Недавно мне на глаза попалось чертовски вдохновляющее видео, и я не могу перестать думать о нём.
Это была запись лекции Джорджии Кэннинг - профессиональной балерины, которая в своё время выбрала учить других, а не выступать на сцене.
Знаете, если читаешь статью о балете или слушаешь лекцию о балете или читаешь чей-то инстаграм о балете, то на 90% видишь разговор о физических преимуществах. Проще говоря, видишь примерно такое: "если вы будете заниматься балетом, то у вас будет прямая спина, красивая походка, длинная шея, хорошая растяжка..." и так далее. Всё это так. Но мало кто говорит кое-о-чём другом: о человеческих качествах, которым учит балет. О том, что балет на самом деле способен делать сильными не только наши ноги, но и наш характер. Гибкими не только наши спины, но и наш подход к жизни. Джорджия Кэннинг рассказала именно об этом. Её речь задела меня до глубины души.
Оригинал её выступления на английском языке - здесь. Я перевела на русский язык бОльшую часть.
"Почему балет так прекрасен". Лекция TED Джорджии Кэннинг
"У меня уже 5 лет своя балетная студия. Возраст моих студентов - от 3 до 80 лет. Да, вы не ослышались, 80 лет! И сегодня я расскажу вам о том прекрасном, чему на самом деле учит балет.
Я думаю, балет прекрасен, потому что он учит хватке. Один из моих любимых авторов - Энджела Ли Дакворт (американский психолог). И она как раз говорит о хватке как о главном показателе успешности. Хватка зависит от твоей выдержки, способности бежать марафон, а не кучу мелких спринтов. Способности ставить цель и уметь сменить фокус с неудачи/препятствия обратно на цель. И балет учит всему этому.
Родители хотят для своих детей самого лучшего. Поэтому они стараются выбирать для них занятия, которые учат этой выдержке и хватке. Балет — одно из таких занятий.
Я часто слышу, как родители не танцующих детей спрашивают родителей тех детей, которые занимаются танцами: "Вы платите такие огромные деньги вот за эти 3 минуты на сцене в пачке во время отчётного концерта?". И они ошибаются. Я скажу вам, за что они на самом деле платят. За дисциплину. За искусство быть настоящим воином. За гордую осанку, которая даёт уверенность и помогает в любой карьере. За творческий подход. За умение с достоинством терпеть неудачу — и все равно продолжать бороться. За уверенность в себе. За умение концентрироваться. И за прекрасную дружбу, которую дети могут обрести.
Но самое главное, балет учит понимать, что успех не приходит на раз-два. Что кропотливый труд — это норма. Что неудачи — это не навсегда.
А это (показывает фото своих взрослых студентов) — мои взрослые балерины. Кроме всего вышеперечисленного, они знают кое-что ещё. Балет для них — это отдушина.
Они приходят на занятие и, когда их рука касается станка, начинается полная концентрация на том, что делает твоё тело. Потому что невозможно заниматься балетом, думая о чем-то постороннем. Я сейчас объясню.
(делает плие). Когда ты делаешь плие, тебе нужно контролировать кучу всего: вдавливать носки и пятки в пол, разворачивать колени и бёдра, сжимать ягодицы, тянуться макушкой вверх, удлинять шею, раскрывать плечи, не расслабляться, но и не напрягать кисти рук… И садиться в плие можно только соблюдая все эти условия. А когда вы поднимаетесь вверх, ваша поза опять должна соответствовать всем этим правилам.
Видите, у вас просто нет времени на посторонние мысли (смеётся) . И это только про одно движение, а мы делаем сотни таких штук за один класс. У вас не будет времени думать о том, как вы ругались с детьми по дороге в школу. Или о горе нестиранного белья. Или о рабочих дедлайнах. Есть только вы и балетный станок. Поэтому я называю балетный класс медитативным состоянием.
Мои взрослые студенты рассказывали мне, что благодаря балету у них улучшилось душевное равновесие. У некоторых исчезли хронические боли. Некоторые вновь обрели способность концентрироваться и стали успешнее в бизнесе.
Самым невероятным доказательством того, на что способен балет, стал один мой студент. У него была болезнь Паркинсона, и он еле мог преодолеть короткое расстояние из точки А в точку Б. Когда я взяла его за руку и мы начали двигаться под классическую музыку, он двигался так же плавно как и я, в унисон со мной. Это было поразительно.
Балет может фактически сформировать каркас вашей личности. Он учит не сдаваться. По-настоящему прилагать усилие. Превозмогать трудности. И действительно радоваться своему успеху (думаю, это нужно делать чаще).
Когда меня спрашивают "чем ты занимаешься?", я не отвечаю, что учу людей стать профессиональными танцорами балета. Я отвечаю, что воспитываю прекрасных людей с железной хваткой".
______
Автор — Евгения Будрина.
Начала заниматься балетом в 32. Рассказываю о том, каково это — серьёзно заниматься танцами после 30. О сложностях, фейлах, личных историях и лайфхаках. И просто размышления по поводу.
Мой инстаграм - @kick_ass_girl_.
Группа в Facebook, где можно пообщаться о танцах - A.Dancer: сообщество взрослых танцоров-любителей.