружена изумленными коллегами в постели музыкального руководителя. Они на всю жизнь запомнили ее "романтическую" ночную рубашку из пурпурной тафты. "Меня не беспокоило начавшееся немецкое вторжение, - вспоминала танцовщица Аннабелла Фарджон. - Меня слишком поразил наряд Марго. <...> Ее длинные черные волосы ниспадали на плечи. Она была захватывающе прекрасна". Рядом был Ламбер, далеко не столь прекрасный, по свидетельству другой танцовщицы, Патрисии Гарнетт: "Рубашка вся расстегнута. Галстука не было. Волосы, которых у него осталось немного, все в беспорядке. Вы просто видели, что они [Ламбер и Марго] только что..."
Похоже, что никто не удивлялся, как очаровательная Марго могла влюбиться в столь, казалось бы, непривлекательного мужчину. Констан Ламбер не случайно славился многочисленными любовными победами. В него была влюблена даже железная Нинетт де Валуа, правда, это произошло задолго до описываемых событий, когда де Валуа танцевала в "Русском балете", а Ламбер сочинял по заказу Дягилева балет "Ромео и Джульетта". Да, он не был красавцем, обладал ужасным характером и страдал (или наслаждался, если угодно) алкоголизмом, но он также был умен, харизматичен, обладал блестящим чувством юмора (Марго вспоминала, что он мог заставить ее смеяться, как никто другой) и энциклопедической образованностью не только в сфере музыки. С ним Марго смогла восполнить все пробелы в своем образовании и воспитании. Он давал ей читать книги, сопровождая своими комментариями и советами, водил по выставкам, учил слушать и понимать музыку, показывал, объяснял, рассказывал. Вводил Марго в круг своих друзей - литераторов, художников, интеллектуалов. В шестнадцать лет она была не в состоянии оценить все эти дары и отвергала ухаживания Ламбера, но с возрастом поняла, как ей на самом деле повезло, что такой мужчина обратил на нее внимание, и стала воском в его руках.
Фредерик Аштон и выдающийся балетный педагог Вера Волкова сделали из Марго блестящую балерину, а Констан Ламбер превратил неловкую девочку, которая никак не могла повзрослеть, в утонченную светскую леди. Без лоска, который он ей придал, Марго не была бы той Марго Фонтейн, которой мы ее знаем и любим.
Но у всего на свете есть своя цена, и за взросление под руководством Ламбера Марго пришлось заплатить разбитым сердцем. Когда он только добивался ее, она была его идеальной любовью, но с началом романа роли поменялись - теперь она смотрела на него снизу вверх. Он не женился на ней, хотя уже избавился от Фло. Более того, у него со временем начались романы на стороне, которые Марго терпеливо прощала, как и дурное обращение. Во время регулярных запоев Ламбера она разыскивала его по злачным барам, чтобы отвести домой. В этих небезопасных вылазках Марго сопровождал Роберт Хелпманн - к тому моменту уже ее преданный друг и партнер на сцене (хотя в последнее время Марго все больше танцевала с красавцем Майклом Сомсом, тогда как Бобби Хелпманн дрейфовал от классического балета к драматическому театру).
Марго несколько раз пыталась вырваться на свободу от Ламбера и заводила романы с другими, в том числе, с Роланом Пети. Но никто не мог заменить ей Ламбера, и она возвращалась к нему снова и снова. Это продолжалось до 1947 года, когда Констан Ламбер женился... но не на Марго, а на художнице Изабель Делмер. Эту женщину он полюбил так, что ради нее бросил пить (правда, не надолго, и вскоре пили уже оба, но это, как говорится, другая история).
Марго была в отчаянии, но смогла взять себя в руки. Ее подруга, балерина Памела Мэй в тот период зашла к ней в гости и обнаружила за необычным занятием - Марго устроила ревизию своей библиотеки (к тому времени весьма обширной) и методично отрывала у некоторых книг обложки и форзацы. Эти книги некогда преподнес ей Ламбер и оставил на обложках и форзацах дарственные надписи или комментарии просветительского характера, и Марго уничтожала их, избавляясь от следов присутствия Ламбера в своей жизни.
"Она может потерять голову, но не сердце", - сказал о Марго Фредерик Аштон. "На самом деле, я никогда не теряла ни того, ни другого", - возразила Марго.