(Начало истории - ссылка)
В середине 80-х СРТМ-к 1474, закончил свой промысловый рейс в Баренцевом море, на добыче креветок и вернулся в Таллин.
На борту оставалось около 50 тонн мороженой рыбопродукции (палтус, треска). В порту р/к «Маяк» имелся глубоководный пирс, но к нашему подходу он был занят, и 1474 временно поставили в порту Эстрыбпрома.
Автор: Евгений Михалев
Мы быстро прошли таможенное оформление и я еще успел, до окончания рабочего дня, подать в колхоз заявку на выделение автотранспорта для перевозки мороженой рыбы.
Первый день прихода - да кто его забудет... Тут и родные и друзья, все обнимаются, целуются... да что там говорить. Пол-года разлуки...
Утром, дома, у меня поднялась температура, (это бывает - в море воздух чистый, никаких вирусов нет, организму бороться не с кем, иммунитет ослабевает). Звоню рыбмастеру Александру:
- Саша, я заболел, занимайся выгрузкой рыбы, накладные оформи на складе-холодильнике колхоза.
- Да какие проблемы... рыбу 50тонн... отгрузим за 2часа...
Успокоил меня Саша.
За шесть месяцев рейса, в трал (орудие лова) постоянно попадаются в южных широтах лангусты, меч-рыба, клыкач, рыба капитан, мероу... А в северных - палтус, омары, креветка, камбала ерш, треска, лосось...
И моряки (это относится ко всему экипажу) делают заготовки вкуснятинки для своей семьи или друзей. Ну где можно купить меч-рыбу, (вырезаются полосы из живота рыбы, рубятся на куски по 500г. и маринуются. Отличить от мраморной говядины невозможно).
Или привезти чучело омара. (в Москве, когда ехал с аэропорта на вокзал сбежались все таксисты. Наперебой принялись торговаться за чучело... Помню что предлагали 50руб.)
Обычно заготовки делали так... Брикет креветок и брикет рыбы. В короба я запрещал упаковывать свои заготовки.
Так как это расход тары и главное-трюма СРТМ-к небольшие и место на вес золота. А брикет всегда можно положить там, где короб не входит.
Колхозное начальство не одобряло таких заготовок, но и не запрещало (в разумных пределах конечно). Но тогда мы стояли в чужом порту и законы здесь были свои.
Рыбмастер Саша, почувствовав себя руководителем выгрузки, объявил экипажу, что все заготовки он лично вывезет за проходную на автотранспорте (с водилой он якобы договорился). Со мной Саша, свою инициативу, согласовывать не стал.
Предупредил экипаж, чтобы каждый отметил свою продукцию, дабы в дальнейшем легко мог ее отыскать. И с последней машиной, загрузив на нее 500кг. заготовок, подъехал к проходной Эстрыбпрома.
Надо сказать,что машина перевозила всего 2 тонны рыбопродукции, поэтому зоркие вахтеры сразу заметили перегруз. Тогда еще можно было замять этот инцидент, но Саня пошел на обострение...
Через пол-часа на проходную прибыла машина ОБХСС. Составили акт о задержании, 500 кг заготовок передали на отдельное хранение в холодильник Эстрыбпрома.
Саша написал объяснительную, получил от ребят с экипажа устных люлей и приехал ко мне.
Я его спрашиваю:
-Ты знал, что судно через пару дней переставят в колхоз? Да... Тогда зачем было вывозить заготовки, если через 2 дня каждый мог свободно забрать свое?...
- Не подумал...
- А зачем повез, да еще все вместе?..
- Да там было все спокойно... думал проскочим... Егорыч, я в вышку хочу поступать, на штурмана. Может скажешь, что это ты распорядился... он немного замялся..., эти заготовки, вывезти...
- Хорошо Саша, я напишу в объяснительной, что это было мое распоряжение. К слову сказать, больше я Александра не видел. В колхозе он был в командировке (не так было просто попасть к нам)...
На следующий день экипаж собрали на судне. Приехал следователь с транспортной прокуратуры, всем раздали по листу бумаги А4 и ручку.
Попросил написать все как было с момента заготовки креветок и рыбы с указанием ассортимента и количества кг.
Перед тем как следователь приехал, я сообщил экипажу, что если всех заставят писать объяснительные - писать как было на самом деле:
После основной работы (вахты) собирал рыбу и креветку, которые не шли на производство. Из этого сырья изготовлял (в антисанитарных условиях) на промысловой палубе, свои заготовки весом 15-20кг.
И еще объяснил,что по УК СССР, уголовная ответственность начинается с ущерба в 50руб. Рыба в то время стоила меньше 1руб/кг, креветка-1,12руб./кг. Никто из экипажа не попадал под сумму в 50руб.
Когда все написали объяснительные и положили на стол перед следователем, нависла какая то зловещая тишина... Вдруг следователь изменился в лице и стал размахивать объяснительной:
- Вы только послушайте,что написал рефмеханик Тарасов!
Окончание истории (третья часть) по этой ссылке