В середине прошлого века Джин Айрес – психолог, эрготерапевт, ученый – написала диссертацию о соматосенсорной диспраксии. Она выявила, что среди детей с трудностями в обучении есть некая группа, у представителей которой врачи не обнаружили какого-то определенного неврологического или психиатрического диагноза. Тем не менее поведение этих детей отличалось от привычного.
Гипотеза Дж. Айрес состояла в том, что у этих детей нарушен процесс сенсорной интеграции. По каким-то неизвестным причинам их мозг обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, не так, как это происходит у других людей. Сбой может происходить на разных этапах:
1) регистрация сенсорной информации;
2) модуляция;
3) планирование;
4) адаптивный ответ.
Мозг делает выводы о том, что происходит с телом и за пределами тела, на основе той информации, которая поступает от рецепторов органов чувств. А что, если они не выполняют свою работу корректно?
Даже если сенсорная информация была зарегистрирована, нарушение обработки может произойти на этапе модуляции. Почему одни люди могут спокойно носить шерстяную одежду, а другим она кажется невыносимо колючей? Мозг по-разному модулирует сигналы, поступающие от рецепторов кожи. Это как своеобразная «ручка громкости», но она своя для каждого типа ощущений, и работают эти многочисленные ручки у всех людей по-разному.
Где граница между ситуацией, когда ребенок просто слишком чувствителен, и нарушением сенсорной интеграции? Если особенности обработки мозгом ощущений не мешают нормально жить – все в порядке. Если же ребенок, надев шерстяной свитер, начинает с криками кататься по полу, не понимая, что с ним происходит, – это может быть нарушением сенсорной интеграции.
Джин Айрес сосредоточилась только на трех сенсорных системах, которые считала самыми важными для сенсорной интеграции:
1. Вестибулярная (рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха).
2. Тактильная (рецепторы в коже).
3. Проприоцептивная (рецепторы в мышцах и суставах).
Эти три системы позволяют ощущать то, что происходит с телом. Поэтому нарушения в их работе могут приводить к состоянию, которое Джин Айрес назвала соматосенсорной диспраксией. «Сома» – тело, «диспраксия» – расстройство, которое препятствует выполнению ежедневных действий.
Планирование и адаптивный ответ: что это? Ребенок должен почувствовать, что происходит с его телом, и совершить те действия, которые уместны в сложившейся ситуации. Нарушения сенсорной интеграции мешают освоению навыков самообслуживания и в целом затрудняют процесс обучения ребенка.