Найти тему

Аккорды в тональности

Если Вы пытались сочинять свою музыку, наверняка многие сталкивались с проблемой: как создать красивую и гармоничную последовательность аккордов в тональности? Как определить, какие из них должны быть мажорными, а какие минорными?
Есть определенные закономерности, которые определяются строением лада и набором ключевых знаков, характерным для каждой тональности.

Если вы не знакомы с понятием "ключевые знаки", советую заглянуть в статью.

Важно понимать, что при построении аккордов в тональности ключевые знаки действуют на все звуки, входящие в состав аккордов.

Теперь давайте решать главный вопрос: какие аккорды в тональности являются мажорными, а какие минорными? Дело в том, что ступени лада неравноценны с точки зрения устойчивости звучания. Наиболее устойчивые из них получили название главных ступеней лада.

Главными ступенями лада являются:

1. Тоника – первая ступень (Т)

2. Субдоминанта – 4-я ступень (S)

3. Доминанта – 5-я ступень (D)

Аккорды, построенные от главных ступеней соответствуют наклонению лада. Это значит, что в мажоре T, S, D – всегда мажорные аккорды, а в миноре – минорные. Аккорды, построенные от остальных ступеней лада называются побочными и имеют противоположное наклонение.

Так в До-мажоре главными трезвучиями лада являются аккорды До-мажор (С), Фа-мажор (F) и Соль – мажор (G).

Аккорды на главных ступенях До-мажора - T, S, D.
Аккорды на главных ступенях До-мажора - T, S, D.

Аккорды на ступенях До-мажора:

Трезвучия, построенные на каждой ступени гаммы До-мажор
Трезвучия, построенные на каждой ступени гаммы До-мажор

Как некий артефакт, из-за особенностей строения лада, как в мажоре так и в миноре возникает один уменьшенный аккорд (в До-мажоре это Hdim). В мажоре он образуется на 7, а в миноре – на 2 ступени.