Если Вы пытались сочинять свою музыку, наверняка многие сталкивались с проблемой: как создать красивую и гармоничную последовательность аккордов в тональности? Как определить, какие из них должны быть мажорными, а какие минорными?
Есть определенные закономерности, которые определяются строением лада и набором ключевых знаков, характерным для каждой тональности.
Если вы не знакомы с понятием "ключевые знаки", советую заглянуть в статью.
Важно понимать, что при построении аккордов в тональности ключевые знаки действуют на все звуки, входящие в состав аккордов.
Теперь давайте решать главный вопрос: какие аккорды в тональности являются мажорными, а какие минорными? Дело в том, что ступени лада неравноценны с точки зрения устойчивости звучания. Наиболее устойчивые из них получили название главных ступеней лада.
Главными ступенями лада являются:
1. Тоника – первая ступень (Т)
2. Субдоминанта – 4-я ступень (S)
3. Доминанта – 5-я ступень (D)
Аккорды, построенные от главных ступеней соответствуют наклонению лада. Это значит, что в мажоре T, S, D – всегда мажорные аккорды, а в миноре – минорные. Аккорды, построенные от остальных ступеней лада называются побочными и имеют противоположное наклонение.
Так в До-мажоре главными трезвучиями лада являются аккорды До-мажор (С), Фа-мажор (F) и Соль – мажор (G).
Аккорды на ступенях До-мажора:
Как некий артефакт, из-за особенностей строения лада, как в мажоре так и в миноре возникает один уменьшенный аккорд (в До-мажоре это Hdim). В мажоре он образуется на 7, а в миноре – на 2 ступени.